ГОСТ Р 52389-2005
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспортные средства колесные
МАССЫ И РАЗМЕРЫ
Технические требования и методы испытаний
Wheeled vehicles. Masses and dimensions. Technical requirements and test methods
ОКС 43.040
ОКП 45 1000
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН и ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 ноября 2005 г. N 279-ст
3 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Директивам ЕЭС 97/27, 92/21 и 93/93, устанавливающим технические требования и методы проверки колесных транспортных средств в отношении их масс и размеров. (Directive 97/27/EC of the European Parliament and of the Council, relating to the masses and dimensions of certain categories of motor vehicles and their trailers [at last amended by Corr., of May, 21, 2003], Council Directive 92/21/EEC on the masses and dimensions of motor vehicles of category M [at last amended by Directive 95/48/EC and Corr.], Council Directive 93/93/EEC on masses and dimensions of two or three-wheel motor vehicles, MOD). При этом дополнительные слова (фразы, показатели, их значения), включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики и/или особенностей национальной стандартизации Российской Федерации выделены курсивом
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категорий М, N, L и О (категории определены в соответствии с ГОСТ Р 52051) в части их масс и размеров.
Стандарт устанавливает также требования к параметрам транспортных средств, таким как: маневренность, удельная мощность двигателей, эквивалентность упругих характеристик подвесок и так далее.
В настоящем стандарте использован ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
ГОСТ Р 41.52-2001 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования малой вместимости
ГОСТ Р 41.55-2005 (Правила ЕЭК ООН N 55) Единообразные предписания, касающиеся механических деталей сцепных устройств составов транспортных средств
ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги
ГОСТ Р 41.107-99 (Правила ЕЭК ООН N 107) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 механическое транспортное средство: Любое самоходное транспортное средство.
2.1.1 механическое транспортное средство категории N
2.1.1.1 грузовое транспортное средство: Механическое транспортное средство категорий N, N или N, сконструированное и предназначенное исключительно или главным образом для перевозки грузов;
2.1.1.2 тягач: Механическое транспортное средство, используемое для буксировки прицепов;
2.1.1.2.1 тягач для прицепов: Тягач, используемый для буксировки прицепов иных, чем полуприцепы. Может быть оборудован грузовой платформой;
2.1.1.2.2 седельный тягач: Тягач, сконструированный и предназначенный исключительно или, главным образом, для буксировки полуприцепов.
Комплектное или завершенное транспортное средство категории N иное, чем грузовое транспортное средство или тягач, считается специализированным транспортным средством.
2.1.2 механическое транспортное средство категории М или М
2.1.2.1 автобус: Транспортное средство категорий М и М, сконструированное и предназначенное исключительно для перевозки пассажиров;
2.1.2.2
класс автобуса: Транспортное средство категорий М и М, конструкция которого определяет условия безопасной перевозки пассажиров (классы I-III по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ 41.107*, классы А и В - по ГОСТ Р 41.52); [ГОСТ Р 41.36, статьи 2.1.1-2.1.3] [ГОСТ Р 41.107, статьи 2.1.1.1-2.1.1.3] [ГОСТ Р 41.52, статьи 2.1.1 и 2.1.2] |
_______________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "ГОСТ Р 41.107". - Примечание "КОДЕКС".
2.1.2.3
сочлененный автобус: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом; пассажирские салоны взаимно соединены, по крайней мере, на одном этаже таким образом, чтобы пассажиры могли свободно перемещаться между ними; жесткие секции постоянно соединены и могут быть разъединены только с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской. [ГОСТ Р 41.107, статья 2.1.3] |
2.1.2.4
двухэтажный автобус: Транспортное средство, в котором предусмотренные для пассажиров места расположены, по крайней мере, в одной его части на двух уровнях, а места для стоящих пассажиров на верхнем этаже не предусмотрены. [ГОСТ Р 41.107, статья 2.1.2] |
Транспортное средство категории М или М иное, чем автобус, считается специализированным транспортным средством.
2.2 транспортные средства категории О:
2.2.1 прицеп: Несамоходное транспортное средство, сконструированное и предназначенное для буксирования его механическим транспортным средством;
2.2.1.1 прицеп-дом: Транспортное средство специального назначения категории О, сконструированное так, что оно включает жилое пространство, в котором имеется, по меньшей мере, следующее оборудование:
- сиденья и стол;
- спальные места, которые могут быть устроены из сидений;
- кухонное оборудование;
- приспособления для складирования вещей.
Это оборудование должно быть жестко закреплено в жилом отсеке, при этом стол может быть легкосъемным.
2.2.2 полуприцеп: Буксируемое транспортное средство, которое предназначено для соединения с седельным тягачом (или с опорной тележкой полуприцепа) и передает на сцепное устройство тягача (или на опорную тележку полуприцепа) значительную вертикальную нагрузку;
2.2.2.1 опорная тележка полуприцепа: Прицеп с центральной осью, оснащенный седельно-сцепным устройством.
2.2.3 полный прицеп (прицеп с дышлом): Буксируемое транспортное средство, имеющее, по крайней мере, две оси, из которых, по крайней мере, одна ось управляемая и, кроме того:
- оснащенное буксирным устройством (дышлом), которое имеет возможность вертикального по отношению к тягачу перемещения;
- не передающее на тягач сколько-нибудь значительную вертикальную нагрузку (не более 100 даН).
Когда полуприцеп соединен с опорной тележкой полуприцепа, его считают полным прицепом.
2.2.4 прицеп с центральной осью: Прицеп с жестким дышлом, имеющий ось(и), расположенную(ые) в непосредственной близости от центра тяжести транспортного средства (при условии его равномерной загрузки) так, что лишь незначительная вертикальная нагрузка, не превышающая 10% от нагрузки, соответствующей максимальной массе прицепа, или нагрузка 1000 даН (в зависимости от того, какая из них меньше) передается на буксирующее транспортное средство.
2.3 группа осей: Оси, входящие в тележку. Двухосевая группа носит название тандем, трехосная группа - трехосная тележка. Одиночную ось считают группой из одной оси.
2.4 размеры транспортного средства: Размеры транспортного средства, обусловленные его конструкцией и устанавливаемые изготовителем транспортного средства.
2.4.1 длина транспортного средства:
2.4.1.1 для транспортных средств категорий М, N и О: Размер, определяемый в соответствии с 6.1 ИСО 612 [1].
В дополнение к предписаниям [1] при определении длины транспортного средства не должны приниматься во внимание следующие устройства:
- устройства очистки и омывания лобового стекла;
- таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки государственных регистрационных знаков;
- таможенная пломбировка и элементы ее защиты;
- устройства крепления тента и элементы их защиты;
- устройства освещения и световой сигнализации;
- наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;
- вспомогательные средства наблюдения;
- устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания;
- стопорные устройства для демонтируемых кузовов;
- подножки и поручни;
- эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование;
- подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм при условии, что грузоподъемность транспортного средства не увеличена;
- сцепные устройства механических транспортных средств;
- токоприемники транспортных средств с электропитанием от контактной сети;
- наружные солнцезащитные козырьки.