РД-07-04-2006
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2007 г.
1. Инструкция о порядке проведения целевой инспекции физической защиты объектов использования атомной энергии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (N 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г.), "Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264), "Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ" НП-034-01 (постановление Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. N 3), "Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401).
2. Инструкция определяет требования к подготовке и проведению на объектах использования атомной энергии, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), целевой инспекции выполнения установленных требований по обеспечению физической защиты указанных объектов (далее - инспекция).
Инструкция является обязательной для работников центрального аппарата Службы и входящих в ее состав межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (далее в соответствующих случаях - территориальные органы или территориальный орган Службы), на которых возлагаются организация и проведение соответствующих инспекций.
3. Инспекции проводятся при рассмотрении заявлений организаций о выдаче лицензий Службой и при осуществлении организациями разрешенной деятельности.
4. Инспекции проводятся с целью:
проверки соблюдения эксплуатирующими организациями и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги в области использования атомной энергии, установленных требований к обеспечению физической защиты и принятия территориальными органами Службы необходимых мер по выявлению и своевременному устранению нарушений и недостатков в обеспечении физической защиты в соответствии с существующим законодательством;
подтверждения полноты и правильности информации об обеспечении физической защиты, представленной в органы Службы;
оценки возможностей и наличия условий у заявителя для осуществления лицензируемой деятельности в части обеспечения физической защиты;
проверки выполнения условий действия лицензий.
5. Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые инспекции проводятся в соответствии с комплексным планом работы Службы, годовыми и квартальными планами работ территориальных органов Службы.
О плановых инспекциях инспектируемые организации уведомляются заранее (рабочая программа инспекции должна быть направлена в инспектируемую организацию не позднее, чем за 15 дней до ее начала), о внеплановых - непосредственно перед их началом.
Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с информацией о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии (в части обеспечения физической защиты) и в других случаях по решению руководства Службы и ее территориальных органов. Рабочая программа и план проведения внеплановой инспекции должны быть переданы инспектируемой организации перед началом инспекции.
6. Целевая инспекция физической защиты в поднадзорных организациях должна проводиться на ядерно- и радиационно-опасных объектах, на территории которых используются и ядерные материалы и радиоактивные вещества, не реже одного раза в год, на радиационно-опасных объектах, на территории которых используются только радиоактивные вещества, - не реже одного раза в два года.
7. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении N 2.
8. Целевая инспекция подготавливается в соответствии с требованиями, изложенными в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98), Положении о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-15-98), Инструкции по осуществлению надзора за физической защитой радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ (РД-08-31-2003), Положении о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97), Инструкции по проведению инспекции инженерно-технических средств физической защиты ядерно-опасных объектов (РД-08-19-2000), Методических указаний по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД-07-01-2004), Инструкции по проверке подразделений ведомственной охраны при проведении инспекций физической защиты объектов использования атомной энергии (РД-08-27-2002), Типовой программе инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-20-2000), Инструкции по проведению инспекции физической защиты ядерных материалов при их транспортировании (РД-08-25-2001).
9. Инспекция может проводиться комиссией центрального аппарата Службы, назначаемой приказом руководителя Службы, или комиссией территориального органа Службы, назначаемой приказом руководителя этого органа.
В приказе определяются персональный состав комиссии (председатель и ее члены), сроки работы комиссии, а также федеральные органы исполнительной власти, иные органы, организации и учреждения, которым (помимо инспектируемой организации) надлежит направить акт о результатах проведенной инспекции.
Инспекция может проводиться также группой инспекторов (инспектором), назначаемой(ого) приказом руководителя территориальной службы или распоряжением начальника отдела инспекции.
10. Инспекция проводится по рабочей программе, составляемой в соответствии с установленными в главе III Инструкции основными направлениями инспекции и их содержанием.
11. Инспекция проводится в присутствии уполномоченных представителей эксплуатирующей (инспектируемой) организации.
12. Инспекции поднадзорных организаций, охраняемых внутренними войсками МВД России, проводятся при участии представителей командования (штабов) внутренних войск МВД России.
13. В процессе инспекции инспектирующим лицам необходимо соблюдать требования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, режима секретности и не вмешиваться в технологические процессы, осуществляемые в инспектируемой организации.
При проверке действий подразделений охраны запрещается использовать метод провокаций.
14. Инспекция включает проверку организационного обеспечения функционирования системы физической защиты, проверку состояния и работоспособности ИТС ФЗ и проверку действий подразделения охраны.
14.1. Инспектирование организационного обеспечения функционирования системы физической защиты включает проверки:
- обеспеченности организации законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, ведомственными нормативными документами, регламентирующими деятельность по обеспечению физической защиты (приложение 3);
- наличия внутриобъектовых организационно-распорядительных и других документов (приложение 4), выполнение их требований и соответствие содержащихся в них положений документам, указанным в приложении 3;
- соответствия инженерно-технических средств физической защиты ЯОО категории ядерных материалов;
- соответствия системы и способа охраны требованиям акта межведомственной (ведомственной) комиссии по охране объекта;
- наличия и состояния охраняемых зон (защищенной, внутренней, особо важной) и физических барьеров по периметру этих зон, включая конструкции зданий и сооружений;
- организации доступа работников объекта, командированных лиц в охраняемые зоны. Порядок досмотра транспортных средств и использование технических средств обнаружения проноса (провоза) радиоактивных материалов, металлов и взрывчатых веществ на контрольно-пропускных пунктах;
- учета доступа лиц в помещения, учета ключей, использования наборных кодов (периодическое изменение цифровых наборов последних);
- организационных мероприятий по обеспечению режима самоохраны;
- выполнения правила двух (трех) лиц, учета лиц, уполномоченных на вскрытие хранилищ.
14.2. Инспектирование состояния и функционирования ИТС ФЗ включает проверки:
- состояния оборудования ИТС ФЗ объекта;
- основных характеристик ТС ФЗ (тип, количество, вероятности обнаружения, частоту ложных срабатываний, возможные сценарии и способы преодоления потенциальным нарушителем комплекса ТСО);
- соответствия принятых проектных решений по инженерно-техническому обеспечению ФЗ требованиям нормативных документов (применение оборудования, функционирующего на различных физических принципах, наличие резервных источников электропитания комплекса ИТС ФЗ и т.д.);
- работоспособности средств оптико-электронного наблюдения, тревожной сигнализации, системы специальной связи, систем обеспечения, средств обнаружения проноса (провоза) радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла, выработку ими ресурса; периодичность и объем проверки исправности ТС ФЗ, порядок технического обслуживания, наличие актов (журналов) проверки.
14.3. Инспектирование действий подразделения охраны включает проверки:
- состояния охраны объекта;
- укомплектованности личным составом, обеспеченности вооружением, транспортом и средствами связи;
- организации взаимодействия подразделений охраны, службы безопасности с персоналом и администрацией объекта использования атомной энергии;
- организации взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны с органами Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- профессиональной подготовки, прохождения периодической аттестации, проведения учений;
- организации и несения караульной службы;
- практических действий личного состава при получении сигнала тревоги;