ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 года N 43
О федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях"
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", представленную Министерством экономики Российской Федерации.
2. Утвердить государственными заказчиками федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать выделение средств на финансирование федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание и развитие Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях"
Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на 1992 год".
Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261.
В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Велики социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций.
Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требует дальнейшего развития и освещения современными техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных объектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных регионах делает население особо уязвимым при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Программой предусматривается осуществить на местном, региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Программа состоит из следующих подпрограмм:
создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);
обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оснащение техническими средствами сил РСЧС;
безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.
Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание новой государственной системы подготовки специалистов и населения, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.
Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям министерств, ведомств и организаций Российской Федерации современных образцов специальной техники и снаряжения для производства аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности.
Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов, позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40 процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не более 5 - 7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993 - 1997 годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие РСЧС (приложение N 1).
Программа выполняется в два этапа.
Первый этап - 1993 - 1995 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя следующие мероприятия:
разработку учебных программ и нормативно-методических документов для организации подготовки специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработку учебных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию обучения;
обновление учебно-материальной базы учебно-методических центров.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию семейства специализированных поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов поисков пострадавших в завалах, универсального аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты спасателей;
подготовку и освоение серийного производства аварийно-спасательного инструмента, специальных транспортных средств, эластомерных силовых конструкций;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС России.
Второй этап - 1995 - 1997 годы.
Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:
создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их информационного взаимодействия с региональным и федеральным уровнями управления РСЧС;
завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;
внедрение видеоинформационного обеспечения и современных средств связи.
Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя:
внедрение в полном объеме в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения по специальностям "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение информационной и пропагандистской работы с населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание литературы);
завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской защиты МЧС России.
Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:
создание многоцелевых авиационных комплексов аварийно-спасательных средств, машин разведки, мобильных робототехнических комплексов;
создание учебно-испытательного центра МЧС России;
оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.
Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе" включает в себя:
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий на региональном уровне РСЧС;
разработку проектов законов, государственных стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к различным сферам и направлениям обеспечения химической безопасности;
реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности в отдельных видах производств;
совершенствование систем контроля и управления химической опасностью;
разработку средств контроля и индикации различных видов химически опасных веществ и организацию их серийного производства;
разработку средств защиты от химически опасных веществ и организацию их серийного производства.
Реализация мероприятий Программы осуществляется министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации - исполнителями Программы по согласованию с МЧС России планам, а по подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" работа организуется на основе совместных приказов МЧС России, Минобразования России и Госкомвуза России.
МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий с указанием количественных показателей и финансовых затрат.
Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с исполнителями.
Организация выполнения мероприятий Программы на территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (приложение N 2).
Конечными результатами Программы являются:
создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС;
создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования по программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности";
подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;
освоение производства современных технических средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных средств экстренного реагирования, специальными аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами, приборами разведки и контроля, механизированным аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания помощи пострадавшим;
создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий;
разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;
совершенствование системы контроля и управления химической опасностью;
разработка и производство средств защиты от химически опасных веществ.