ГОСТ Р 41.16-2001
(Правила ЕЭК ООН N 16)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ:
I РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
II ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Uniform provisions concerning the type approval of:
I. Safeti-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles;
II. Vehicles equipped with safeti-belts
ОКС 43.040.60
ОКП 45 9142
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 16, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 16 с поправками серии 04 (с 22.12.85) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:
I ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств;
II транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности", и включает в себя:
- пересмотр 3 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3);
- пересмотр 3 - поправка 1 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.1);
- пересмотр 3 - поправка 2 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.2);
- пересмотр 3 - поправка 3 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.3);
- пересмотр 3 - поправка 4 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.4)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 16 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются к ремням безопасности и удерживающим системам, устанавливаемым в механических транспортных средствах, имеющих три колеса и более, и предназначенным для индивидуального пользования (в качестве индивидуального устройства) лицом, занимающим сиденье, расположенное в направлении движения либо против направления движения, а также к транспортным средствам, оснащенным такими ремнями безопасности.
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.2.1 ремень безопасности (ремень): Приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения пользователя ограничением возможности перемещения его тела. Такое приспособление обычно обозначается в тексте термином "комплект ремня"; этот термин включает также любое устройство, предназначенное для поглощения энергии или втягивания ремня.
2.1.1 поясной ремень: Ремень, охватывающий туловище пользователя на высоте таза.
2.1.2 диагональный ремень: Ремень, охватывающий грудную клетку по диагонали от бедра до противоположного плеча.
2.1.3 ремень с креплением в трех точках: Ремень, представляющий собой, как правило, сочетание поясного и диагонального ремней.
2.1.4 ремень привязного типа: Комплект ремня, состоящий из поясного ремня и плечевых лямок.
2.2 тип ремня: под ремнями различных типов подразумевают ремни, между которыми имеются существенные различия: в частности, эти различия могут касаться:
2.2.1 жестких частей (пряжек, деталей крепления, втягивающих устройств и т.д.);
2.2.2 материала, плетения, размеров и цвета лямок;
2.2 3 геометрических характеристик комплекта ремня.
2.3 лямка: Гибкая часть ремня, предназначенная для удержания тела и передачи нагрузки на стационарные элементы крепления.
2.4 пряжка: Устройство, позволяющее быстро расстегивать ремень и дающее возможность удерживать ремнем туловище пользователя. Пряжка, за исключением пряжки для ремней безопасности привязного типа, может иметь регулирующее устройство.
2.5 устройство для регулирования ремня: Устройство, позволяющее регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей пользователя и положения сиденья. Регулирующее устройство может быть частью пряжки, втягивающим устройством или любой частью ремня безопасности.
2.6 устройство предварительного натяжения: Дополнительное или встроенное устройство, которое служит для прижатия лямки ремня к сиденью в целях натяжения ремня в момент удара.
2.7 исходная зона: Пространство между двумя вертикальными продольными плоскостями, расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга симметрично точке , которое определяется поворотом модели головы из вертикального в горизонтальное положение в соответствии с описанием, содержащимся в приложении 1 к Правилам ЕЭК ООН N 21. Эта модель устанавливается на максимальном расстоянии 840 мм.
2.8 подушка безопасности в сборе: Устройство, установленное в дополнение к ремням безопасности и удерживающим системам на механических транспортных средствах, т.е. система, которая в случае сильного удара транспортного средства автоматически разворачивает гибкое устройство, предназначенное для ограничения (путем уплотнения содержащегося в нем газа) силы удара одной или более частей тела водителя или пассажира транспортного средства об элементы внутренней части салона.
2.9 подушка безопасности для пассажира: Подушка безопасности в сборе, предназначенная для защиты пассажира (пассажиров), занимающего (занимающих) сиденье, не являющееся сиденьем водителя, в случае лобового столкновения.
2.10 детское удерживающее устройство: Защитное устройство, определение которого приведено в Правилах ЕЭК ООН N 44.
2.11 обратное направление: Направление, противоположное обычному направлению движения транспортного средства.
2.12 детали крепления: Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве.
2.13 устройство для поглощения энергии: Устройство для поглощения энергии, являющееся частью комплекта ремня и работающее независимо или совместно с лямкой.
2.14 втягивающее устройство: Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.
2.14.1 неблокирующее втягивающее устройство (тип 1): Втягивающее устройство, из которого лямка полностью вытягивается при приложении небольшой внешней силы и которое не имеет регулятора длины вытянутой лямки.
2.14.2 втягивающее устройство, отпирающееся вручную (тип 2): Втягивающее устройство, которое требует приведения в действие вручную приспособления для получения желаемой длины лямки и которое автоматически запирается после достижения пользователем желаемой длины.
2.14.3 автоматически запирающееся втягивающее устройство (тип 3): Втягивающее устройство, которое позволяет получить желаемую длину лямки и которое при закрытой пряжке автоматически регулирует ее длину для пользователя. Без вмешательства пользователя дальнейшее извлечение лямки из устройства невозможно.
2.14.4 аварийно запирающееся втягивающее устройство (тип 4): Втягивающее устройство, которое при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движения пользователя. Такое устройство включает приспособление для регулировки длины, которое автоматически регулирует лямку в зависимости от телосложения пользователя, и запирающий механизм, срабатывающий в случае аварии под действием:
2.14.4.1 торможения транспортного средства (единичная чувствительность);
2.14.4.2 сочетания торможения транспортного средства, движения ремня или любого другого автоматического устройства (множественная чувствительность).
2.14.5 аварийно-запирающееся втягивающее устройство с повышенным уровнем чувствительности (тип 4N): Втягивающее устройство, которое соответствует типу, указанному в 2.14.4, но имеет особые характеристики, позволяющие использовать его на транспортных средствах категорий , , , и *.
_______________
* Определение категорий транспортных средств согласно приложению 7 к Сводной резолюции R.E.3 (TRANS/WP.29/78/Rev.1/Amend.2).
2.14.6 устройство регулирования ремня по высоте: Устройство, позволяющее регулировать по высоте положение верхнего обхвата ремня по желанию каждого пользователя и в зависимости от положения сиденья. Такое устройство может рассматриваться как часть ремня или часть устройства крепления ремня.
2.15 приспособления для крепления ремней: Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремней безопасности.
2.16 тип транспортного средства с точки зрения ремней безопасности и удерживающих систем: Категория механических транспортных средств, которые не имеют существенных различий в размерах, форме и материалах элементов конструкции транспортного средства, конструкции сидений или любой другой части транспортного средства, к которой крепятся ремни безопасности и удерживающие системы.
2.17 удерживающая система: Система, состоящая из сиденья, прикрепленного к конструкции транспортного средства, и ремня безопасности, по крайней мере, один несъемный элемент для крепления которого расположен на каркасе сиденья.
2.18 сиденье: Конструкция, являющаяся или не являющаяся неотъемлемой частью конструкции транспортного средства, включая обивку, и предназначенная для сидения одного взрослого человека. Этот термин охватывает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного нераздельного сиденья, предназначенную для сидения одного человека.
2.18.1 переднее сиденье для пассажира: Любое сиденье, в котором "выступающая точка " находится на вертикальной поперечной плоскости, проходящей через точку сиденья водителя, либо перед этой плоскостью.
2.19 группа сидений: Многоместное нераздельное сиденье либо отдельные, но расположенные рядом сиденья (т.е. установленные таким образом, что передние крепления одного из этих сидений находятся на одной линии с передними или задними креплениями другого либо между креплениями этого другого сиденья), предназначенные для размещения одного или более взрослых людей в сидячем положении.
2.20 многоместное нераздельное сиденье: Конструкция, включая обивку, предназначенная для сидения более чем одного взрослого человека.
2.21 система регулирования сиденья: Устройство, с помощью которого можно регулировать положение сиденья или его части для удобного размещения сидящего в нем человека с учетом его морфологии; это устройство может, в частности, обеспечивать:
2.21.1 продольное перемещение;
2.21.2 вертикальное перемещение;
2.21.3 изменение угла наклона.
2.22 крепление сиденья: Система крепления каркаса сиденья к конструкции транспортного средства, включая соответствующие элементы конструкции транспортного средства.
2.23 тип сиденья: Категория сидений, которые не имеют существенных различий в отношении:
2.23.1 формы, размеров и материалов элементов каркаса сиденья;
2.23.2 типа и размеров устройств для регулировки и блокировки сиденья;
2.23.3 типа и размеров несъемных элементов каркаса, к которым крепится ремень, креплений сиденья и соответствующих элементов конструкции транспортного средства.
2.24 система перемещения сиденья: Устройство, при помощи которого сиденье или какая-либо его часть изменяет угол наклона или перемещается в продольном направлении без фиксации промежуточного положения (для облегчения доступа пассажиров).
2.25 система блокировки сиденья: Устройство, обеспечивающее блокировку сиденья и его частей в определенном положении.
2.26 утопленная кнопка пряжки ремня: Кнопка пряжки ремня, которой нельзя открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.
2.27 неутопленная кнопка пряжки ремня: Кнопка пряжки ремня, которая позволяет открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.
3.1 Тип транспортного средства
3.1.1 Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении оснащения его ремнями безопасности и удерживающими системами подает предприятие-изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.
3.1.2 К заявке должны быть приложены нижеперечисленные документы в трех экземплярах и следующие сведения:
3.1.2.1 чертежи общей конструкции транспортного средства в надлежащем масштабе, на которых указано место установки ремней безопасности, а также подробные чертежи ремней безопасности и точек их крепления;
3.1.2.2 характеристики используемых материалов, влияющие на прочность крепления ремней;
3.1.2.3 техническое описание ремней безопасности;
3.1.2.4 при креплении ремней безопасности к каркасу сиденья;