Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
     ГОСТ Р 41.80-99
(Правила ЕЭК ООН N 80)

Группа Д25

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ СИДЕНИЙ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЭТИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ПРОЧНОСТИ СИДЕНИЙ И ИХ КРЕПЛЕНИЙ

Uniform provisions concerning the approval of seats of large passenger vehicles and of these vehicles with regard to the strength of the seats and their anchorages



ОКС 43.040.60

ОКП 45 1000

Дата введения 2000-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 80*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.   

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 80 с поправками серии 01 (с 08.02.98) (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.79, дата вступления в силу 23.02.89) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений" и включает в себя:

- Поправку 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.79/Amend.1, дата вступления в силу 08.02.98)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 80 (далее - Правила).

     1 Область применения

1.1 Настоящие Правила применяются к сиденьям транспортных средств категорий М и М*, за исключением транспортных средств класса I, определение которых приведено в 2.1.1 Правил ЕЭК ООН N 36, и класса А, определение которых приведено в 2.1.1 Правил ЕЭК ООН N 52, в отношении:

1.1.1 каждого пассажирского сиденья, предназначенного для установки по направлению движения;

1.1.2 креплений сидений, предусмотренных в транспортном средстве и предназначенных для установки на сиденьях, указанных в 1.1, либо сиденьях любого другого типа, на которых могут быть установлены эти крепления.

_______________

* В соответствии с определениями, приведенными в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3), приложение 7 (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1).

1.2 В качестве альтернативы настоящим Правилам и по просьбе предприятия-изготовителя на основании Правил ЕЭК ООН N 17 могут официально утверждаться транспортные средства категории М.

1.3 На основании настоящих Правил официально утверждаются транспортные средства, на некоторые сиденья которых распространяются отступления, предусмотренные в 7.4 Правил ЕЭК ООН N 14.

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение сиденья: Официальное утверждение типа сиденья в качестве одного из компонентов защиты лиц, занимающих сиденья, установленные по направлению движения, в отношении прочности и конструкции спинок сидений.

2.2 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении прочности элементов конструкции транспортного средства, к которым крепятся сиденья, а также в отношении установки сидений.

2.3 тип сиденья: Сиденья, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик, определяющих их прочность и эффективность:

1-2.3 (Поправка серии 01).

2.3.1 конструкции, формы, размеров и материалов, из которых изготавливаются несущие части;

2.3.2 типов и размеров систем регулировки и блокировки спинки сиденья;

2.3.3 размеров и конструкции креплений и опор (например ножек) и материалов, из которых они изготавливаются.

2.4 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении:

2.4.1 особенностей конструкции, относящихся к настоящим Правилам, и

2.4.2 типа или типов официально утвержденного сиденья (сидений), установленного на транспортном средстве, если таковые имеются.

2.4-2.4.2 (Поправка серии 01).

2.5 сиденье: Конструкция в комплекте с отделкой и деталями крепления, которая может быть прикреплена к конструкции транспортного средства, предназначенная для использования в транспортном средстве в качестве сиденья для одного или нескольких взрослых пассажиров.

2.6 отдельное сиденье: Сиденье, сконструированное и изготовленное таким образом, что на нем может сидеть один пассажир.

2.7 двойное сиденье: Сиденье, сконструированное и изготовленное таким образом, что на нем могут сидеть рядом друг с другом два пассажира; два расположенных рядом, но разобщенных сиденья должны рассматриваться как два отдельных сиденья.

2.8 ряд сидений: Сиденье, сконструированное и изготовленное таким образом, что на нем могут сидеть рядом друг с другом три или более пассажира; несколько отдельных или двойных сидений, расположенных рядом друг с другом, не должны рассматриваться как ряд сидений.

2.9 подушка сиденья: Часть сиденья, расположенная практически горизонтально и служащая опорой для сидящего пассажира.

2.10 спинка сиденья: Часть сиденья, расположенная практически вертикально и служащая опорой для спины, плеч и, возможно, головы пассажира.

2.11 система регулировки: Устройство, позволяющее регулировать положение сиденья или его отдельных частей для удобства пассажира.

2.12 система перемещения: Устройство, позволяющее производить угловое, боковое или продольное перемещение сиденья или одной из его частей без промежуточного фиксированного положения сиденья или одной из его частей с целью облегчения посадки пассажиров.

2.13 система блокировки: Устройство, обеспечивающее удержание сиденья и его частей в положении для использования.

2.14 крепление: Часть пола или кузова транспортного средства, к которому может крепиться сиденье.

2.15 крепежные детали: Болты или другие элементы, используемые для крепления сиденья к транспортному средству.

2.16 тележка: Испытательное оборудование, которое изготавливается и используется для воспроизведения динамики дорожно-транспортного происшествия в случае лобового столкновения.

2.17 вспомогательное сиденье: Сиденье для манекена, устанавливаемое на тележке позади испытуемого сиденья. Это сиденье должно представлять тип сидений, предназначенных для использования на транспортном средстве за сиденьем, подлежащим испытанию.

2.18 базовая плоскость: Плоскость, проходящая через точки контакта пяток манекена, используемого для определения точки и фактического угла наклона туловища на местах для сиденья автотранспортных средств в соответствии с приложением 4.

2.17, 2.18 (Поправка серии 01).

2.19 базовая высота: Высота верхней части сиденья относительно вышеупомянутой базовой плоскости.

2.20 манекен: Манекен, соответствующий спецификациям, определенным для манекена типа Гибрид II или III*.

________________

* Технические спецификации и подробные чертежи манекена типа Гибрид II и III, соответствующего по основным размерам пятидесятому процентилю репрезентативности мужского населения Соединенных Штатов Америки, а также предписания, касающиеся его регулирования в целях данного испытания, сданы на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и могут быть получены для ознакомления по соответствующему запросу в секретариате Европейской экономической комиссии, Дворец Наций, Женева, Швейцария.

[Примечание секретариата - В случае манекена типа Гибрид III имеется лишь его описание без чертежей (TRANS/WP.29/GRSP/18, пункт 8)].

2.21 исходная зона: Пространство между двумя вертикальными продольными плоскостями, расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга симметрично точке , которое определяется поворотом модели головы из вертикального в горизонтальное положение в соответствии с приложением 1 Правил ЕЭК ООН N 21. Эта модель устанавливается, как указано в приложении Правил ЕЭК ООН N 21, на максимальном расстоянии 840 мм;

2.22 ремень с креплением в трех точках: Ремни с креплением в более чем трех точках (для целей настоящих Правил).

2.23 расстояние между сиденьями: В случае сидений, установленных в одном и том же направлении, - расстояние между передней частью подушки сиденья и задней частью подушки предшествующего сиденья, измеренное горизонтально на высоте 620 мм над уровнем пола.

2.20-2.23 (Поправка серии 01).

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение сиденья представляется предприятием - изготовителем сиденья или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 Заявка на официальное утверждение транспортного средства представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.3 К заявке на официальное утверждение сиденья или транспортного средства прилагаются указанные ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:

3.3.1 Для официального утверждения сиденья:

3.3.1.1 подробное описание сиденья, его креплений и систем регулировки, перемещения и блокировки;

3.3.1.2 достаточно подробные и выполненные в соответствующем масштабе чертежи сиденья, его креплений и систем регулировки, перемещения и блокировки.

3.3.2 Для официального утверждения транспортного средства:

3.3.2.1 подробное описание деталей конструкции транспортного средства, используемых в качестве креплений;

3.3.2.2 достаточно подробные и выполненные в соответствующем масштабе чертежи частей транспортного средства, используемых в качестве креплений.

3.4 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, представляются:

3.4.1 в случае официального утверждения сиденья - два сиденья, представляющие тип, подлежащий официальному утверждению;

3.4.2 в случае официального утверждения транспортного средства - часть его конструкции.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если сиденье, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет соответствующим требованиям раздела 5, то данный тип сидений подлежит официальному утверждению.

4.2 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет соответствующим требованиям разделов 6 и 7, то данный тип сидений подлежит официальному утверждению.

4.3 Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01, что соответствует поправкам серии 01) указывают на серию поправок, включающих последние важнейшие технические изменения, внесенные в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу сидений или другому типу транспортного средства.

4.2, 4.3 (Поправка серии 01).

4.4 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения, об отказе в официальном утверждении типа сидений и/или типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 и/или в приложении 2.

4.5 На каждом сиденье, соответствующем типу сидений, официально утвержденному на основании настоящих Правил, и на каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:

4.5.1 из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

4.5.2 из номера настоящих Правил, проставленного справа от круга, предусмотренного в 4.5.1, за которым следует буква "R", тире и номер официального утверждения.

_______________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.