Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 41.43-2005
(Правила ЕЭК ООН N 43)

Группа И19

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ БЕЗОПАСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОСТЕКЛЕНИЯ И ИХ УСТАНОВКИ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Uniform provisions concerning the safety glazing materials
and their installation on vehicles



ОКС 43.040.60

Дата введения 2006-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе русской версии Правил ЕЭК ООН N 43, указанных в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 463-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 43 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекловых материалов и их установки на транспортном средстве" (Regulation N 43 "Uniform provisions concerning the approval of safety glazing materials and their installation on vehicles") путем изменения его структуры.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой Правил ЕЭК ООН N 43 приведено в дополнительном приложении 22. При этом из наименования стандарта исключены слова "официальное утверждение", относящиеся к процедуре подтверждения соответствия (сертификации). Термины и положения, касающиеся процедур сертификации, не предусмотрены ГОСТ Р 1.5-2004 и, в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", могут быть применены только в технических регламентах. По этой же причине отдельные фразы и слова, относящиеся к процедуре сертификации, заменены на фразы и слова, относящиеся к испытаниям. Такие фразы и слова выделены курсивом. В стандарт введен раздел "Нормативные ссылки", предусмотренный ГОСТ Р 1.5-2004 и выделенный курсивом. В стандарт не включены разделы и приложения, относящиеся к процедуре сертификации или относящиеся к международному порядку применения Правил ЕЭК ООН

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.43-99 (Правила ЕЭК ООН N 43)


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на безопасные материалы для остекления (далее - материалы), предназначенные для установки в качестве ветровых или других стекол и перегородок на механических транспортных средствах (далее -ТС) и их прицепах, и на соответствующие приспособления, за исключением материалов для остекления устройств освещения и световой сигнализации и комбинации приборов, а также специальных пуленепробиваемых материалов.

Стандарт не распространяется на двойные окна.

    1а Нормативные ссылки  


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     
ГОСТ Р 41.94-99 (правила ЕЭК ООН N 94) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения (IDT)
     
     
ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН N 107) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции (IDT)
     
     
ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний (Директива ЕС 77/649 "Обзорность с места водителя транспортного средства", Директива ЕС 78/318 "Системы очистки и омывания ветрового стекла механических транспортных средств", NEQ)
     
     
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения (Приложение 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств TRANS/WP.29/78/Rev.1, NEQ; Директива ЕС 2002/24 "Требования к сертификации мототранспортных средств", NEQ)
     
     
ГОСТ 30893.1-2002 (ИСО 2768-1-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками (ИСО 2768-1:1989 "Допуски общие. Часть 1. Допуски на линейные и угловые размеры без указания допусков на отдельные размеры", MOD)
     
     
ГОСТ 30893.2-2002 (ИСО 2768-2-89) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Допуски формы и расположения поверхностей, не указанные индивидуально (ИСО 2768-2:1989 "Допуски общие. Часть 2. Геометрические допуски для деталей без указания допусков на отдельные размеры", MOD)
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 упрочненное стекло (toughened-glass): Однослойное стекло, подвергнутое специальной обработке для повышения механической прочности и обеспечения дробления при ударе.

2.2 многослойное безосколочное стекло (laminated-glass pane): Стекло, состоящее из двух или более слоев, соединенных между собой одной или несколькими промежуточными пластмассовыми прослойками; оно может быть:

2.2.1 обычным, если ни один из слоев, из которых состоит стекло, не был подвергнут специальной обработке, или

2.2.2 обработанным, если по крайней мере один из слоев, составляющих стекло, был подвергнут специальной обработке для повышения его механической прочности и обеспечения дробления при ударе.

2.3 безопасное стекло с пластмассовым покрытием (safety-glass pane faced with plastics material): Упрочненное стекло или многослойное безосколочное стекло, покрытое изнутри пластмассовым слоем.

2.4 безопасное стекло из комбинации стекло-пластик (glass-plastics pane): Многослойное безосколочное стекло, состоящее только из одного слоя стекла и одной или нескольких пластмассовых прослоек, из которых по крайней мере одна является промежуточным слоем. Пластмассовый слой должен находиться с внутренней стороны, когда стекло установлено на ТС.

2.5 полимерное стекло (plastic glazing): Материал, который содержит в качестве основного компонента одно или несколько полимерных органических веществ с большой молекулярной массой, в готовом состоянии является твердым и на том или ином этапе изготовления или преобразования в готовые изделия может быть сформирован методом литья.

2.5.1 жесткое полимерное стекло (rigid plastic glazing): Пластиковый материал для остекления, вертикальное отклонение которого в ходе испытания на гибкость (приложение 3, раздел 12) составляет не более 50 мм.

2.5.2 гибкое полимерное стекло (flexible plastic glazing): Пластиковый материал для остекления, вертикальное отклонение которого в ходе испытания на гибкость (приложение 3, раздел 12) составляет более 50 мм.

2.6 двойное стекло (double window): Стекло, представляющее собой соединение двух стекол, установленных отдельно в одном и том же проеме ТС.

2.7 стеклопакет (symmetrical double-glazing): Прочное соединение двух собранных в заводских условиях стекол, пространство между которыми имеет одинаковую толщину.

2.7.1 симметричный стеклопакет (symmetrical double-glazing): Стеклопакет, состоящий из двух листовых стекол одного типа (упрочненное стекло, многослойное стекло, твердый пластик), имеющих одинаковые основные и/или второстепенные характеристики.

2.7.2 асимметричный стеклопакет (asymmetrical double-glazing): Стеклопакет, состоящий из двух листовых стекол различного типа (упрочненное стекло, многослойное стекло, твердый пластик) или из стекол, имеющих различные основные и/или второстепенные характеристики.

2.8 основная характеристика (principal characteristic): Характеристика, от которой в значительной степени зависят оптические и/или механические свойства безопасного материала для остекления, влияющие на его применение в ТС.

Примечание - Этот термин также охватывает фирменные названия или товарные знаки.

2.9 второстепенная характеристика (secondary characteristic): Характеристика, от которой могут зависеть оптические и/или механические свойства безопасного материала для остекления, влияющие на его применение в ТС.

Примечание - Степень этой зависимости определяют на основе индексов трудности.

2.10 индексы трудности (indices of difficulty): Двухступенчатая классификация, применимая к наблюдаемым на практике изменениям каждой второстепенной характеристики.

Примечание - Переход от индекса 1 к индексу 2 указывает на необходимость проведения испытаний.

2.11 площадь развертки ветрового стекла (developed area of windscreen): Прямоугольная поверхность стекла минимальной площади, из которой может быть изготовлено ветровое стекло.

2.12 угол наклона ветрового стекла (inclination angle of a windscreen): Угол, образуемый вертикалью и прямой линией, проходящей через верхний и нижний края ветрового стекла, причем эти линии лежат в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТС.

2.12.1 Угол наклона ветрового стекла измеряют на ТС, стоящем на земле, а если этот угол измеряют на пассажирском ТС, то оно должно быть в снаряженном состоянии по ГОСТ Р 52051.

2.12.2 ТС с гидропневматической, гидравлической или пневматической подвеской или устройством для автоматической регулировки дорожного просвета в зависимости от нагрузки подвергают ходовым испытаниям в нормальных эксплуатационных условиях, установленных предприятием-изготовителем.

2.13 группа ветровых стекол (group of windscreens): Ветровые стекла, различные по размерам и форме, подвергаемые проверке на механическую прочность, способ дробления и поведение при испытаниях на сопротивление воздействию окружающей среды.

2.13.1 плоское ветровое стекло (flat windscreen): Ветровое стекло, нормальный изгиб которого, выражаемый в высоте сегмента, не превышает 10 мм на один линейный метр.

