ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ С РЕГУЛЯРНЫМ АВТОБУСНЫМ СООБЩЕНИЕМ
"СОГЛАСОВАНО" ВРИО Начальника Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России В.У.Тимошин 25.XI...
"УТВЕРЖДАЮ" Руководитель Федеральной дорожной службы России В.Т.Артюхов 19.01.99
Предисловие
1. Требования к автомобильным дорогам с регулярным автобусным сообщением разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1996 года N 133-р "O реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
2. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Федеральной дорожной службы России от 19 января 1999 г. N 10 взамен "Требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах", 1976 г.
3. Разработаны ГП "РОСДОРНИИ" с участием специалистов НИИАТ.
1.1. Настоящие требования разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации "О реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Они устанавливают требования к автомобильным дорогам, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров автобусами.
1.2. Настоящие требования предназначены для дорожных и иных организаций, осуществляющих содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог с регулярным автобусным сообщением, а также расположенных на них сооружений.
1.3. Контроль за соблюдением настоящих требований осуществляется территориальными органами: Государственной инспекции безопасности дорожного движения и другими органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
2.1. Общие требования
2.1.1. Техническое состояние автомобильных дорог, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, по которым проходят автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
_______________
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения; ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения; ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия; ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная; ГОСТ 25695-94* Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры; СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги; СНиП 2.05.03-83** Мосты и трубы; ГОСТ 24451-80 Автодорожные тоннели; ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог; ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах; ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ; Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 25695-91.
** Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СНиП 2.05.03-84. - Примечания изготовителя базы данных.
2.1.2. Регулярные автобусные перевозки могут быть организованы на дорогах I-IV категорий.
2.2. Поперечный профиль
2.2.1. Основные параметры элементов поперечного профиля автомобильных дорог должны соответствовать требованиям пп.4.4-4.19 СНиП 2.05.02-85.
2.2.2. Не допускается организация регулярных автобусных перевозок по дорогам с шириной проезжей части менее 6,0 м.
2.2.3. Минимальная ширина обочин на особо трудных участках дорог в горной местности и на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, в застроенных районах должна быть не менее 1,5 м для дорог I и II категорий и 1,0 м для остальных категорий.
2.2.4. При радиусах кривых в плане 1000 м и менее проезжая часть с внутренней стороны должна быть уширена за счет обочин на величину, указанную в п.4.19 СНиП 2.05.02-85. При этом ширина обочин должна быть не менее, чем указано в п.2.2.3.
2.3. План и продольный профиль
2.3.1. Величины продольных уклонов и радиусов кривых в плане и продольном профиле должны быть не менее величин, указанных в п.4.21 СНиП 2.05.02-85.
Во всех случаях, где по местным условиям возможно появление на дороге людей и животных, должна быть обеспечена боковая видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I-III категорий и 15 м для дорог IV категории.
2.3.2. В горных условиях длина участка дороги с затяжным уклоном в зависимости от его величины не должна превышать значений, приведенных в табл.13 СНиП 2.05.02-85.
В горной местности допускаются участки с затяжными уклонами (более 60‰), длина которых не должна превышать значений, указанных в таблице 13 СНиП 2.05.02-85, с обязательным включением между ними участков с уменьшенными продольными уклонами (20‰ и менее) или площадок для остановки автомобилей.
Площадки должны иметь размеры, достаточные для остановки не менее 3 грузовых автомобилей длиной по 20,0 м, а место их расположения должно быть выбрано из условия безопасности стоянки, исключающего возможность появления осыпей, камнепадов, селей, лавин, оползней и т.п., как правило, у источников воды.
Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50‰ должны быть противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км.
2.3.3. На участках дорог в пределах населенных пунктов, а при интенсивности движения 4000 прив. ед/сут и более также на подходах к ним должны быть тротуары, размещенные, как правило, за пределами земляного полотна.
2.3.4. Элементы дорог, построенных до введения в действие СНиП 2.05.02-85, на участках подъемов и спусков должны отвечать требованиям гл.5 ВСН 25-86.
2.4. Пересечения и примыкания
2.4.1. Планировка пересечений и примыканий дорог в одном уровне, независимо от схемы организации движения, должна обеспечивать пересечение транспортных потоков под прямым или близким к нему углом. В случаях, когда транспортные потоки не пересекаются, а разветвляются или сливаются, допускается наличие пересечений дорог под любым углом с учетом обеспечения видимости.
2.4.2. Радиусы кривых в местах пересечений и примыканий дорог в одном уровне при съездах с дорог I и II категории должны быть не менее 25 м, с дорог III категории - не менее 20 м и дорог IV категории - не менее 15 м.
2.4.3. На пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в табл.10 СНиП 2.05.02-85.
Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только в исключительных случаях при условии обеспечения нормативной видимости.
2.4.4. Съезды с дорог I-III категорий и въезды на них должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в соответствии с п.п.5.22-5.26 СНиП 2.05.02-85.
2.4.5. На пересечениях дорог, не отвечающих требованиям СНиП 2.05.02-85, должны быть приняты меры по улучшению их расположения и планировки в соответствии с п.п.6.3 и 6.4 ВСН 25-86.
2.5. Автобусные остановки
2.5.1. Выбор местоположения автобусных остановок производится в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными (коммунальными) организациями, главным архитектором города (района), Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
_______________
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте; СНиП 2.05.02-85; ВСН 25-86.
2.5.2. Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов следует располагать на прямых участках дорог или на кривых радиусами в плане не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м для дорог III категории и 400 м для дорог IV категории и при продольных уклонах не более 40‰. При этом должны быть обеспечены нормы видимости для дорог соответствующих категорий в соответствии со СНиП 2.05.02-85.
Автобусные остановки на дорогах II-IV категорий должны быть смещены по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов. Для удобства организации движения пешеходов автобусные остановки рекомендуется смещать, как указано выше, и на дорогах I категории.
В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки должны быть расположены за пересечениями и примыканиями.
Автобусные остановки следует устраивать на дорогах I-III категорий не чаще, чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 1,5 км.
2.5.3. Места автобусных остановок должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками и павильонами для пассажиров в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.
Запрещается использовать посадочные площадки и павильоны для других целей (торговые точки и т.п.).
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м.
Автобусные остановки на дорогах I-а категории должны быть расположены вне пределов земляного полотна и в целях безопасности должны быть отделены от проезжей части разделительной полосой.
Остановочные площадки на дорогах I-б - III категорий должны отделяться от проезжей части разделительной полосой шириной не менее 0,5 м.
Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь покрытие на площади не менее 10х2 м и на подходе к павильону. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.
В зоне автобусных остановок бордюр устанавливают без смещения от кромки остановочной полосы и прилегающих к нему участков переходно-скоростных полос.
От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров должны быть устроены пешеходные дорожки или тротуары до существующих тротуаров, улиц или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.
В зоне остановочных пунктов на конечных остановках и в местах промежуточного отдыха пассажиров на междугородных маршрутах должны быть общественные туалеты.
Конечные пункты автобусных маршрутов должны быть оборудованы разворотными площадками.
2.5.4. Расположение и оборудование остановок в пределах населенных пунктов должны отвечать требованиям п.10.5.2 ВСН 25-86 и СНиП 2.07.01-89.
В темное время суток остановочные пункты в городах и населенных пунктах должны освещаться.
2.5.5. При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности на маршрутах должны быть установлены специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
2.5.6. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек, обеспечивающих движение пешеходов к остановке, определяется органами исполнительней власти соответствующей территории.
2.6. Обустройство автомобильных дорог
2.6.1. Автомобильные дороги, по которым осуществляются регулярные автобусные перевозки, должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения, включающими дорожные знаки, разметку, ограждения и светофоры.
2.6.2. Установка дорожных знаков на автомобильных дорогах должна соответствовать схемам их дислокации, утвержденным в установленном порядке.
_______________