ГОСТ Р 41.14-2003
(Правила ЕЭК ООН N 14)
Группа Д21
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to safety-belt anchorages
ОКП 45 4000
ОКС 43.040.60
Дата введения 2004-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 8 декабря 2003 г. N 351-ст
3 Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 14 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности", включая поправки серии 05
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.14-99
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2007 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт применяется к приспособлениям для крепления ремней безопасности, предназначенных для взрослых пассажиров, занимающих расположенные в направлении или против направления движения сиденья транспортных средств категорий М и N.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 сертификация транспортного средства: Сертификация транспортного средства, оборудованного приспособлениями для крепления ремней безопасности данных типов.
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий, касающихся, в частности: размеров, формы и материалов тех элементов конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, на которых установлены приспособления для крепления ремней и если прочность приспособлений для крепления испытывается в соответствии с динамическим испытанием, характеристик любого элемента удерживающей системы, особенно функции ограничителя нагрузки, которые могут оказать воздействие на усилия, прилагаемые к приспособлениям для крепления ремней безопасности.
2.3 приспособление для крепления ремней: Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья или любые другие элементы транспортного средства, к которым крепятся ремни.
2.4 точка эффективного крепления ремня: Точка, используемая для определения обычным способом, как указано в 5.4, угла, который образует каждый элемент привязного ремня безопасности по отношению к пользователю, т.е. та точка, к которой необходимо было бы прикрепить лямку, чтобы обеспечить такое расположение ремня, какое он имеет в рабочем положении и которое может совпадать или не совпадать с точкой фактического крепления ремня в зависимости от конфигурации жестких элементов ремня безопасности в месте его присоединения к приспособлению для крепления.
2.4.1 например, в случае:
2.4.1.1 если ремень безопасности имеет жесткий элемент, который присоединяется к приспособлению для крепления в нижней точке либо жестко, либо с помощью шарнира; точкой эффективного крепления ремня для всех регулируемых положений сиденья является точка, в которой лямка крепится к этому жесткому элементу;
2.4.1.2 если имеется направляющий кронштейн, прикрепленный к кузову транспортного средства или к каркасу сиденья; точкой эффективного крепления ремня считается средняя точка направляющего устройства в том месте, где лямка выходит из него со стороны пользователя;
2.4.1.3 если при отсутствии направляющего устройства для лямки ремень проходит от пользователя непосредственно к втягивающему устройству, прикрепленному к кузову транспортного средства или к каркасу сиденья; точкой эффективного крепления ремня считается пересечение оси катушки, на которую наматывается лямка, с плоскостью, проходящей через центральную линию лямки на катушке;
2.5 пол: Нижняя часть кузова транспортного средства, связывающая его боковые стенки. В этом смысле в понятие "пол" включаются ребра жесткости, штампованные профили и другие возможные силовые элементы, даже если они находятся под полом, например такие, как лонжероны и поперечины.
2.6 сиденье: Конструкция, включая обивку, являющаяся или не являющаяся частью кузова транспортного средства и предназначенная для посадки взрослого человека. В этот термин включаются как отдельное сиденье, так и часть многоместного сиденья, предназначенная для посадки одного человека.
2.6.1 переднее сиденье для пассажира: Любое сиденье, точка которого находится на вертикальной поперечной плоскости, проходящей через точку сиденья водителя, или перед ней.
2.7 группа сидений: Сиденья либо нераздельные, либо раздельные, но расположенные рядом (т.е. без промежутка между ними) таким образом, что передние крепления одного сиденья находятся:
- на одном уровне или впереди задних креплений другого сиденья или
- на одном уровне или позади передних креплений этого другого сиденья и предназначены для посадки одного или более взрослых человек.
2.8 многоместное нераздельное сиденье: Конструкция, включающая обивку, предназначенная для посадки двух или более взрослых человек.
2.9 откидное сиденье: Дополнительное сиденье, которое предназначено для нерегулярного использования и, как правило, находится в сложенном состоянии.
2.10 тип сиденья: Категория сидений, не имеющих между собой существенных различий, касающихся:
2.10.1 формы, размеров конструкции сиденья и материалов, из которых оно изготовлено;
2.10.2 типа и размеров системы регулирования и всех систем блокировки;
2.10.3 типа и размеров приспособлений для крепления ремней на сиденье, крепления сиденья и связанных с ними частей конструкции транспортного средства.
2.11 крепление сиденья: Подразумевается система крепления каркаса сиденья к кузову (кабине) транспортного средства, включая соответствующие элементы кузова (кабины) транспортного средства.
2.12 система регулирования: Устройство, при помощи которого сиденье или его части могут устанавливаться в положения, соответствующие пропорциям сидящего человека; в частности, это устройство может обеспечить возможность:
2.12.1 продольного перемещения;
2.12.2 вертикального перемещения;
2.12.3 углового перемещения.
2.13 система перемещения: Приспособление, позволяющее перемещать или поворачивать сиденье или его часть без установки в промежуточное фиксированное положение с целью облегчения доступа к пространству, расположенному за данным сиденьем.
2.14 система блокировки: Приспособление, обеспечивающее удержание сиденья и его частей в любом рабочем положении и имеющее механизмы блокировки спинки по отношению к сиденью и сиденья по отношению к транспортному средству.
2.15 исходная зона: Пространство между двумя вертикальными продольными плоскостями, расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга симметрично точке , которое определяется качением вокруг точки модели головы из вертикального в горизонтальное положение в соответствии с приложением А к ГОСТ Р 41.21. Эта модель головы устанавливается, как указано в этом приложении, на максимальном расстоянии 840 мм от точки поворота.
2.16 средство ограничения нагрузки на грудную клетку: Любая часть ремня безопасности и/или сиденья, и/или транспортного средства, предназначенная для ограничения усилий удерживания, воздействующих на грудную клетку водителя или пассажиров в случае столкновения.
3.1 Заявка на сертификацию транспортного средства в отношении приспособлений для крепления ремня безопасности представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах:
3.2.1 чертежи, дающие общий вид конструкции кузова транспортного средства в соответствующем масштабе с указанием мест расположения эффективных точек крепления ремня (в случае необходимости) и подробные чертежи приспособлений для крепления ремней и мест, в которых крепятся эти приспособления;
3.2.2 сведения об использованных материалах, от которых может зависеть прочность приспособлений для крепления ремня;
3.2.3 техническое описание приспособлений для крепления ремня;
3.2.4 если приспособления для крепления ремней крепятся к каркасу сиденья:
3.2.4.1 подробное описание типа транспортного средства в отношении конструкции сидений, их креплений и систем их регулирования и фиксирования;
3.2.4.2 подробные и в соответствующем масштабе чертежи сидений, их креплений к транспортному средству и систем их регулирования и фиксирования;
3.2.5 свидетельство о том, что ремень безопасности или удерживающая система, используемые во время испытания приспособления для крепления, соответствует ГОСТ Р 14.16* в том случае, если изготовитель легкового автомобиля выбирает альтернативное динамическое испытание на прочность.
__________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 41.16. - Примечание "КОДЕКС".
3.3 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, должны быть представлены, по усмотрению предприятия-изготовителя, либо транспортное средство типа, подлежащего сертификации, либо такие его части, которые эта испытательная лаборатория считает существенными с точки зрения испытаний приспособлений для крепления ремня.
4.1 Если транспортное средство, представленное на сертификацию, удовлетворяет требованиям настоящего стандарта, то оно считается сертифицированным.
4.2 Каждому сертифицированному типу транспортного средства выдают сертификат соответствия, в котором указывают обозначение стандарта (ГОСТ Р 41.14).
4.3 Сертификат соответствия типа транспортного средства должен включать информацию по образцу, приведенному в приложении А, в соответствии с данными, представленными предприятием, сделавшим заявку на сертификацию.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем сертифицированному на соответствие настоящему стандарту, должна быть проставлена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия, маркировка, состоящая из:
4.4.1 знака соответствия по ГОСТ Р 50460;
4.4.2 обозначения стандарта.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, сертифицированному на основании другого стандарта, то обозначение, указанное в 4.4.1, не повторяют. В этом случае номера стандартов и сертификатов, а также дополнительные обозначения всех стандартов, на соответствие которым сертифицировано транспортное средство, должны быть расположены вертикальными колонками справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак соответствия должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак соответствия помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.
4.8 Схема маркировки приведена в приложении Б.