Статус документа
Статус документа

СП 32-106-2004 Метрополитены. Дополнительные сооружения и устройства

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Подземные линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища, предназначены для защиты укрываемого населения от расчетного воздействия средств поражения, высоких температур и продуктов горения при пожарах, биологических средств, отравляющих веществ, а также, при необходимости, от затопления и аварийно-химических опасных веществ.

3.2 Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время в транспортном режиме, максимально используются в режиме убежища для защиты и жизнеобеспечения укрываемых людей.

Дополнительные сооружения и устройства не должны приводить к ухудшению эксплуатационных качеств сооружений и устройств и нарушению условий работы метрополитена в транспортном режиме.

3.3 Приспосабливаемые под убежища линии метрополитена разделять на участки длиной не более 10 км, в каждом из которых предусматривать дополнительные сооружения и устройства, обеспечивающие его автономное функционирование (участки с автономным жизнеобеспечением).

Участки отделять от наружной среды и от других участков защитно-герметическими устройствами. Каждый участок разделять линиями герметизации на два-три отсека длиной до 5 км с включением в отсек не более трех станций.

3.4 Ввод укрываемого населения в метрополитен предусматривать через входы вестибюлей станций, через дополнительные входы в порталах тоннелей и в середине перегонных тоннелей при расстоянии между осями станций более 3000 м, а также, по отдельному заданию, в местах расположения крупных предприятий и учреждений.

Расчетное время заполнения станций и тоннелей укрываемыми людьми по сигналам ГО определять для условий военного времени и ЧС в мирное время.

3.5 Для вывода населения из метрополитена после воздействия средств поражения предусматривать эвакуационные выходы - не менее одного на каждый отсек. Для этой цели использовать:

а) на линиях мелкого заложения - подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, порталы тоннелей, стволы шахт вентиляционных установок, дополнительные входы на перегонах;

б) на линиях глубокого заложения - эскалаторные тоннели и подземные вестибюли станций с примыкающими к ним подземными пешеходными переходами, эскалаторные тоннели и наземные вестибюли, дополнительные входы на перегонах.

3.6 Проектирование дополнительных сооружений и устройств осуществлять исходя из следующих условий:

- размеры (интервалы) движения поездов в военное время устанавливать в соответствии с объемами намечаемых перевозок;

- число обращающихся на линии поездов определять исходя из условий их расстановки: по два поезда на каждой станции и по одному - на каждом станционном пути. Расстановку поездов в перегонных тоннелях не предусматривать;

- на платформах станций предусматривать сходные устройства для спуска людей на путь;

- световую маскировку наземных объектов и входов в подземные объекты обеспечивать путем централизованного отключения осветительных приборов или механического закрытия светящихся объектов.

3.7 Управление работой метрополитена в военное время предусматривать из защищенного командного пункта метрополитена и подчиненных ему командных пунктов на линиях. В мирное время КПМ может использоваться при возникновении чрезвычайных ситуаций, исключающих функционирование наземных средств управления.

Структура управления КПМ из городских пунктов управления в мирное и военное время устанавливается территориальными органами МЧС России.

3.8 КПМ размещать в районе расположения здания диспетчерских пунктов метрополитена (ЗДПМ). Между КПМ и ЗДПМ предусматривать соединения, предназначенные для прохода персонала и прокладки кабелей.

3.9 Для персонала метрополитена, располагаемого в наземных зданиях и объектах, длина пути от которых до ближайшего входа в защитное сооружение метрополитена составляет более 800 м, предусматривать отдельные убежища.

3.10 Дополнительные сооружения и устройства, используемые в транспортном режиме и в режиме ГО и ЧС, проектировать по СНиП 32-02 и СП 32-105, а также по соответствующим положениям настоящего Свода правил.

Сооружения и устройства, используемые только в режиме ГО и ЧС, проектировать по СНиП 2.01.51 и по настоящему Своду правил, а также по соответствующим положениям СНиП 32-02 и СП 32-105.

Проектирование основных и дополнительных сооружений и устройств рекомендуется выполнять одновременно.

3.11 Технические решения по приспособлению метрополитена под убежища принимать на основе сравнения технико-экономических показателей заданных вариантов, включая показатели живучести и эффективности капитальных вложений по каждому варианту.

Эффективность капитальных вложений оценивать по затратам на приспособление в расчете на одного укрываемого человека исходя из возможных потерь по каждому отсеку, определяемых при расчете живучести сооружений.

Показатели живучести укрываемого населения и оценку возможных водопритоков при повреждении ограждающих конструкций определять исходя из защищенности ограждающих конструкций станций и тоннелей, проектируемых согласно СНиП 32-02 и СП 32-105.

3.12 Расчеты показателей живучести, водопритоков и защищенности сооружений должны выполняться специализированными организациями с использованием ведомственных нормативно-методических документов по отдельному Перечню (рассылаются по запросу), а также СНиП 2.01.51, СНиП 32-02 и СП 32-105 на основе задаваемых исходных положений.

3.13 В составе проектной документации на строительство приспосабливаемой под убежище линии метрополитена должен быть обязательный раздел "Дополнительные сооружения и устройства", содержание которого принимать по СП 11-107* и настоящему Своду правил.

________________