Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51354-99 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности (с Изменением N 1)

     8.4 Органы пуска в ход и остановки


Все машины должны быть оснащены рабочим и стояночным тормозами (или механизмами). Стояночный тормоз  (или механизм) должен быть приводимым в действие вручную или автоматически и должен оставаться зажатым до его преднамеренного отпускания.

Машины должны быть оснащены устройствами, с помощью которых могут быть включены или отключены цепи управления (в случае машин с электроприводом) и цепи зажигания и (или) устройства для запуска двигателя (в случае машин с ДВС).

8.4.1 Машины с сидящим водителем

8.4.1.1 Педали

Педали акселератора, тормоза и, если имеется, сцепления у машин с сидящим водителем должны быть расположены согласно рисунку 29.


Вид от сиденья

1 - сцепление; 2 - тормоз; 3 - акселератор

Рисунок 29



Когда расположение педалей отличается от представленного на рисунке 29, их назначение должно быть четко указано в инструкции по вождению и на самой машине.

8.4.1.2 Рычаги переключения передач

Позиции рычагов переключения передач должны быть четко указаны.

8.4.1.3 Рычаги переключения направления движения

Рычаги переключения направления движения на машинах с ДВС и рычаг реверсивного переключателя на машинах с электроприводом должны быть расположены таким образом, чтобы направление их перемещения совпадало с желаемым направлением движения (рисунок 30).


Рисунок 30



8.4.1.4 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с электроприводом

Должно быть предусмотрено устройство для автоматического отключения тяговой цепи, когда водитель сходит с машины.

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены реверсивный переключатель и рычаг (педаль) переключения скоростей. При отсутствии нейтрального положения реверсивного переключателя машина не должна перемещаться без включения переключателя скоростей.

Акселератор, управляемый ногой, должен находиться под воздействием правой ноги и должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют только одну педаль для управления двумя указанными выше операциями (ускорением и торможением), то она должна находиться под воздействием правой ноги. Нажатием на педаль отпускают тормоза и увеличивают скорость движения, наоборот, отпуская педаль, уменьшают скорость движения и включают тормоза.

8.4.1.5 Управление предохранительными устройствами и тормозами. Машины с ДВС

Управление поступательным движением должно быть предусмотрено таким образом, чтобы машина не могла трогаться с места и двигаться, пока не включены рычаги переключения передач и направления движения.

Рабочие тормоза, управляемые ногой, приводят в действие нажатием на педаль.

Если используют комбинированную педаль для сцепления и тормоза, то она должна находиться под воздействием левой ноги. Начальное движение педали должно выключать сцепление, а нажатие на педаль до отказа - приводить в действие тормоза.

Акселератор, на который воздействуют ногой, должен увеличивать скорость движения при надавливании на него сверху.