ГОСТ Р ИСО 11169-2000
Группа Г51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ, МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ
Требования к эффективности и методы испытаний тормозных систем
Machinery for forestry. Wheeled special machines. Vocabulary, performance test methods and criteria for brake systems
ОКС 65.060.80
ОКП 47 2600, 48 5100
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 2000 г. N 316-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 11169-93 "Машины для лесного хозяйства. Колесные машины специального назначения. Словарь, методы определения эксплуатационных характеристик и критерии оценки тормозных систем"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на лесопромышленные и лесохозяйственные колесные тракторы, лесозаготовительные и лесохозяйственные колесные машины (далее - машины), определенные ГОСТ 29008, и устанавливает требования к эффективности тормозных систем и методы их испытаний.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 29008-91 (ИСО 6814-83) Машины для лесного хозяйства мобильные и самоходные. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 тормозная система: Совокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущейся машины или для фиксирования ее неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза.
3.1.1 рабочая тормозная система: Основная система, используемая для остановки и удерживания машины.
3.1.2 запасная тормозная система: Система, используемая для остановки машины в случае любого единичного отказа рабочей тормозной системы.
3.1.3 стояночная тормозная система: Система, используемая для удержания остановленной машины на месте.
3.1.4 замедлитель: Вспомогательная тормозная система, способная создавать и поддерживать сопротивление движению машины в течение длительного времени без значительного снижения эффективности торможения, а также используемая для снижения скорости машины при движении вниз по уклону.
3.1.5 Элементы тормозной системы
3.1.5.1 орган (органы) управления: Элемент (элементы), на который непосредственно воздействует оператор с целью создания усилия, передаваемого к тормозу (тормозам).
3.1.5.2 привод: Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь.
3.1.5.3 тормоз (тормоза): Составная часть, которая непосредственно прилагает усилие, противодействующее движению машины. Тормоза могут быть, например, фрикционными, электрическими или гидравлическими.
3.2 общая составная часть: Составная часть, участвующая в работе двух или более тормозных систем.
3.3 эксплуатационная масса машины: Масса машины, которая включает наиболее тяжелые сочетания по массе элементов машины, определенные изготовителем (лебедка, отвал, валочная головка, захват и т.д.), и составные части (кабина, устройство защиты и т.д.) машины, полностью заправленной топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, включая оператора массой 75 кг.
Масса погрузочно-транспортной машины включает полезный груз, указанный изготовителем.
3.4 тормозной путь - Расстояние, которое проходит машина от точки, в которой первоначально включается орган управления тормозами, до точки, в которой машина полностью останавливается.
3.5 среднее замедление - Среднее значение изменения скорости машины от момента первоначального включения органа управления тормозами до полной остановки машины. Среднее замедление, м/с, вычисляют по формуле
, (1)
где - скорость машины непосредственно перед включением органа управления тормозами, м/с;
- тормозной путь, м.
3.6 приработка: Процедура приведения в надлежащее состояние тормоза (тормозов) машины.
3.7 давление тормозной системы: Давление в воздушном или гидравлическом резервуаре (ресивере).
3.8 давление в системе привода тормоза: Давление воздуха или рабочей жидкости, определяемое в месте тормозной системы, установленном изготовителем.
3.9 испытательный участок: Площадка, отвечающая установленным требованиям, на которой проводятся испытания.
3.10 холодные тормоза: Тормоза машины считают холодными при выполнении одного из следующих условий:
а) тормоза не должны приводиться в действие в течение предыдущего часа, кроме операций, предусмотренных в 6.9;
б) температура, измеренная на тормозном диске или на наружной поверхности барабана, ниже 100 °С;
в) в случае полностью закрытых тормозов, в том числе тормозов, работающих в масле, температура, измеренная на наружной поверхности корпуса, не должна превышать 50 °С или должна находиться в пределах, установленных изготовителем.
Погрешность средств измерений должна соответствовать требованиям таблицы 1.
Таблица 1- Погрешность средств измерений