10.1 Безопасные окружающие среды
10.1.1 Машины с ДВС (дизельными, карбюраторными и работающими на сжиженном газе)
10.1.1.1 Системы выпуска и охлаждения
Выпускная система должна быть установлена с учетом требования комфортабельности и охраны здоровья водителя и других лиц. Циркуляция воздуха через систему охлаждения также должна быть осуществлена таким образом, чтобы обеспечивать нормальные условия работы для водителя.
10.1.1.2 Топливный бак
Топливный бак не следует располагать непосредственно над двигателем. Если топливный бак размещен внутри или сбоку моторного отделения, бак и (или) система его заправки должны быть изолированы от системы электрооборудования с помощью перегородок.
Положения топливного бака и системы его заправки должны быть такими, чтобы переливы или утечки были отведены на грунт, а не на двигатель, элементы электрооборудования, выпускную систему или к рабочему месту водителя. Утечки топлива наружу при нормальных условиях эксплуатации машины не допускаются.
Топливный бак и система его заправки должны быть размещены так, чтобы возможность повреждения топливного бака или элементов топливной системы была минимальной.
10.1.1.3 Система питания топливом
Все элементы системы питания топливом должны быть прочно закреплены на машине, а система крепления устроена так, чтобы свести к минимуму воздействия вибраций.
10.1.2 Дополнительные требования к машинам с ДВС, работающим на сжиженном газе
10.1.2.1 Резервуары для газа
10.1.2.1.1 Резервуар (или резервуары) для сжиженного газа [далее - резервуар (или резервуары)] должен иметь либо постоянное крепление на машине, либо быстросъемное. Резервуары должны соответствовать правилам, относящимся к резервуарам под давлением и действующим в стране, где машины используют.
10.1.2.1.2 Резервуары должны быть установлены на машине таким образом, чтобы они были защищены от атмосферного влияния, в том числе от коррозии, и от воздействия грузов, с которыми совершают погрузочно-транспортные операции на этой машине.
10.1.2.1.3 Резервуары должны быть прочно закреплены на машине, а вибрации не должны оказывать влияния на систему крепления.
10.1.2.1.4 Резервуары как постоянно закрепленные, так и съемные должны быть оборудованы устройством, препятствующим внезапному выделению больших количеств газа, в частности при обрыве трубопровода. Устройство для забора топлива из резервуара должно быть снабжено ручным легкодоступным вентилем. Забор топлива следует осуществлять в жидкой фазе, если только резервуар и двигатель не оборудованы специально для прямого забора топлива в газообразной фазе.
10.1.2.1.5 Все резервуары должны иметь следующее оборудование:
а) соответствующий предохранительный клапан, соединенный с газовой стороной резервуара. При установке таких резервуаров в закрытых объемах машин выпускная сторона предохранительного клапана должна быть выведена в атмосферу с помощью трубки;
б) безрасходные уровнемеры.
10.1.2.1.6 Если резервуары устанавливают в закрытом отделении, то оно должно иметь постоянные отверстия в верхней и нижней части с тем, чтобы была обеспечена достаточная вентиляция.
10.1.2.1.7 Если резервуары являются съемными, то их крепление должно быть удобным для манипуляций, а также обеспечивать легкую проверку всей установки после замены резервуара.
10.1.2.1.8. Резервуары должны быть установлены на машине таким образом, чтобы отверстие предохранительного клапана (10.1.2.1.5) всегда было соединено с газовой стороной (верхней частью) баллона. Это может быть достигнуто с помощью чеки, фиксирующей баллон, когда он правильно установлен.
10.1.2.1.9 Если дополнительный резервуар расположен на машине, он должен быть закреплен согласно 10.1.2.1.3 и 10.1.2.1.8.
10.1.2.1.10 На случай открытого хранения резервуара рекомендуется предусматривать на его присоединительных элементах предохранительные заглушки.
10.1.2.2 Топливопроводы
10.1.2.2.1 Соединительные трубопроводы и все вспомогательные элементы должны быть легкодоступными, защищенными от повреждений и износа, а также достаточно гибкими, чтобы не деформироваться в процессе эксплуатации, в том числе под воздействием вибрации.
Топливопроводы должны быть проложены так, чтобы соседство с нагретыми частями двигателя не вызывало повреждений, а в случае повреждений и утечек их легко можно было обнаружить.
Нельзя применять полностью жесткие трубопроводы для соединения резервуара с приборами системы питания, установленными на двигателе.