Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 41.13-2007

Группа Д25

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИЙ М, N и О В ОТНОШЕНИИ ТОРМОЖЕНИЯ

     
Uniform provisions concerning the vehicles of categories M, N and О with regard to braking



ОКС 43.040.40

ОКП 45 1000

Дата введения 2009-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе русской версии Правил ЕЭК ООН N 13*, указанных в пункте 4

_________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.     

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 275-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 13 (включая поправки серии 10) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения" (Regulation N 13 "Uniform provisions concerning the approval of vehicles of categories M, N and О with regard to braking") путем изменения его структуры.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой Правил ЕЭК ООН N 13 приведено в дополнительном приложении Ш. При этом из наименования стандарта исключены слова "официальное утверждение", относящиеся к процедуре подтверждения соответствия (сертификации). Термины и положения, касающиеся процедур сертификации, не предусмотрены ГОСТ Р 1.5-2004 и, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", могут быть применены только в технических регламентах. По той же причине отдельные фразы и слова, относящиеся к процедуре сертификации, заменены на фразы и слова, относящиеся к испытаниям. Такие фразы и слова выделены курсивом. В стандарт введен раздел "Нормативные ссылки", предусмотренный ГОСТ Р 1.5-2004 и выделенный курсивом. В стандарт не включены разделы и приложения, относящиеся к процедуре сертификации или международному порядку применения Правил ЕЭК ООН

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН N 13)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 13 с поправками серии 10.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к торможению одиночных транспортных средств (далее - ТС), относящихся к категориям М, N и О.

_________________

Категории ТС - по *ГОСТ Р 52051.
      

* Обозначения и номера стандартов, выделенные здесь и далее по тексту документа знаком "", в бумажном оригинале выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

1.2 Настоящий стандарт не распространяется:

1.2.1 на ТС, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;

1.2.2 на прицепы, которые запрещается соединять с механическими ТС, конструктивная скорость которых превышает 25 км/ч;

1.2.3 на ТС, оборудованные для их управления людьми с ограниченными возможностями (инвалидами);

1.2.4 на оборудование, устройства и методы, указанные в приложении А.

     1а Нормативные ссылки*

_________________

* Наименование и номер пункта в бумажном оригинале выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕК ООН N 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕК ООН N 54) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.64-99 (Правила ЕК ООН N 64) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ 29200-91 (ИСО 9128-87) Транспорт дорожный. Графические символы, обозначающие типы тормозных жидкостей

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортное средство (vehicle)

2.1.1 механическое транспортное средство (mechanical vehicle, power-driven vehicle): Любое самоходное транспортное средство категорий M и N в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051.

2.1.2 прицеп (trailer): Несамоходное транспортное средство категории О в соответствии с классификацией, установленной ГОСТ Р 52051, сконструированное и предназначенное для буксирования механическим транспортным средством.

2.1.2.1 полный прицеп (full trailer): Прицеп, имеющий не менее двух осей и оборудованный буксирным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ей), но не передает какой-либо значительной нагрузки на буксирующее транспортное средство.

2.1.2.2 полуприцеп (semi-trailer): Прицеп, ось(и) которого расположен(ы) позади центра масс прицепа (при равномерной загрузке) и который оборудован сцепным устройством, позволяющим передавать горизонтальную и вертикальную нагрузки на буксирующее транспортное средство.

2.1.2.3 прицеп с центральной осью (center-axle trailer): Прицеп, оборудованный буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально (по отношению к прицепу), и ось(и) которого расположена(ы) вблизи центра масс прицепа (при равномерной загрузке) так, что на буксирующее транспортное средство передается только незначительная статическая вертикальная нагрузка, не превышающая либо 10% соответствующей максимальной массы прицепа, либо 10 кН (в зависимости от того, какая из этих величин меньше).

2.2 тип транспортного средства (vehicle type): Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 в случае механических транспортных средств:

2.2.1.1 категории транспортного средства (см. 1.1);

2.2.1.2 максимальной массы (в соответствии с определением, содержащимся в 2.17);

2.2.1.3 распределения массы по осям;

2.2.1.4 максимальной конструктивной скорости;

2.2.1.5 тормозных устройств различного типа, в частности наличия или отсутствия устройств для торможения прицепа, наличия системы электрического рекуперативного торможения;

2.2.1.6 числа, расположения и конструкции осей;

2.2.1.7 типа двигателя;

2.2.1.8 числа передач и значений передаточных чисел;

2.2.1.9 передаточных чисел ведущих мостов;

2.2.1.10 размеров шин;

2.2.2 в случае прицепов:

2.2.2.1 категории транспортного средства (см. 1.1);

2.2.2.2 максимальной массы (в соответствии с определением, содержащимся в 2.17);

2.2.2.3 распределения массы по осям;

2.2.2.4 типа тормозных устройств;

2.2.2.5 числа и расположения и конструкции осей;

2.2.2.6 размеров шин.

2.3 тормозная система (braking system): Совокупность частей - органа управления, тормозного привода и собственно тормоза, предназначенных для постепенного замедления движущегося транспортного средства или его остановки, или для удерживания его в неподвижном состоянии после остановки.

Примечание - Перечисленные функции тормозной системы определены в 5.1.2.

2.4 орган управления (control): Часть тормозной системы, на которую непосредственно воздействует водитель (или в случае прицепа соответствующей конструкции - сопровождающее лицо), обеспечивая подачу в тормозной привод энергии, необходимой для торможения, или управляя такой подачей.

Примечание - Этой энергией может быть или мускульная энергия водителя, или энергия из другого источника, управляемого водителем, или кинетическая энергия прицепа, или сочетание этих видов энергии.

2.4.1 активизация (actuation): Воздействие на орган управления или прекращение воздействия.

2.5 тормозной привод (transmission): Совокупность элементов, расположенных между органом управления и тормозом и обеспечивающих функциональную связь между ними.

Примечания

1 Тормозной привод может быть механическим, гидравлическим, электрическим и гибридным. Если торможение осуществляется полностью или частично с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, аккумулятор энергии в системе также является частью тормозного привода.

2 Тормозной привод состоит из двух частей - управляющего привода и передатчика энергии. В тех случаях, когда в настоящем стандарте термин "тормозной привод" применяют без уточнения, подразумевают как управляющий привод, так и передатчик энергии. Управляющую и питающую магистрали между тягачом и прицепом не следует рассматривать как части тормозного привода.

2.5.1 управляющий привод (control transmission): Совокупность элементов тормозного привода, контролирующих работу тормозов, в том числе исполнение управляющей функции, включая необходимый(е) аккумулятор(ы) энергии.

2.5.2 энергетический привод (energy transmission): Совокупность элементов, обеспечивающих снабжение тормозов энергией, необходимой для их функционирования, включая аккумулятор(ы) энергии, необходимый(ые) для работы тормозов.

2.6 тормоз (brake): Устройство, в котором возникают силы, препятствующие движению транспортного средства.

Примечание - Таким устройством может быть фрикционный тормоз (когда силы возникают благодаря трению между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого), электрический тормоз (когда силы возникают благодаря электромагнитному взаимодействию между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого, но не соприкасающимися друг с другом), гидравлический тормоз (когда силы возникают под воздействием жидкости, находящейся между двумя элементами транспортного средства, перемещающимися один относительно другого) или двигательный тормоз (когда силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего воздействия, передающегося от двигателя на колеса).

2.7 тормозные системы различных типов (different types of braking system): Системы, различающиеся между собой по таким существенным признакам, как:

2.7.1 характеристики элементов тормозной системы;

2.7.2 характеристики материалов, из которых изготовлен хотя бы один элемент, или форма или размеры такого элемента;

2.7.3 комбинации элементов в тормозных системах в сборе.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs