Группа Д08
ИЗМЕНЕНИЕ N 1
ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности
к техническому состоянию и методы проверки"
ОКС 03.220.20
Дата введения 2006-03-01*
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2005 N 215-ст*
________________
* Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2006 N 36-ст признан утратившим силу приказ Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст. Данное Изменение N 1 к ГОСТ Р 51709-2001 утверждено с датой введения в действие с 01.03.2007 с правом досрочного применения. - Примечание "КОДЕКС".
Раздел 1. Первый абзац. Исключить слово: "автомобильных";
седьмой абзац. Заменить ссылки и слово: "4.1.13, 4.1.19, 4.1.21" на "4.7.13, 4.7.19", "тяжеловозы" на "прицепы (полуприцепы) - тяжеловозы".
Раздел 2. Исключить ссылку: ГОСТ 8769-75 и наименование;
заменить ссылки:
"ГОСТ 17.2.2.03-87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности" на "ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния";
"ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности" на "ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния";
"ГОСТ Р 50574-93 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" на "ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования";
дополнить ссылками:
"ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27) Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения".
Пункт 3.2 после слов "антиблокировочная тормозная система" дополнить аббревиатурой: (АБС).
Раздел 3 дополнить пунктами - 3.1а, 3.1б, 3.2а, 3.2б, 3.2в, 3.10а, 3.15а, 3.16а, 3.17а, 3.18а, 3.20а, 3.20б, 3.20в, 3.22а, 3.23а, 3.24а, 3.25а, 3.32а, 3.40а, 3.44а, 3.45а, 3.46а, 3.47а, 3.51:
"3.1а автоматический корректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
3.1б автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации.
3.10а каплепадение: Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
3.15а контурные огни: Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
3.17а масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.
3.18а начало поворота управляемого колеса: Угол поворота управляемого колеса на (0,06±0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.
3.20б оптический центр (центр отсчета): Точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.
3.20в ось отсчета светового прибора: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
3.22а осевая масса: Масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.
3.23а подтекание: Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.
3.24а прицеп (полуприцеп) - тяжеловоз: Прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.
3.25а проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.
3.32а стояночные огни: Два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.
3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.
3.44а фары R, С, CR: Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.
3.45а фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.
3.46а фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.
3.47а фотоприемник: Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.
3.51 юз колеса: Состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС".
Пункт 3.1. Заменить слова: "3.1 автопоезд: Транспортное средство, состоящее" на "3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая".
Пункт 3.3. Исключить слова: "При проверках на стендах измеряют время срабатывания по каждому из колес АТС".
Пункт 3.6 после слова "вспомогательная" дополнить словами: "(бесконтактная или износостойкая)".
Пункт 3.11 изложить в новой редакции:
"3.11 категория АТС: (См. приложение А)".
Пункт 3.12 исключить.
Пункт 3.13. Заменить слова: "вращающимися и неподвижными частями колеса" на "невращающимися частями и тормозным диском (барабаном)".
Пункт 3.15. Заменить слова: "предназначенных для нанесения" на "нанесенных".
Пункт 3.26. Заменить слова: "3.26 разрешенная максимальная масса: Максимальная" на "3.26 технически допустимая максимальная масса: Максимальная".
Пункт 3.28 после слова "скорости" дополнить словами: "и (или) остановки".
Пункт 3.29. Заменить слова: "Поверхность или устройство, от которых" на "Материал, от поверхности которого".
Пункт 3.30 изложить в новой редакции:
"3.30 снаряженное состояние АТС: См. п.3.17а".
Пункт 3.33 изложить в новой редакции:
"3.33 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС".
Пункт 3.36. Заменить слова: "торможение" на "замедление АТС и (или) колес АТС", "максимальные" на "наибольшие".
Пункт 3.42. Заменить слово: "конца" на "начала его спада в конце".
Пункт 3.44. Заменить индекс: HR на HR, DR.
Пункт 3.45. Заменить индекс: НС на НС, DC.
Пункт 3.46. Заменить индекс: HCR на HCR, DCR.
Раздел 4 дополнить подпунктом - 4.1.1 а (перед п.4.1.1):
"4.1.1a Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы - по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, 1б.
Таблица 1a - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах
Наименование показателя | Тормозная система | |||||
рабочая | запасная | стояночная | ||||
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда | с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда | |||||
Эффектив- | Устой- | Эффектив- | Устой- | |||
Удельная тормозная сила | + | - | - | - | + | + |
Относительная разность тормозных сил колес оси | - | + | - | - | - | - |
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам* | + | - | - | - | + | + |
________________ * Используется только вместо показателя удельной тормозной силы. |
Таблица 1б - Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях
Наименование показателя | Тормозная система | ||||||
рабочая | запасная | стояночная | вспомога- | ||||
без АБС | с АБС | ||||||
Эффек- | Устойчивость АТС при торможении | Эффек- | Устойчивость | ||||
Тормозной путь | + | - | + | - | + | - | - |
Установившееся замедление* | + | - | + | - | + | - | + |
Время срабатывания тормозной системы* | + | - | + | - | + | - | - |
Коридор движения | - | + | - | - | - | - | - |
Уклон дороги, на котором АТС удерживается неподвижно | - | - | - | - | - | + | - |
Отсутствие следов юза за колесами | - | - | + | - | - | - | - |
Прямолинейность движения АТС при торможении | - | - | - | + | - | - | - |
_________________ * Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь". |