ГОСТ Р 51862-2002
Группа Г51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ,
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
Методы контроля требований безопасности
Machines and tractors for forestry. Test methods of safety requirements
ОКС 13.100
65.060.80
ОКП 47 2600
48 5110
(кроме 48 5111),
48 5120,
48 5130
(кроме 48 5132,
48 5133)
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 января 2002 года N 26-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает методы контроля требований безопасности и распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы, лесозаготовительные машины (далее - машины).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.014-84 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками
ГОСТ 12.1.016-79 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ
ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности
ГОСТ 12.4.012-83 Система стандартов безопасности труда. Вибрация. Средства измерений и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые
ГОСТ 27254-87 (ИСО 5010-84) Машины землеройные. Система рулевого управления колесных машин
ГОСТ 27259-87 (ИСО 7096-82) Машины землеройные. Сиденье оператора. Передаваемая вибрация
3.1 Контроль требований безопасности машин при испытаниях проводят методами осмотра, опробования и измерений.
3.2 Оценку требований безопасности конструкций машин проводят путем сравнения значений параметров, полученных при испытаниях по настоящему стандарту, со значениями, установленными в нормативных документах.
3.3 Испытаниям подвергают машины, полностью укомплектованные в соответствии с технической документацией и прошедшие обкатку в установленном объеме.
3.4 Системы, агрегаты, рабочие органы машин должны быть отрегулированы в соответствии с технической документацией.
3.5 Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть поверены и отвечать требованиям нормативного документа.
3.6 При определении линейных размеров, связанных с сиденьем оператора, последнее должно быть установлено в среднее по всем регулировкам положение.
3.7 Метод определения расположения контрольной точки сиденья (КТС) по ГОСТ 27715.
3.8 Погрешности измерений при испытаниях не должны превышать значений, приведенных в приложении А.
4.1 Осмотром и опробованием на машине определяют:
наличие площадок, поручней, упоров для ног, подножек;
удобство и безопасность доступа к отдельным узлам при эксплуатации, монтаже, ремонте и техническом обслуживании;
наличие на поручнях и перилах покрытий из материалов низкой теплопроводности;
возможность одновременного использования двух рук и одной ноги или двух ног и одной руки при подъеме и спуске по системе доступа.
4.2 Измерениями определяют:
геометрические размеры элементов системы доступа, прохода, их взаимное расположение, расстояние между кромкой дверного проема и подушкой сиденья, а также значение деформации при приложении контрольных нагрузок к опорным элементам системы доступа.
4.2.1 Измерения проводят при установке машин на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием с продольным и поперечным уклонами не более 3%.
4.2.2 Линейные измерения проводят с помощью специального или универсального измерительного инструмента.
Высоту расположения подножек машины на гусеничном ходу, установленной на площадке с твердым покрытием, определяют расстоянием от твердого покрытия до подножки, за вычетом высоты грунтозацепов.
4.2.3 При испытаниях подножек статической сосредоточенной силой, последняя прикладывается перпендикулярно и последовательно к центру каждой опорной поверхности предметом с пятном контакта диаметром 80 мм. Действие нагрузки осуществляют в течение 1 мин. Опорные поверхности подножки, ступеньки или лесенки считают выдержавшими испытания, если ни в одном из их элементов не наблюдается остаточных деформаций.
5.1 Осмотром и опробованием определяют:
наличие систем защиты оператора ROPS, FOPS, OPS;
способ приведения в действие механизмов открытия дверей;
наличие аварийных выходов и исправность замков и запоров на дверях и аварийных выходах;
фиксацию дверей и открываемых окон в открытом и закрытом положениях;
наличие устройств нормализации микроклимата;
наличие и работоспособность стеклоочистителей и плафона внутреннего освещения кабины;
наличие устройства, защищающего лицо оператора от прямых солнечных лучей, футляра для аптечки, устройств для крепления огнетушителя, термоизолирующего бачка, крючка для верхней одежды; места для личных вещей оператора; резинового коврика на полу кабины и умягченной обивки потолка в рекомендуемой зоне.
5.2 Методами измерений определяют:
5.2.1 Размеры рабочего пространства кабины.
5.2.2 Непроницаемость кабины для атмосферных осадков.
5.2.2.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха не ниже 10 °С.
5.2.2.2 Двери, окна и люки кабины должны быть закрыты. Система нормализации микроклимата должна работать в режиме максимальной производительности.
5.2.2.3 Крышу и боковые панели кабины поочередно или одновременно подвергают воздействию водой из устройства с расстояния 0,5-1,0 м. Омываемая поверхность должна быть больше габаритных размеров кабины не менее чем на 0,3 м. Интенсивность смывания (6,5±1,5) дм/мин.
5.2.2.4 Время омывания устройством - 30 мин.
5.2.2.5 Кабина считается непроницаемой для атмосферных осадков, если не обнаружено попадание влаги внутрь кабины.
5.2.3 Параметры микроклимата на рабочем месте оператора
5.2.3.1 Температуру и скорость наружного воздуха измеряют на высоте 1650 мм от поверхности земли и на расстоянии не менее 10 м от машины.
Датчики температур в теплый период должны быть защищены от действия прямых солнечных лучей.
Измерения проводят не менее трех раз с интервалом 30 мин в течение испытаний.
5.2.3.2 При проведении испытаний двери, окна и люки машины должны быть закрыты.
5.2.3.3 Перед проведением измерений машина должна отработать не менее 1 ч в технологическом режиме при включенной на максимальные параметры системе нормализации микроклимата.
5.2.3.4 Измерения прекращают, если при трех последующих отсчетах с интервалом (10±2) мин температура воздуха изменяется не более чем на 1 °С.
5.2.3.5 Точки измерения параметров микроклимата должны соответствовать приведенным на рисунке 1. При этом в точках 1, 2 измеряют температуру, а в точке 3 - дополнительно скорость движения воздуха.
1-3 - точки измерений
Рисунок 1 - Расположение точек измерений показателей микроклимата
Результаты измерений оформляют в соответствии с приложением Б.
5.2.4 Время устранения запотевания и обледенения стекол в зонах, очищаемых стеклоочистителями, определяют на стоянке или в климатической камере.
5.2.4.1 Двери, окна и люки кабины должны быть закрыты. Система нормализации микроклимата должна работать в режиме максимальной теплоотдачи. Частота вращения коленчатого вала двигателя должна соответствовать номинальной частоте холостого хода. Количество людей в кабине не должно превышать числа рабочих мест.
5.2.4.2 Испытания проводят при температуре наружного воздуха от минус 15 °С до минус 25 °С.
Воздействие прямой солнечной радиации на стекла не допускается.
5.2.4.3 Испытания проводят в следующей последовательности:
на внутренние поверхности стекол наносят границы зон, очищаемых стеклоочистителями;
машину с остановленным двигателем выдерживают в течение не менее 12 ч при заданной температуре испытаний до образования равномерного ледяного покрова;
после запуска двигателя определяют время устранения обледенения и запотевания.
5.2.5 Содержание оксида углерода в кабине машины
5.2.5.1 При проведении испытаний двери, окна и люки кабины должны быть закрыты, система нормализации микроклимата должна работать в режиме максимальной производительности, а машина - в технологическом режиме.
5.2.5.2 Перед проведением измерений машина должна отработать не менее 1 ч.