2.13.2 неплоское ветровое стекло (curved windscreen): Ветровое стекло, нормальный изгиб которого, выражаемый в высоте сегмента, превышает 10 мм на один линейный метр.

2.14 высота сегмента h (height of segment h): Максимальное расстояние от внутренней поверхности стекла до плоскости, проходящей через края стекла, измеряемое в направлении, практически перпендикулярном к стеклу (см. приложение 17, рисунок 1).

2.15 тип безопасного материала для остекления (type of safety glazing material): Материалы для остекления, определенные в 2.1-2.7 и не имеющие каких-либо существенных различий, в частности в отношении основных и второстепенных характеристик, указанных в приложениях 4-12 и 14-16.

2.15.1 Хотя изменение основных характеристик означает новый тип изделия, все же допускается, что в некоторых случаях изменение формы и размера не обязательно требует проведения полной серии испытаний. Для некоторых испытаний, предписанных в отдельных приложениях, стекла могут быть сведены в одну группу, если очевидно, что они имеют сходные основные характеристики.

2.15.2 Стекла, которые различаются только второстепенными характеристиками, можно рассматривать как принадлежащие к одному типу. Однако некоторые испытания, если режим их проведения детально описан в особых условиях испытаний, могут быть проведены на отдельных образцах таких стекол.

2.16 минимальный радиус кривизны r (curvature r): Приблизительная величина, представляющая собой наименьший радиус дуги ветрового стекла, измеренный в наиболее изогнутом участке.

2.17 показатель HIC [критерий травмирования головы] (HIC - head injury criteria): Значение характеристик черепно-мозговой травмы, причиняемой воздействием сил замедления в результате резкого прямого удара о стекло.

2.18 точка R или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

2.19 безопасный материал для остекления, обеспечивающий видимость водителю:

2.19.1 безопасный материал для остекления, обеспечивающий переднюю обзорность водителю: Все стекла, которые расположены перед плоскостью, проходящей через точку R перпендикулярно к продольной средней плоскости ТС, и через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании ТС.

2.19.2 безопасный материал для остекления, обеспечивающий заднюю обзорность водителю: Все стекла, которые расположены за плоскостью, проходящей через точку R перпендикулярно к продольной средней плоскости ТС, и через которые водитель может видеть дорогу при управлении или маневрировании ТС.

2.20 светонепроницаемая поверхность (opaque obscuration): Любая остекленная зона, не допускающая проникания света.

2.21 затененная зона (shade band): Любая остекленная зона с пониженным пропусканием света.

2.22 прозрачная поверхность (transparent area): Вся остекленная зона, за исключением любой светонепроницаемой поверхности и любой затененной зоны.

2.23 естественный просвет (daylight opening): Полная остекленная зона, в том числе любая затененная зона, но за исключением любой светонепроницаемой поверхности.

2.24 прослойка (interlayer): Любой материал, используемый для удерживания элементов многослойного остекления.

2.25 тип ТС (type of vehicle) (с точки зрения установки безопасных материалов для остекления): ТС, принадлежащие к одной и той же категории, которые не различаются между собой по крайней мере в таких существенных аспектах, как:

а) предприятие-изготовитель;

б) обозначение типа, используемое предприятием-изготовителем;

в) существенные аспекты конструкции и дизайна (стиля).

2.26 угол наклона спинки сиденья (seat back angle): Расчетный угол наклона туловища, определенный в приложении 19.

     3 Заявка на проведение испытаний  

     

    Испытания типа материалов для остекления

3.1 Заявку на проведение испытаний типа материалов для остекления подает предприятие-изготовитель или его должным образом уполномоченный представитель (далее - уполномоченный представитель).

3.2 Для каждого типа стекол к заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указывают следующие данные:

3.2.1 Техническое описание, охватывающее все основные и второстепенные характеристики, и

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs