РД-08-15-98
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАДЗОРЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
УТВЕРЖДЕНО Приказ Госатомнадзора России от 20 мая 1998 г. N 51
СОГЛАСОВАНО заместитель Министра Российской Федерации по атомной энергии В.В.Богдан (исх.N 08-753 от 24.02.98)
Врио Начальника штаба внутренних войск МВД России М.А.Паньков (исх.N 5-07/876 от 04.11.97)
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 1 июня 1998 г.
1. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Правила), Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. N 283-pп, Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 1355 и распоряжениями Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. N 636-pп и от 26 июля 1995 г. N 350-рп о частичных изменениях Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
2. Настоящее Положение определяет организацию и порядок проведения государственного надзора за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физзащита) ядерно-опасных объектов, поднадзорных Госатомнадзору России, и обязательно для структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России и его территориальных органов, к компетенции которых относятся вопросы организации и осуществления государственного надзора за обеспечением физической защиты.
3. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов представляет собой комплекс последовательных взаимосвязанных действий по получению информации о состоянии физзащиты, проверке соблюдения требований правил и норм в области обеспечения физзащиты, выполнения условий действия лицензий на виды деятельности в части обеспечения физзащиты, а также применения санкций в случае невыполнения требований указанных правил и норм.
4. Основными задачами государственного надзора за обеспечением физзащиты являются:
надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими ядерную деятельность, и персоналом (работниками) ядерно-опасных объектов требований Правил, других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов;
надзор за соблюдением администрацией ядерно-опасного объекта требований к обеспечению физзащиты, предусмотренных в лицензии на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о состоянии физзащиты и выполнении администрацией ядерно-опасного объекта требований Правил и других нормативно-правовых актов по обеспечению физзащиты ядерно-опасных объектов.
5. Требования к организации и осуществлению государственного надзора за обеспечением физзащиты при проведении работ с использованием оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества, а также на радиационно опасных производственных (технологических) участках и в пунктах хранения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения устанавливаются иными нормативными документами.
6. В настоящем Положении учтены peкомендации, содержащиеся в документах МАГАТЭ: Конвенция о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274/Rev1), Физическая защита ядерного материала (INFCIRC/225/Rev3).
7. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в приложении 1.
8. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов должен осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также при обращении с ядерными материалами, в том числе при их транспортировании.
9. Методическое руководство деятельностью территориальных органов Госатомнадзора России по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов и общую координацию этой деятельности осуществляет Управление по надзору за учетом и контролем ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты Госатомнадзора России (далее - Управление) в рамках своей компетенции.
10. Территориальные органы Госатомнадзора России организуют и осуществляют государственный надзор за обеспечением физзащиты на поднадзорных им ядерно-опасных объектах.
11. Государственный надзор за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов предусматривает:
проведение анализа информации о состоянии физической защиты ядерно-опасных объектов, результатов инспекций и принятие основанных на законодательных и иных нормативных правовых актах мер, направленных на устранение нарушений требований норм и правил в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
проверку выполнения условий действия выданных лицензий на виды деятельности в области использования атомной энергии в части соблюдения требований к обеспечению физзащиты;
проведение инспекций с целью проверки обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов и соответствия ее установленным требованиям правил и норм в области обеспечения физзащиты ядерно-опасных объектов;
проверку выполнения выданных органами Госатомнадзора России предписаний.
12. Анализ информации об обеспечении физзащиты поднадзорных ядерно-опасных объектов осуществляют территориальные органы Госатомнадзора России, основываясь на результатах проведенных на указанных объектах соответствующих инспекций, требованиях выданных предписаний, а также на представляемых объектами в установленном порядке отчетах, справках об обеспечении физзащиты этих объектов.
Анализ информации об обеспечении физзащиты всех поднадзорных Госатомнадзору России ядерно-опасных объектов осуществляет Управление, основываясь на представляемых ему территориальными органами Госатомнадзора России отчетах, результатах инспекций физзащиты ядерно-опасных объектов, проведенных специалистами Управления.
Порядок подготовки и представления территориальными органами Госатомнадзора России отчетов о надзоре за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов определяется Положением об отчетности в системе Госатомнадзора России о надзоре за состоянием учета и контроля ядерных материалов, обеспечением гарантий их нераспространения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-14-97).
13. Выявленные в процессе инспекции нарушения требований Правил, других нормативно-правовых документов по обеспечению физической защиты ядерно-опасного объекта должны быть проанализированы с целью определения причин этих нарушений и влияния их на обеспечение физзащиты объекта. По результатам проведенного анализа должны быть предложены меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в области обеспечения физзащиты и повышению эффективности деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов.
Анализ результатов деятельности по государственному надзору за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов осуществляется территориальными органами Госатомнадзора России и Управлением в рамках своей компетенции.
14. Основной формой реализации государственного надзора за обеспечением физзащиты ядерно-опасных объектов являются инспекции физзащиты этих объектов. Инспекции физзащиты ядерно-опасных объектов проводятся при рассмотрении заявлений на получение лицензий Госатомнадзора России и в процессе осуществления разрешенной деятельности.