ГОСТ Р 52286-2004
Группа Д02
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КАТАЛКИ ТРАНСПОРТНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ
Основные параметры. Технические требования
Push-chairs for carrying disabled persons.
Main parameters. Technical requirements
ОКС 11.180
ОКП 94 5100
Дата введения 2005-07-01
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по национальной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ФГУП "ВНИИстандарт")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 115-ст
4 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в рамках Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на транспортные реабилитационные кресла-каталки (далее - кресла-каталки), относящиеся к классификационной группировке 12 27 03 по ГОСТ Р 51079 и предназначенные для обслуживания пассажиров-инвалидов с нарушением статодинамической функции при посадке (высадке) в средства общественного пассажирского транспорта, доступные для пассажиров-инвалидов, относящиеся к категории III ГОСТ Р 51090 (за исключением пассажирских вагонов поездов дальнего следования), и при передвижении внутри этих транспортных средств.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 30.001-83 Система стандартов эргономики и технической эстетики. Основные положения
ГОСТ 177-88 Водорода перекись. Технические условия
ГОСТ 2645-71 Аппараты летательные. Технические требования к надписям. Цвета окраски агрегатов
ГОСТ 10198-91 Ящики деревянные для грузов массой св. 200 до 20000 кг. Общие технические условия
ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 14193-78 Монохлорамин ХБ технический. Технические условия
ГОСТ 25644-96 Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования
ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов; ДИТС: По ГОСТ Р 51090.
транспортное реабилитационное кресло-каталка; ТКК: Реабилитационное техническое средство передвижения на колесах, оснащенное креслом-сиденьем для размещения пассажира-инвалида (далее - пользователь), предназначенное исключительно для перемещения пользователя при его посадке (высадке) в ДИТС и внутри салона, приводимое в движение и управляемое лицом, сопровождающим пользователя, или обслуживающим персоналом и являющееся штатным оборудованием данного ДИТС.
пользователь ТКК: Пассажир-инвалид с ограничением способности самостоятельно передвигаться из-за нарушения статодинамической функции, для перемещения которого предназначено ТКК.
габаритная длина ТКК: Максимальное расстояние между наиболее выступающими передним и задним элементами ТКК, измеренное по горизонтали вдоль линии движения ТКК.
габаритная ширина ТКК: Максимальное расстояние между наиболее выступающими боковыми элементами ТКК, измеренное по горизонтали перпендикулярно к линии движения ТКК.
габаритная высота ТКК: Максимальное расстояние от самой выступающей верхней точки ТКК до поверхности пола.
статическая устойчивость ТКК: Угол наклона испытательной плоскости, при котором происходит подъем какого-либо колеса ТКК над этой плоскостью.
система торможения ТКК: Система, предназначенная для снижения скорости, остановки, а также удерживания ТКК с пользователем или без него в неподвижном состоянии на наклонной поверхности.
развал колес ТКК: Отклонение плоскостей вращения колес ТКК от вертикальной плоскости. Развал считают положительным, если верхние части колес отдалены друг от друга более, чем нижние части, отрицательным - если верхние части колес приближены друг к другу более, чем нижние части, и нулевым - при вертикальном положении плоскости вращения колеса.
схождение колес ТКК: Такое положение (разворот) колес ТКК, при котором передние или задние части колес приближены друг к другу более, чем задние или передние. Схождение считают прямым, когда передние части колес приближены друг к другу более, чем задние, и обратным, когда задние части колес приближены друг к другу более, чем передние.
концентричность колеса ТКК: Степень точности изготовления колеса ТКК в радиальном направлении.
биение колеса ТКК: Степень искривления колеса ТКК в осевом направлении.
срок службы ТКК: Календарная продолжительность службы ТКК от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
предельное состояние ТКК: Состояние ТКК, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно по технико-экономическим (стоимость годовых ремонтов превышает половину стоимости изделия) или функциональным показателям.
отказ ТКК: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния ТКК.
4.1 Габаритная длина ТКК должна быть от 700 до 800 мм.
4.2 Габаритная ширина ТКК должна соотноситься с шириной прохода в салоне ДИТС. При этом суммарный зазор между шириной прохода в салоне и габаритной шириной ТКК не должен превышать 50 мм.
4.3 Габаритная высота ТКК должна быть не более 1200 мм.
4.4 Минимальный радиус разворота ТКК должен быть не более 650 мм.
4.5 Высота сиденья ТКК от пола должна соотноситься с высотой сиденья кресел ДИТС. Рекомендуемая высота спинки сиденья ТКК - 850 мм.
4.6 Масса незагруженного ТКК должна быть не более 25 кг.
4.7 Допускается по согласованию с заказчиком изготовление ТКК, параметры которых имеют другие значения, установленные в технических условиях на ТКК конкретных типов (моделей).
5.1 ТКК должны отвечать требованиям настоящего стандарта, стандартов и технических условий на ТКК конкретных типов (моделей), санитарно-эпидемиологическим требованиям соответствующих санитарных норм и правил.
5.2 Требования к исследованиям и обоснованию разработки, разработке и постановке ТКК на производство, их производству и эксплуатации, в том числе к техническому обслуживанию и ремонту, - по ГОСТ Р 15.111.
5.3 Эксплуатационные документы - по ГОСТ 2.601.
5.4 Ремонтные документы - по ГОСТ 2.602.
5.5 ТКК должны выдерживать номинальную нагрузку, создаваемую испытательным манекеном по ГОСТ Р ИСО 7176-11 массой 100 кг, равномерно распределенную на сиденье ТКК.
5.6 ТКК должно обеспечивать перемещение одного пользователя в эксплуатационных условиях, указанных изготовителем и согласованных между разработчиками ДИТС и ТКК.
5.7 Требования стойкости к внешним воздействиям
5.7.1 ТКК изготовляют климатических исполнений У1, У1.1, УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150.
По согласованию с заказчиком допускается изготовлять ТКК других исполнений по ГОСТ 15150.
5.7.2 ТКК климатических исполнений, указанных в 5.7.1, должны быть исправны в процессе эксплуатации и сохранять значения параметров в пределах, установленных в настоящем стандарте, при воздействии температуры окружающей среды, номинальные значения которой приведены в таблице 1.
Таблица 1
Климатическое исполнение ТКК | Номинальное значение температуры, °С | |
верхнее | нижнее | |
У1; У1.1 | +40 | -40 |
УХЛ 4.2 | +35 | +10 |
5.7.3 ТКК климатических исполнений У1 и У1.1 по ГОСТ 15150 должны сохранять работоспособность при резком изменении значений температуры внешней среды от плюс 20 °С до минус 40 °С в течение 15 мин.