ГОСТ Р 50866-96
Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Методы оценки эффективности и безопасности
Motor vehicles. Heating, ventilation and air-conditioning systems.
Methods for determination of efficiency and safety
ОКС 43.040.60
ОКП 45 1000
Дата введения 1997-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств", Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации, Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации и Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 марта 1996 г. N 187
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает номенклатуру параметров эффективности и безопасности при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования и методы их определения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ 8.010-90 Методики выполнения измерений
Устанавливаются следующие оценочные параметры.
3.1 Температура воздуха внутри АТС:
- на рабочем месте водителя;
- на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;
- на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.2 Средняя температура воздуха в пассажирском помещении автобуса.
3.3 Температура поверхностей ограждений.
3.4 Температура воздуха на выходе из каналов систем отопления и кондиционирования.
3.5 Объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение.
3.6 Время достижения температур воздуха внутри АТС, оговоренных в соответствующих нормативных документах.
3.7 Неравномерность распределения температур воздуха на рабочем месте водителя.
3.8 Перепад между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха:
- на рабочем месте водителя;
- на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;
- на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.9 Перепад между средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса и температурой наружного воздуха.
3.10 Время достижения перепада между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха.
3.11 Скорость воздушных потоков (подвижность воздуха) внутри АТС:
- на рабочем месте водителя;
- на пассажирских местах;
- на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.12 Относительная влажность воздуха внутри АТС (для систем кондиционирования):
- на рабочем месте водителя;
- в пассажирском помещении автобусов
4.1 В процессе испытаний измеряют следующие показатели:
- температуру воздуха снаружи и внутри АТС;
- температуру внутренних поверхностей ограждений;
- скорость воздушных потоков снаружи и внутри АТС;
- относительную влажность воздуха снаружи и внутри АТС;
- объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение;
- скорость движения АТС;
- время проведения испытаний.
5.1 Применяемая измерительная аппаратура должна быть технически исправна и поверена в установленные для нее сроки.
5.2 Допускаемая погрешность измерения должна быть:
температуры | ±0,5 К (±0,5 °С) | ||||
времени | ±10 с | ||||
скорости воздушных потоков() | до 0,5 м/с | ±0,05м/с±5% | |||
| св. 0,5 м/с | ±0,1 м/с | |||
относительной влажности | ±5% | ||||
расположения точек измерения | ±5 мм |
6.1 При проведении дорожных испытаний должны выполняться требования "Правил дорожного движения" (ПДД) и инструкций по технике безопасности и безопасности движения при проведении испытаний в природных условиях.
6.2 При проведении испытаний в аэроклиматической камере должны выполняться требования инструкций по технике безопасности при работе в производственных помещениях и "Правил по охране труда на автомобильном транспорте".
7.1 К проведению измерений допускаются операторы, изучившие настоящие методы и имеющие практические навыки работы с применяемой аппаратурой.
Стаж работы оператора должен быть не менее одного года.
8.1 СостояниеАТС
8.1.1 Пробег перед проведением испытаний должен составлять не менее 5000 км.
8.1.2 АТС должны находиться в технически исправном состоянии.
Регулировки систем, агрегатов и механизмов должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации предприятия-изготовителя.
Применяемые топлива, смазочные материалы и рабочие жидкости должны применяться в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя АТС.
8.1.3 Системы АТС, выделяющие тепло или холод, а также устройства тепловой защиты рабочего места водителя и пассажирского помещения должны соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
8.1.4 Применяемые хладагенты в системах кондиционирования АТС должны соответствовать положениям "Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой" (приложение А).
8.1.5 Системы воздухораспределения должны обеспечивать устранение запотевания или обмерзания ветровых и боковых окон кабины водителя в зонах обзорности (по ГОСТ 28070).
8.1.6 Испытания систем отопления
8.1.6.1 Перед началом движения АТС выдерживается на открытом воздухе не менее 60 мин с открытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.
8.1.6.2 Во время движения отопительные устройства должны быть установлены на наиболее эффективное действие.
В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС отопительные устройства должны быть отрегулированы на частичную производительность.
8.1.7 Испытания систем вентиляции и кондиционирования
8.1.7.1 Перед началом движения АТС выдерживается на стоянке не менее 60 мин с закрытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.
8.1.7.2 При наличии в АТС оборудования для кондиционирования с приводом от двигателя АТС система кондиционирования должна быть перед началом испытаний отключена.
8.1.7.3 В случае применения системы кондиционирования с приводом от отдельного двигателя указанный двигатель должен быть прогрет до оптимальных температур, указанных в нормативных документах предприятия-изготовителя, а система кондиционирования должна быть отключена.
8.1.7.4 При испытании системы естественной вентиляции все вентиляционные проемы открыты, двери закрыты.
8.1.7.5 При испытании принудительной системы вентиляции вентиляционные устройства включены на максимальную производительность. Заборники наружного воздуха естественной системы вентиляции и двери закрыты.
8.1.7.6 При испытании комбинированной системы вентиляции (естественная и принудительная) все вентиляционные проемы открыты, вентиляционные устройства включены на максимальную производительность, двери закрыты.
8.1.7.7 В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС вентиляционные устройства систем вентиляции и кондиционирования должны быть отрегулированы на частичную производительность.
8.2 Место проведения испытаний