Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 8082-99

Группа Г51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МАШИНЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ,
ТРАКТОРЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЕ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ.
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ

Требования безопасности и методы испытаний

Machines and tractors for forestry. Roll-over protective structures.
Safety requirements and test methods

     

     ОКС 13.110
     ОКП 47 2600; 48 5110; 48 5120; 48 5130

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. N 446-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 8082-94 "Самоходные лесные машины. Защитные конструкции при опрокидывании. Лабораторные испытания и технические требования"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения



Настоящий стандарт распространяется на самоходные и передвижные лесозаготовительные машины, лесопромышленные и лесохозяйственные тракторы (далее - машины) и устанавливает требования безопасности и методы испытаний устройства защиты при опрокидывании.

Требования стандарта являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898-1-78) Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний

ГОСТ 1759.5-87 (ИСО 898-2-80) Гайки. Механические свойства и методы испытаний

ГОСТ 27245-87 (ИСО 3164-79) Машины землеройные. Лабораторные испытания по оценке устройств защиты при опрокидывании и от падающих предметов. Характеристика объема ограничения деформации

ГОСТ 27715-88 (ИСО 5353-78) Машины землеройные, тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Контрольная точка сиденья

ГОСТ Р ИСО 8083-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты от падающих предметов. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ Р ИСО 8084-99 Машины лесозаготовительные, тракторы лесопромышленные и лесохозяйственные. Устройство защиты оператора. Требования безопасности и методы испытаний

     3 Определения



В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

устройство защиты при опрокидывании (ROPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине, позволяющая уменьшить опасность нанесения повреждения оператору, пристегнутому ремнем безопасности, при опрокидывании машины.

Конструктивные элементы устройства защиты при опрокидывании включают в себя подрамники, кронштейны, опоры, подвески или амортизаторы на болтах, используемых для крепления устройства защиты при опрокидывании к раме машины, но исключают все, что является неотъемлемой частью рамы машины;

рама машины: Основная рама машины в сборе или основной несущий элемент машины, или часть основной рамы машины, к которой непосредственно крепят устройство защиты при опрокидывании;

система "ROPS - рама машины": Устройство защиты при опрокидывании, закрепленное на раме машины;

платформа стенда (испытательный стенд): Жесткая составная часть конструкции стенда, к которой при испытаниях крепят раму машины с системой "ROPS - рама машины";

устройство защиты от падающих предметов (FOPS): Система конструктивных элементов, смонтированных на машине для обеспечения защиты оператора от падающих предметов, таких как деревья и его части, а также камни (ГОСТ Р ИСО 8083);

устройство защиты оператора (OPS): Система конструктивных элементов машины, предназначенная для обеспечения защиты оператора от проникновения в кабину подроста, сучьев и разорванного трелевочного каната (ГОСТ Р ИСО 8084);

зона ограничения деформации (DLV): Размеры зоны, которые определяют предельно допустимую деформацию устройств защиты при опрокидывании, от падающих предметов и проникновения в кабину предметов лесной среды и разорванного трелевочного каната. Размеры зоны ограничения деформации устанавливают исходя из антропометрических данных оператора высокого роста в положении сидя (ГОСТ 27245);

имитируемая плоскость грунта (SGP): Поверхность, при соприкосновении с которой предполагают прекращение дальнейшего переворачивания машины;

боковая имитируемая плоскость грунта (LSGP): Вертикальная плоскость, проходящая через наиболее удаленную точку от центра кабины и расположенную под углом 15° от осевой линии зоны ограничения деформации (рисунок 1). Боковая имитируемая плоскость грунта LSGP, определяемая на незагруженном устройстве защиты при опрокидывании, перемещается при приложении нагрузки к устройству защиты при опрокидывании под установленным к вертикали углом 15°;

           

- верхний элемент защитного каркаса, к которому прикладывают боковую нагрузку;
  - наиболее удаленная точка элемента от продольной оси каркаса ;
- вертикальная линия, проходящая через точку ;
  - вертикальная плоскость, параллельная продольной оси машины и проходящая через линию ;
- боковая имитируемая плоскость грунта

Рисунок 1 - Определение боковой имитируемой плоскости грунта



вертикальная имитируемая плоскость грунта (VSGP): Плоскость, в которой машина остается в перевернутом вверх ходовой частью положении, определяемая верхним поперечным элементом устройства защиты при опрокидывании с учетом деформации и той передней (задней) частью машины, которая, вероятно, соприкоснется с имитируемой плоскостью грунта одновременно, что и устройство защиты при опрокидывании. При этом положение перевернутой машины устойчивое (рисунок 2).

Примечание - Вертикальную имитируемую плоскость грунта применяют только к каркасной системе устройства защиты при опрокидывании.

     

Рисунок 2 - Определение вертикальной имитируемой плоскости грунта

     

     4 Обозначения



В настоящем стандарте применяют следующие обозначения:

- поглощаемая устройством защиты при опрокидывании энергия (в джоулях);

- усилие (в ньютонах);

- масса машины (в килограммах):

масса машины, заявленная изготовителем, - максимальная масса машины в рабочем состоянии, включая оборудование с инструментами, устройством защиты при опрокидывании, полной заправкой всех емкостей, но без учета прицепного оборудования и другой нагрузки, которую несет машина;

для шарнирно-сочлененных машин, где при движении один элемент рамы может поворачиваться относительно другого элемента рамы без блокировки, массу машины принимают как массу элемента машины с двигателем и устройством защиты при опрокидывании.

Если конструкцией предусмотрена система блокировки шарнирного сочленения, то в этом случае под массой понимают полную массу машины [(передний и задний элементы) рисунок 3];

- деформация устройства защиты при опрокидывании (в миллиметрах);

- порядковый номер опыта.     

     

Рисунок 3 - Определение массы машины

     

     5 Требования к испытаниям

    

5.1 Приспособление     


Приспособление, соответствующее зоне ограничения деформации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 27245. Приспособление, которое следует жестко закрепить на рабочем месте оператора в соответствии с расположением контрольной точки сиденья (КТС) по ГОСТ 27715, должно находиться там в течение всего периода испытаний. Для машин, оборудованных более чем одним сиденьем, результаты испытаний оценивают по наибольшей деформации, полученной при испытаниях.     

5.2 Средства измерений     

установку для испытаний следует оборудовать средствами измерений для определения усилия, прикладываемого к устройству защиты при опрокидывании, и линейных размеров деформации. Погрешность измерений - в соответствии с указанной в таблице 1.


Таблица 1

Измеряемый показатель

Погрешность измерений

  

абсолютная

относительная, %

Линейные размеры деформации, мм

±1

Не более ±5 максимального значения

Усилие, Н

-

±5

          


5.3 Оборудование для приложения нагрузки     

5.3.1 Устройство защиты при опрокидывании следует устанавливать на испытательном стенде (далее - стенд) так же, как и на реальной машине. Для испытаний не обязательно использовать машину в сборе. Закрепление устройства защиты при опрокидывании должно воспроизводить его реальную установку, а жесткость стенда в вертикальной плоскости не должна быть меньше жесткости реальной машины.

Все элементы кабины, не являющиеся несущими, должны быть сняты (стекла, панели, двери и другие элементы) для исключения их влияния на результаты испытаний.

5.3.2 Крепление системы "ROPS - рама машины" на платформе стенда

Систему "ROPS - рама машины" следует крепить на платформе стенда таким образом, чтобы элементы крепления этой системы к стенду не подвергались деформации. В процессе бокового нагружения система "ROPS - рама машины" не должна иметь контактов с платформой стенда, кроме предусмотренных первоначальным креплением.

Соединение с платформой стенда должно быть осуществлено непосредственно от рамы машины на опоре передней и задней оси. Для шарнирно-сочлененных машин, если при испытании используют обе рамы, шарнир должен быть заблокирован так, чтобы рамы были на одной прямой линии (рисунок 4).

          

1, 4, 6 - осевые линии; 2 - блокируемый шарнир; 5, 3 - рама машины

Рисунок 4 - Крепление кабины на платформе стенда

5.3.3 Устранение влияния элементов подвески и амортизаторов

Рама машины должна быть закреплена таким образом, чтобы любой элемент подвески машины, который можно было бы рассматривать как поглотитель энергии (пневматический, пневмогидравлический, резиновый или механический амортизаторы), был надежно заблокирован. Элементы конструкции устройства защиты при опрокидывании, как определено в разделе 3, могут включать в себя подвески или амортизаторы.

5.3.4 Требования к испытаниям при вертикальной нагрузке

При проведении испытаний с приложением вертикальной нагрузки дополнительных требований к креплению или опорам системы "ROPS - рама машины" не предъявляют.      

5.4 Порядок проведения испытаний     

5.4.1 Общие положения

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs