ГОСТ Р 41.43-99
(Правила ЕЭК ООН N 43)
Группа И19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ СТЕКОЛ И СТЕКЛОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Uniform provisions concerning the approval of safety glazing and glazing materials
ОКС 43.040.60
ОКП 45 3000
45 4000
45 5000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 43 ЕЭК ООН, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 43, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.42/Rev.1, дата вступления в силу 31.03.87) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекол и стекловых материалов"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 43 (далее - Правила).
1.1 Настоящие Правила применяют к безопасным стеклам и стекловым материалам, служащим для изготовления ветровых и других стекол, а также перегородок для механических транспортных средств и их прицепов, за исключением стекол для осветительных и сигнальных устройств и приборной доски, специальных пуленепробиваемых стекол и стекол, предохраняющих от нападения, и нестекловых материалов.
Настоящие Правила не распространяются на установку безопасных стекол и стекловых материалов на автотранспортные средства и их прицепы, а также на двойные окна.
В настоящем стандарте применяют следующие определения:
2.1 упрочненное стекло: Однослойное стекло, подверженное специальной обработке для повышения его механической прочности и обеспечения его дробления при ударе.
2.2 многослойное безосколочное стекло: Стекло, состоящее из двух или более слоев, соединенных между собой одной или несколькими промежуточными пластмассовыми прослойками; оно может быть:
2.2.1 обычным, если ни один из слоев, из которых состоит стекло не подвергался специальной обработке, или
2.2.2 обработанным, если по крайней мере один из слоев, составляющих стекло, подвергся специальной обработке для повышения его механической прочности и обеспечения дробления при ударе.
2.3 безопасное стекло с пластмассовым покрытием: Стекло, определение которого содержится в 2.1 или 2.2 и которое покрыто изнутри пластмассовым слоем.
2.4 безопасное стекло из стеклопластика: Многослойное безосколочное стекло, которое состоит только из одного слоя стекла и одного или более пластмассовых прослоек, из которых по крайней мере одна является промежуточным слоем. Пластмассовый слой должен находиться с внутренней стороны, когда стекло установлено на транспортном средстве.
2.5 группа ветровых стекол: Категории к которым относятся ветровые стекла, различные по размерам и по форме, подвергаемые проверке на механическую прочность, способ дробления и поведение при испытаниях на сопротивление воздействию окружающей среды.
2.5.1 плоское ветровое стекло: Стекло, номинальный изгиб которого, выражающийся в высоте сегмента, не превышает 10 мм на 1 м линейный.
2.5.2 выпуклое ветровое стекло: Стекло, номинальный изгиб которого, выражающийся в высоте сегмента, превышает 10 мм на 1 м линейный.
2.6 двойное стекло: Соединение двух стекол, установленных отдельно в одном и том же проеме транспортного средства.
2.7 двойное стекло: Прочное соединение двух собранных в заводских условиях стекол, пространство между которыми имеет одинаковую толщину;
2.7.1 двойное симметричное стекло: Стекло, состоящее из двух листовых стекол одного типа (упрочненных, многослойных и т.п.), имеющих одинаковые основные и второстепенные характеристики.
2.7.2 двойное асимметричное стекло: Стекло, состоящее из двух листовых стекол различного типа (упрочненных, многослойных и т.п.) или имеющих различные основные и/или второстепенные характеристики.
2.8 основная характеристика: Характеристика, от которой в основном зависят оптические и/или механические свойства стекла, влияющие на его применение в транспортном средстве. Этот термин также включает фирменное название или товарный знак.
2.9 второстепенная характеристика: Характеристика, от которой могут в заметной степени зависеть оптические и/или механические свойства стекла, влияющие на его применение в транспортном средстве. Степень этой зависимости определяется на основе индексов трудности.
2.10 индексы трудности: Двухступенчатая классификация, применимая к наблюдаемым на практике изменениям каждой второстепенной характеристики. Переход от индекса 1 к индексу 2 указывает на необходимость проведения дополнительных испытаний.
2.11 площадь развертки ветрового стекла: Прямоугольная поверхность стекла минимальной площади, из которой может быть изготовлено ветровое стекло.
2.12 угол наклона ветрового стекла: Угол, образуемый вертикалью и прямой линией, проходящей через верхний и нижний края ветрового стекла, причем эти линии лежат в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортного средства.
2.12.1 Угол наклона измеряют на транспортном средстве, стоящем на земле, а если этот угол измеряют на пассажирском транспортном средстве, то оно должно быть в снаряженном состоянии, полностью заправлено топливом, охлаждающей жидкостью и смазочными материалами и иметь набор инструментов и запасное колесо или колеса (если они предусмотрены предприятием-изготовителем в качестве комплектного оборудования); при измерении следует учитывать вес водителя, а в случае пассажирского транспортного средства - также вес пассажира, сидящего на переднем сиденье (из расчета (75±1) кг на человека);
2.12.2 Транспортные средства с гидропневматической, гидравлической или пневматической подвеской или устройством для автоматической регулировки дорожного просвета в зависимости от нагрузки проходят ходовые испытания в нормальных эксплуатационных условиях, установленных заводом-изготовителем.
2.13 высота сегмента : Максимальное расстояние от внутренней поверхности стекла до плоскости, проходящей через края стекла; его измеряют в направлении, практически перпендикулярном к стеклу (см. приложение 14. рисунок 1).
2.14 тип стекла: Стекла, определенные в 2.1-2.4 и не имеющие каких-либо существенных различий, в частности, в отношении основных и второстепенных характеристик, указанных в приложениях 4-12.
2.14.1 Хотя изменение основной характеристики означает новый тип изделия, все же допускается, что в некоторых случаях изменение формы и размера не обязательно требует проведения полной серии испытаний. Для некоторых испытаний, предписанных в отдельных приложениях, стекла могут быть сведены в одну группу, если очевидно, что они имеют сходные основные характеристики.
2.14.2 Стекла, которые отличаются только второстепенными характеристиками, можно рассматривать как принадлежащие к одному типу. Однако некоторые испытания, если они особо предусмотрены в условиях испытаний, могут проводиться на отдельных образцах таких стекол.
2.15 минимальный радиус кривизны : Приблизительная величина наименьшего радиуса дуги ветрового стекла, измеренного в наиболее изогнутом участке.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа стекол представляется заводом-изготовителем безопасных стекол или его представителем, уполномоченным надлежащим образом в стране подателя заявки.
3.2 Для каждого типа безопасных стекол к заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указывают следующие данные:
3.2.1 техническое описание, охватывающее все основные и второстепенные характеристики, и
3.2.1.1 для стекол, за исключением ветровых, кроме того, схемы форматом не более А4 или кратным ему с указанием:
- максимальной площади,
- наименьшего угла между двумя смежными сторонами стекла,
- наибольшей высоты сегмента в случае его наличия;
3.2.1.2 для ветровых стекол:
3.2.1.2.1 - перечень представляемых на официальное утверждение образцов ветровых стекол, в котором указано наименование заводов-изготовителей транспортных средств, а также тип и категория транспортных средств,
3.2.1.2.2 - схемы масштабом 1:1 для категории и масштабом 1:1 или 1:10 для всех других категорий вместе с рисунками ветровых стекол и схемой их установки на транспортном средстве достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было определить:
3.2.1.2.2.1 положение ветрового стекла в случае необходимости по отношению к точке сиденья водителя,
3.2.1.2.2.2 угол наклона ветрового стекла,
3.2.1.2.2.3 угол наклона спинки сиденья,
3.2.1.2.2.4 положение и размеры зон для проверки оптических качеств и, при необходимости, расположение участков, упроченных в различной степени,
3.2.1.2.2.5 площадь развертки ветрового стекла,
3.2.1.2.2.6 максимальная высота сегмента ветрового стекла,
3.2.1.2.2.7 радиус кривизны ветрового стекла (только в целях классификации ветровых стекол по группам);
3.2.1.3 для двойных стекол - схемы форматом не более А4 или кратным ему с указанием, помимо данных, содержащихся в 3.2.1.1:
- типа каждого листового стекла,
- типа соединения (органическое, стекло-стекло или стекло-металл),
- номинальной толщины пространства между двумя стеклами.
3.3 Кроме того, податель заявки должен представить достаточное количество образцов и проб обработанных стекол рассматриваемых моделей, которое при необходимости устанавливают совместно с технической службой, уполномоченной проводить испытания.
3.4 До выдачи официального утверждения компетентный орган удостоверяется в принятии удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.
4.1 На все безопасные стекла, включая образцы и пробы, представленные на официальное утверждение, наносят фирменное название или товарный знак. Маркировка должна быть четкой и нестираемой.
5.1 Если образцы, представленные на официальное утверждение, отвечают предписаниям разделов 6-8 настоящих Правил, то соответствующий тип безопасных стекол считают официально утвержденным.
5.2 Каждому типу стекол в соответствии с определением, содержащимся в приложениях 5, 7, 11 и 12, а для ветровых стекол - каждой официально утвержденной группе, - присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время ОО для Правил в их первоначальном варианте) указывают на серию поправок, соответствующих последним наиболее важным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу или другой группе безопасных стекол.
5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении того или иного типа безопасных стекол на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 и дополнениях к настоящим Правилам.
5.3.1 В случае ветровых стекол к уведомлению об официальном утверждении прилагают документ, содержащий описание каждой модели ветрового стекла, входящей в группу, которой предоставляется официальное утверждение, а также характеристики данной группы в соответствии с дополнением 8 к приложению 1.
5.4 На каждом безопасном и каждом двойном стекле, соответствующем типу стекла, официально утвержденному на основании настоящих Правил, помимо маркировки, предусмотренной в 4.1, на видном месте проставляют международный знак официального утверждения. Он может наноситься помимо любого отдельного знака официального утверждения, проставленного на каждом стекле двойного стекла.
Этот знак официального утверждения состоит:
5.4.1 из круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
________________
* Странам - участникам Соглашения присвоены следующие коды: 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - не присвоен, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
5.4.2 из номера настоящих Правил, за которым следует буква R, тире и номер официального утверждения, расположенные справа от круга, предусмотренного в 5.4.1.