Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

УТВЕРЖДЕНО
Министерством путей сообщения
Российской Федерации
19 августа 1991 года

ИНСТРУКЦИЯ
по эксплуатации железнодорожных переездов

____________________________________________________________________
Не применяется с 15 сентября 1998 года
на территории Российской Федерации на основании
указания МПС России от 3 сентября 1998 года N В-1041у
____________________________________________________________________

     

1. Общие положения

1.1. Железнодорожные переезды* - это пересечение дорог с железнодорожными путями в одном уровне. Переезды оборудуют необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения, улучшающими условия пропуска поездов и транспортных средств.

----------------

* В дальнейшем "переезды". Термины, применяемые в настоящей Инструкции, приведены в приложении 1.


Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от непосредственных участников перевозочного процесса особой бдительности и строгого выполнения Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и настоящей Инструкции.

Все организации и лица, пользующиеся переездами, обязаны выполнять требования настоящей Инструкции, руководствуясь главным условием обеспечения безопасности движения на переездах: железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед всеми остальными видами транспорта.

Действие настоящей Инструкции распространяется на все эксплуатируемые переезды железных дорог МПС, а также на вновь проектируемые.

Настоящая Инструкция рекомендуется к применению на промышленных предприятиях и организациях.

1.2. Переезды на пересечениях железнодорожных путей МПС с автомобильными дорогами общего пользования относятся к переездам общего пользования и содержатся за счет средств железной дороги.

Переезды на пересечениях железнодорожных путей МПС с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций считаются переездами необщего пользования.

Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет предприятий или организаций, пользующихся этими переездами. Порядок содержания и обслуживания их, а также открытие и закрытие устанавливаются начальником отделения железной дороги или начальником производственного объединения промышленного железнодорожного транспорта, в ведении которых находится переезд.

Пересечения железнодорожных путей МПС в границах территории предприятий (складов, депо, элеваторов и т.д.) дорогами, предназначенными для обеспечения технологического процесса работы данного предприятия, относятся к технологическим проездам и учету как железнодорожные переезды не подлежат. Безопасность движения поездов и транспортных средств на них обеспечивается администрацией предприятия. Порядок устройства, содержания и обслуживания, а также открытие и закрытие технологических проездов согласовываются с начальником отделения железной дороги, а на путях производственного объединения промышленного железнодорожного транспорта - с начальником этого объединения.

1.3. При сооружении вторых путей и разработке схем развития транспортных связей одновременно должны решаться вопросы о замене существующих пересечений в одном уровне путепроводами или отводе автомобильных дорог под ближайшие искусственные сооружения железной дороги.

1.4. Ежегодно, в июне-июле на всех железных дорогах должно производиться комиссионное обследование переездов под председательством руководителей дистанции пути с участием руководителей дистанции сигнализации и связи, дистанции электроснабжения или района электроснабжения, подъездных путей промышленного железнодорожного транспорта (при необходимости), представителей аппарата ревизора по безопасности движения отделения железной дороги, Государственной автомобильной инспекции, автотранспортных предприятий и дорожно-эксплуатационных организаций. По результатам обследования разрабатываются календарные планы устранения выявленных недостатков, организуется приведение устройств и оборудование переездов, а также прилегающих участков дороги (улиц) в полное соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог, Правил дорожного движения, настоящей Инструкции и типовых проектов.

2. Классификация переездов.
Порядок определения категории переезда

2.1. На железных дорогах МПС в зависимости от интенсивности движения поездов и транспортных средств переезды делятся на четыре категории.

К I категории относятся переезды, расположенные на пересечениях:

железных дорог с интенсивностью движения более 16 поездов/сут (суммарно в двух направлениях) и автомобильных дорог с интенсивностью более 7000 авт./сут* (суммарно в двух направлениях);

----------------

* Здесь и ниже - в приведенных единицах (приложение 2).


железных дорог с интенсивностью движения более 100 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения более 3000 авт./сут;

железных дорог, где осуществляется движение поездов со скоростью более 140 км/ч независимо от интенсивности движения транспортных средств на автомобильной дороге.

Ко II категории относятся переезды, расположенные на пересечениях:

железных дорог с интенсивностью движения до 16 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения более 7000 авт./сут;

станционных и подъездных путей и автомобильных дорог с интенсивностью движения более 7000 авт./сут;

жлезных дорог с интенсивностью движения 17 - 100 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения 3001 - 7000 авт./сут;

железных дорог с интенсивностью движения более 100 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения более 1001 - 3000 авт./сут;

железных дорог с интенсивностью движения более 200 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения 201 - 1000 авт./сут;

К III категории относятся переезды, расположенные на пересечениях:

железных дорог с интенсивностью движения до 16 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения 3001 - 7000 авт./сут;

станционных и подъездных путей и автомобильных дорог с интенсивностью движения 3001 - 7000 авт./сут;

железных дорог с интенсивностью движения 17 - 100 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения 1001 - 3000 авт./сут;

железных дорог с интенсивностью движения 101 - 200 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения 201 - 1000 авт./сут;

железных дорог с интенсивностью движения более 200 поездов/сут и автомобильных дорог с интенсивностью движения до 200 авт./сут;

К IV категории относятся все остальные переезды.

2.2. Переезды делятся на регулируемые и нерегулируемые.

К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации для водителей транспортных средств или обслуживаемых дежурным работником*.

----------------

* Переезд, обслуживаемый дежурным работником, в дальнейшем называется "Переезд с дежурным" (ранее назывался "Охраняемым"), а не обслуживаемый дежурным работником - "Переезд без дежурного" (ранее "Неохраняемый").


К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурным работником. Возможность безопасного проезда через такие переезды определяется водителем транспортного средства.

Оборудование устройствами переездной сигнализации действующих переездов осуществляется железными дорогами в возможно короткие сроки.

2.2.1. Обслуживание дежурным работником должно устанавливаться только на переездах:

I категории;

расположенных на участках с движением поездов со скоростью более 140 км/ч;

расположенных на пересечениях главных путей с дорогами, по которым осуществляется трамвайное или троллейбусное движение;

II категории, оборудованных переездной сигнализацией, расположенных на участках с интенсивностью движения более 16 поездов/сут и не оборудованных автоматической светофорной сигнализацией с бело-лунным мигающим огнем и автоматическим контролем неисправности устройств переездной сигнализации у дежурного по станции (поездного диспетчера).

Переезды, не оборудованные переездной сигнализацией, обслуживаются дежурным работником в следующих случаях:

при пересечении автомобильной дороги трех и более главных железнодорожных путей;

если переезд II категории имеет неудовлетворительные условия видимости, а на участках с интенсивностью движения более 16 поездов/сут - независимо от условий видимости (приложение 3);

если переезд III категории имеет неудовлетворительные условия видимости и расположен на участке с интенсивностью движения более 16 поездов/сут, а при расположении на участках с интенсивностью движения более 200 поездов/сут - независимо от условий видимости.

Для вновь строящихся и реконструируемых дорог удовлетворительной считается видимость, при которой водитель транспортного средства, находящегося на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (приложение 4), может видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м от переезда, а машинист приближающегося поезда может видеть середину переезда на расстоянии 1000 м.

2.3. Переезды с дежурным должны быть оборудованы шлагбаумами, а дежурство на них устанавливается, как правило, круглосуточно. Круглосуточное дежурство должно осуществляться на переездах, оборудованных автоматическими, полуавтоматическими шлагбаумами и электрошлагбаумами.

Некруглосуточная работа переездов может устанавливаться на переездах необщего пользования, а также на переездах, имеющих местное значение.

При наступлении перерыва в работе переезда дежурный работник прекращает пропуск транспортных средств через переезд, а механические шлагбаумы, полностью перекрывающие проезжую часть дороги, устанавливает в заградительное положение и запирает на замок.

Перечень переездов, работающих некруглосуточно, и часы их работы устанавливаются начальником отделения железной дороги по согласованию с местными Советами народных депутатов, Государственной автомобильной инспекцией и организациями, пользующимися этими переездами.

Горизонтально-поворотные шлагбаумы на переездах, расположенных на малодеятельных подъездных и станционных путях, должны железными дорогами заменяться светофорной сигнализацией, управляемой составительской либо локомотивной бригадой. До оборудования переездов сигнализацией горизонтально-поворотные шлагбаумы сохраняются, и такие переезды дежурным работником не обслуживаются.

Порядок закрытия и открытия горизонтально-поворотных шлагбаумов или включение и выключение светофорной сигнализации определяются местной инструкцией, утверждаемой начальником отделения железной дороги по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.

Переезды, расположенные вблизи помещений дежурных стрелочных постов, дежурных по станции (посту), могут обслуживаться работниками службы перевозок в порядке, утвержденном начальником отделения железной дороги по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.

2.4. Проверка интенсивности движения поездов и транспортных средств, условий работы переездов и пересмотр их категорий должны производиться дистанциями пути по фактической потребности, но не реже 1 раза в год. Для установления категорий переездов интенсивность движения поездов берется из графика движения участка, а интенсивность движения транспортных средств - по данным эксплуатационных организаций или хронометражных наблюдений дистанции пути. При этом составляется перечень переездов, на которых намечается прекращение обслуживания дежурным работником. Перечень согласовывается с Государственной автомобильной инспекцией*.

----------------

* Управлениями (отделами) ГАИ МВД России или автономных республик, ГУВД, УВД, край-, обл-, горисполкомов.


Перед прекращением обслуживания переезда дежурным работником должны быть осуществлены меры:

выполнены работы по оборудованию переезда устройством контроля работы автоматической переездной сигнализации (при ее наличии) у дежурного по станции (поездного диспетчера);

проверено соответствие состояния и оборудования переезда требованиям настоящей Инструкции и по результатам составлено заключение о готовности его эксплуатации без дежурного по переезду, подтвержденное Государственной автомобильной инспекцией.

Перевод переездов на эксплуатацию без дежурных работников осуществляется на основании приказа начальника отделения железной дороги. При этом демонтируются автоматические, полуавтоматические шлагбаумы, электрические шлагбаумы и другие устройства, связанные с обслуживанием переезда дежурным работником, и заменяются соответствующие дорожные знаки.

В местах, согласованных с Государственной автомобильной инспекцией, не менее чем за 15 дней до отмены дежурств по переезду должны быть выставлены хорошо видимые объявления с текстом: "Переезд с (дата) без дежурного" сроком на один месяц.

2.5. Не допускается на сети железных дорог общего пользования открывать вновь переезды:

I, II и III категорий;

на участках со скоростями движения поездов более 120 км/ч;

IV категории при пересечении трех и более главных путей, при пересечении путей в выемках и других местах, где не обеспечены условия видимости (приложения 3, 4), а также в случаях, когда требуется обслуживание переездов дежурным работником.

Открытие вновь переездов IV категории, кроме перечисленных выше, допускается (если нет возможности найти иное решение) с разрешения начальника железной дороги по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией, дорожно-эксплуатационными организациями или другими владельцами дорог.

Не допускается открытие трамвайного и троллейбусного движения на эксплуатируемых переездах.

Открытие вновь автобусного движения на переездах допускается с разрешения начальника железной дороги при условии оборудования переезда переездной сигнализацией и заключения комиссии, состав которой определен п.1.4 настоящей Инструкции.

2.6. Закрытие действующих переездов, перенос, восстановление закрытых переездов (постоянное или временное) производятся приказом начальника отделения железной дороги по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов, Государственной автомобильной инспекцией и дорожно-эксплуатационными организациями или другими владельцами дорог.

На закрываемых переездах (постоянно или временно) настил разбирается, подъезды к переездам со стороны автомобильных дорог на расстоянии не менее 10 м от крайних рельсов по всей ширине перегораживаются барьерами, а при необходимости - и канавами на расстоянии 2 м от барьера в сторону железнодорожных путей. Предупреждающие знаки на подъездах и подходах к переездам снимают и устанавливаются информационно-указательные знаки, указывающие направление объезда.

На закрываемых переездах все оборудование демонтируется. При кратковременном закрытии переезда на срок их закрытия автоматические устройства выключаются, а брусья запасных шлагбаумов устанавливаются в закрытое для движения транспортных средств положение и запираются на замок.

На подъездах к закрываемым переездам дистанцией пути сооружаются площадки для разворота транспортных средств.