ГОСТ Р 41.54-99
(Правила ЕЭК ООН N 54)
Группа Л62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ШИН
ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ПРИЦЕПОВ
Uniform provisions concerning the approval of pneumatic tyres
for commercial vehicles and their trailers
OКC 83.160.10
ОКП 25 2000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 54*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 54, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.53/Rev.1, дата вступления в силу 22.02.97) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов" и включает в себя:
- Пересмотр 1 - Поправка 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.53/Rev.1/ Amend.1, дата вступления в силу 24.05.98)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 54 (далее - Правила).
Настоящие Правила распространяются на новые пневматические шины, предназначенные преимущественно, но не исключительно, для транспортных средств категорий М, М, N и О и О*. Однако они не применяются к типам шин, обозначаемых индексами категории скорости, соответствующими скоростям менее 80 км/ч.
________________
* Определение приводится в Сводной резолюции СР.3 (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип пневматической шины: Категория пневматических шин, не имеющих между собой существенных различий, в частности в отношении следующих характеристик:
2.1.1 предприятия-изготовителя;
2.1.2 обозначения размера шины,
2.1.3 категорий использования:
нормальная: для шин, предназначенных для использования на обычных дорогах,
специальная: специального назначения, например смешанная (для использования на дорогах и вне дорог) и (или) с ограничением скорости,
зимняя;
2.1.4 конструкции (диагональная, радиальная);
2.1.5 категории скорости;
2.1.6 индексов несущей способности;
2.1.7 поперечного сечения шины.
2.2 зимняя шина: Шина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенной проходимости по грязи и свежему или мокрому снегу по сравнению с обычной (дорожной) шиной. Рисунок протектора зимней шины обычно состоит из канавок (выступов) и (или) шашек массивного слоя, расстояния между которыми больше чем на обычной (дорожной) шине.
2.3 конструкция пневматической шины: Технические характеристики каркаса шины. Различаются, в частности, следующие типы конструкции шин:
2.3.1 шина диагональной конструкции: Пневматическая шина, нити корда которой достигают бортов и располагаются таким образом, что образуют чередующиеся углы, значительно меньшие 90° по отношению к осевой линии протектора.
2.3.2 шина радиальной конструкции: Пневматическая шина, нити корда которой достигают бортов и располагаются под углами, близкими к 90° по отношению к осевой линии протектора, и каркас которой укрепляется по окружности при помощи практически нерастяжимого пояса.
2.4 борт: Элемент пневматической шины, форма и конструкция которого позволяют ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.5 корд: Нити, образующие ткань слоев в пневматической шине*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.6 слой: Зона, образованная прорезиненным кордом, слои которого расположены параллельно друг другу*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.7 каркас: Часть пневматической шины, иная чем протектор, и резина боковины, которая при накачанной шине воспринимает нагрузку*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.8 протектор: Часть пневматической шины, соприкасающаяся с грунтом; эта часть защищает каркас от механических повреждений и способствует обеспечению сцепления колеса с грунтом*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.9 боковина: Часть пневматической шины, расположенная между протектором и зоной, покрываемой закраиной обода*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.10 нижняя часть боковины: Зона, расположенная между максимальным сечением шины и зоной, покрываемой закраиной обода*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.11 канавки протектора: Пространство между двумя соседними выступами и (или) шашками рисунка протектора*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.12 ширина профиля : Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины без учета выступов, образуемых надписями (маркировкой), украшениями, швами или защитным рифлением*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.13 габаритная ширина: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины, включая надписи (маркировку), украшения, швы и защитные рифления*.
_______________
* См. рисунок 1.
2.14 высота профиля : Расстояние, равное половине разницы между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода.
2.15 номинальное отношение высоты профиля к его ширине : Частное от деления высоты профиля на номинальную ширину профиля , умноженное на сто, причем оба размера выражают в одинаковых единицах измерения;
2.16 наружный диаметр : Габаритный диаметр новой накачаной пневматической шины*.
________________
* См. рисунок 1.
2.17 Обозначение размера шины
2.17.1 Обозначение должно включать:
2.17.1.1 номинальную ширину профиля . Ширину выражают в миллиметрах за исключением типов шин, обозначение которых приводится в первой колонке таблиц приложения 5 настоящих Правил;
2.17.1.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине, за исключением некоторых типов шин, обозначения которых приводятся в первой колонке таблиц, приложения 5 настоящих Правил;
2.17.1.3 условное число , характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру, выраженное либо в условных единицах (число меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100). Могут также проставляться оба эти числа;
2.17.1.3.1 значения условного числа в миллиметрах приведены в таблице 1.
2.18 номинальный диаметр обода : Диаметр обода, на котором монтируется шина.
2.19 обод: Основание для покрышки с камерой или для бескамерной шины, на которое опираются борта шины*.
__________________
* См. рисунок 1.
2.20 теоретический обод: Обод, ширина которого в раз больше номинальной ширины профиля шины; это значение указывает предприятие - изготовитель шины.
2.21 измерительный обод: Обод, на котором должна монтироваться шина для проведения измерений.
Таблица 1
Условная единица номинального диаметра обода (условное число ) | Значение | Условная единица номинального диаметра обода (условное число ) | Значение |
8 | 203 | ||
9 | 229 | ||
10 | 254 | 14,5 | 368 |
11 | 279 | 16,5 | 419 |
12 | 305 | 17,5 | 445 |
13 | 330 | 19,5 | 495 |
14 | 356 | 20,5 | 521 |
15 | 381 | 22,5 | 572 |
16 | 406 | 24,5 | 622 |
17 | 432 | ||
18 | 457 | ||
19 | 482 | ||
20 | 508 | 26 | 660 |
21 | 533 | 28 | 711 |
22 | 559 | 30 | 762 |
23 | 610 | ||
24 | 635 | ||
25 | - |