ГОСТ Р 51090-97
Группа Д02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
Designated public transportation vehicles. General technical requirements
of accessibility and safety for disabled persons
ОКС 11.180*
ОКСТУ 0079
____________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2007 г.
ОКС 11.180 и 43.160. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 1998-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России по Федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 16 января 1995 г. N 59
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 16 сентября 1997 г. N 307
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.
Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95* ЕСКД. Эксплуатационные документы
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006, здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 26.020-80 Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры
ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 средство общественного пассажирского транспорта: Транспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им более 12 пассажиров;
3.1.2 средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов: Средство общественного пассажирского транспорта, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов;
3.1.3 пассажиры-инвалиды: Лица с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, но которым не противопоказано пользоваться общественным транспортом, в том числе:
- лица с нарушением опорно-двигательных функций (лица, передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т.п.), лица с сердечной и респираторной недостаточностью;
- лица с нарушением слуха и зрения.
Требования настоящего стандарта учитывают также потребности пассажиров с ограничениями в движении таких, как например, лиц пожилого возраста;
3.1.4 беспрепятственный доступ инвалида в ДИТС: Это такое передвижение инвалида самостоятельно или с сопровождающим его лицом с площадки внешнего посадочного объекта (устройства) к месту своего размещения в транспортном средстве, которое совершается без необходимости преодолевать препятствия высотой более 50 мм, зазоры свыше 100 мм и уклоны свыше 6%;
3.1.5 пассажирское транспортное средство без ступеней (бесступенчатое): Транспортное средство, у которого пол салона, примыкающий к порогу входной (выходной) двери, остается горизонтальным и не имеет уклонов (спусков), превышающих 6%, на всем пути следования пассажира-инвалида до места его размещения в транспортном средстве;
3.1.6 беспрепятственная посадка-высадка: Такая посадка-высадка инвалидов, которая осуществляется в условиях, когда горизонтальный зазор между краем посадочной площадки внешнего посадочного объекта (устройства) и порогом двери ДИТС не превышает 100 мм, а перепад высоты между поверхностью этой площадки и порогом ДИТС при всех условиях нормальной загрузки ДИТС пассажирами составляет не более ±50 мм;
3.1.7 инвалидное кресло-коляска: Мобильное средство реабилитации, предназначенное для передвижения при пользовании инвалидами с нарушениями опорно-двигательных функций, с ручным или механическим приводом, размеры которого не превышают значений, установленных ГОСТ Р 50602 (приложение А);
3.1.8 инвалидная транспортная коляска: Мобильное средство, предназначенное для перемещения сопровождающим лицом пассажира-инвалида при его посадке (высадке) в транспортное средство и внутри транспортного средства и являющееся штатным оборудованием последнего;
3.1.9 вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, являющееся штатным оборудованием транспортного средства и предназначенное для обеспечения прохода (проезда) пассажиров-инвалидов, и в первую очередь инвалидов в креслах-колясках или в транспортных колясках, в это транспортное средство при невозможности осуществлять беспрепятственную посадку-высадку и (или) при наличии в транспортном средстве ступеней у входа:
3.1.9.1 подъемное устройство: Вспомогательное посадочное устройство, имеющее горизонтальную площадку для размещения инвалида в кресле-коляске с сопровождающим лицом, которое обеспечивает движение вверх-вниз и, при необходимости, вперед-назад;
3.1.9.2 рампа: Вспомогательное посадочное устройство, представляющее собой плоскость (обычно наклонную) между посадочной площадкой (например остановочным пунктом, станционной платформой, пристанью, причалом и т.д.) и полом транспортного средства, создающее возможность прохода (проезда) пассажиров-инвалидов в транспортное средство;
3.1.10 зона размещения пассажиров-инвалидов в транспортном средстве: Пространство внутри салона транспортного средства, предназначенное для размещения пассажиров-инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках, в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
3.1.11 удерживающая система крепления пассажира-инвалида: Совокупность устройств и оборудования транспортного средства, обеспечивающих крепление в транспортном средстве кресла-коляски и необходимое ограничение перемещения тела инвалида при столкновении или резком торможении транспортного средства.
В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:
Средство общественного пассажирского транспорта - транспортное средство;
Транспортное средство, доступное для пассажиров-инвалидов - ДИТС;
Пассажир-инвалид - инвалид;
Инвалидная транспортная коляска - транспортная коляска;
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в личном кресле-коляске - ДИТС категории I (приложение Б);
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят как в личном кресле-коляске, так и на штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для передвижения по пассажирскому помещению используют личное кресло-коляску - ДИТС категории II (приложение Б);
Транспортное средство, доступное для инвалидов, в котором инвалида перевозят в штатном пассажирском сиденье (кресле-сиденье), а для перемещения по пассажирскому помещению используют инвалидную транспортную коляску - ДИТС категории III (приложение Б).
5.1 Транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.
5.2 Конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.
В технически обоснованных случаях для обеспечения доступа в ДИТС инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций допускается оснащать ДИТС вспомогательными посадочными устройствами и (или) транспортной коляской.
5.3 Дополнительное оборудование ДИТС, предназначенное для обеспечения доступности и безопасности перевозки инвалидов, должно соответствовать нормам безопасности и климатическим условиям эксплуатации данного ДИТС, а также удовлетворять требованиям совместимости с внешними посадочными объектами (устройствами).
5.4 На всех наружных сторонах корпуса (кузова, вагона и т.д.) ДИТС должны быть нанесены соответствующие надписи, международные пиктограммы (приложение В), информирующие о его доступности для инвалидов, цвет пиктограмм должен быть голубым на белом (желтом) фоне.
5.5 Штатные средства аварийного спасения пассажиров ДИТС должны быть приспособлены к эвакуации инвалидов с учетом их способностей и возможностей.
Места расположения средств аварийного спасения пассажиров ДИТС, в том числе аварийные выходы, следует оснащать световыми и звуковыми маячками, имеющими надежную систему включения и энергопитание в аварийных ситуациях.
5.6 Туалет общего пользования ДИТС должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в креслах-колясках или транспортных колясках, и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.
Если в ДИТС предусмотрено два туалета общего пользования, то как минимум один из них, ближайший к месту размещения инвалидов в ДИТС, должен быть приспособлен для пользования инвалидами, в том числе инвалидами в кресле-коляске или транспортной коляске, и должен соответствовать требованиям, установленным в разделе 7.
5.7 Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др.), предназначенные для пользования инвалидами в креслах-колясках, должны отвечать требованиям настоящего стандарта и должны быть размещены с учетом зоны досягаемости (приложение Г) инвалидов, сидящих в креслах-колясках или пассажирских сиденьях.
5.8 Доступные для инвалидов приборы и устройства систем отопления, вентиляции, освещения, сигнализации, электрообеспечения, информационного (аудио и видео) обеспечения и др., размещенные в этих ДИТС, в том числе:
- снаружи и внутри в зоне доступного для инвалидов пассажирского входа;
- в проходах (подходах) к месту размещения инвалидов;
- в зоне размещения инвалидов;
- в проходах (подходах) к доступному для инвалидов в кресле-коляске туалету, а также прочее приспособленное для инвалидов оборудование указывают в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.) на конкретные группы (типы, виды) или модификации ДИТС.
5.9 В нормативном документе (стандарте, технических условиях и др.) на группы (типы, виды) или модификации ДИТС наряду с конкретными параметрами, размерами, требованиями доступности и безопасности для инвалидов могут быть установлены дополнительные требования по обеспечению удобства, комфорта инвалидов, совместимости конструкции ДИТС с техническими средствами реабилитации инвалидов и др., учитывающие особенности применения и условий эксплуатации указанных ДИТС и не противоречащие требованиям настоящего стандарта.
5.10 К каждому ДИТС, оснащенному удерживающей системой крепления инвалидов в креслах-колясках, должно прилагаться руководство по эксплуатации этой системы, выполненное по ГОСТ 2.601.
5.11 К каждому ДИТС, оснащенному вспомогательным посадочным устройством, должно прилагаться руководство по его эксплуатации, выполненное по ГОСТ 2.601.
6.1 Пассажирские входные двери ДИТС
6.1.1 Доступное для инвалидов транспортное средство должно иметь не менее одной двери, через которую осуществляется доступ инвалидов в это ДИТС.
6.1.2 Дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалидов, должна иметь ширину в свету - не менее 800 мм и высоту - не менее 1700 мм, определенную как расстояние в плоскости двери от верхнего косяка двери до порога (пола) ДИТС, или площадки подъемного устройства в поднятом положении, или плоскости рампы.
6.1.3 Каждая дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалида, должна иметь снаружи и внутри ДИТС соответствующие обозначения (надписи или пиктограммы) и специальную световую и звуковую сигнализации.
6.2 Пассажирское помещение ДИТС
6.2.1 Для обеспечения безопасности и удобства пассажиров, включая инвалидов, в каждом ДИТС должны быть выделены:
- зона размещения инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках;
- пространство, необходимое для подъезда инвалидов в кресле-коляске или транспортной коляске к зоне их размещения;
- пространство для размещения кресел-колясок в сложенном виде (в случае пересадки инвалида из кресла-коляски в пассажирское сиденье).
6.2.2 Планировка зоны размещения инвалидов должна предусматривать: