Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51775-2001 Колесные пары специального подвижного состава. Общие технические условия (с Изменением N 1)

     5 Правила приемки

5.1 Для проверки соответствия колесных пар требованиям настоящего стандарта, конструкторской и технологической документации проводят приемосдаточные (ПС), периодические (П) и типовые (Т) испытания.

Контролируемые параметры, виды и методы испытаний приведены в таблице 3.


Таблица 3

Контролируемый параметр

Пункт стандарта, содержащий требования, которые проверяют при испытаниях

Метод испытаний

приемосдаточных

периодических

типовых

Внешний вид и качество обработки поверхностей

4.3.3, 4.4.4.1, 4.4.5.1, 4.5.2, 4.7.7

6.3.1 (ПС),
6.4.1 (П)

Геометрические размеры и их отклонения, форма

4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.4.3, 4.4.4.2, 4.4.4.3, 4.4.5.2, 4.4.5.3, 4.4.6, 4.5.3, 4.7.1, 4.7.2-4.7.6, 4.7.9

6.3.2 (ПС),
6.3.8 (ПС),
6.3.9 (ПС)

Качество накатывания поверхностей

-

4.3.2

-

6.4.2 (П)

Химический состав и механические свойства

4.3.1, 4.4.1

6.3.3 (ПС),
6.4.3 (П)

Наличие дефектов

4.4.5.1, 4.7.8

6.3.4 (ПС)

Ультразвуковой и магнитный контроль

4.4.7, 4.4.8

6.3.5 (ПС)

Статический дисбаланс

4.7.10

6.3.6 (ПС)

Значение натяга сопрягаемых поверхностей

4.4.9.1, 4.6.1.1, 4.6.2.2

6.3.7 (ПС),
6.3.8 (ПС),
6.3.9 (ПС),
6.4.4 (П)

Температура нагрева сопрягаемых поверхностей

4.4.9.2, 4.4.9.3, 4.6.1.2, 4.6.2.5

6.3.10 (ПС)

Прочность (плотность) посадки

4.4.9.4-4.4.9.6, 4.6.1.4-4.6.1.6, 4.6.2.4, 4.6.2.5, 4.6.2.6

6.3.11 (ПС),
6.3.12 (ПС),
6.4.4 (П)

Профиль ободьев колес (бандажей) по кругу катания

4.7.2

6.3.13 (ПС)

Усадка колесного центра вследствие пластической деформации

-

4.4.9.1

6.5.1 (Т)

Изменение размера от нагрева при колодочном торможении и уменьшении толщины бандажей (ободьев) колес

-

4.7.16

6.5.2 (Т),
6.5.3 (Т)

Сопротивление усталости, безотказность деталей и их сопряжений

-

4.7.15

6.5.4 (Т)

Маркировка и клеймение

4.7.13, 4.7.14

6.3.14 (ПС)

Качество окраски

4.7.11

6.3.15 (ПС)

Электрическое сопротивление

4.7.17

6.3.16 (ПС)



(Измененная редакция, Изм. N 1).     

5.2 Приемосдаточные испытания

5.2.1 Приемосдаточные испытания деталей колесной пары (4.2-4.4) и колесной пары в сборе проводят до их окраски с предъявлением формуляра колесной пары, диаграмм проверки колес на сдвиг при тепловом методе формирования или диаграмм запрессовки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.2 На деталях и колесной паре, прошедших приемосдаточные испытания, должны быть видны невооруженным взглядом знаки маркировки и клейма.

5.2.3 В случае несоответствия хотя бы одному проверяемому требованию детали колесной пары и колесную пару бракуют.

5.3 Периодические испытания

5.3.1 Периодические испытания проводят не реже одного раза в год в объеме приемосдаточных испытаний, при этом дополнительно контролируют:

- качество обработки поверхностей с применением методов контроля по 6.4.1 - на двух деталях каждой конструкции колесной пары;

- прочность соединения бандажа с колесным центром с применением методов контроля по 6.4.3 - на одной колесной паре каждой конструкции.

5.3.2 При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному из проверяемых требований испытания по этому требованию повторяют на удвоенном числе деталей и (или) колесных пар.

В случае неудовлетворительных результатов повторных испытаний приемку колесных пар прекращают до устранения вызвавших их причин.

5.4 Типовые испытания

5.4.1 Типовые испытания проводят при:

- изменении конструкции (толщины обода, диска или ступицы, формы и геометрии диска, спицы);

- применении материалов (оси, колесного центра, колеса, бандажа) с измененными механическими свойствами;

- изменении технологического процесса изготовления деталей колесной пары, метода формирования колесной пары;

- установке колесной пары на другой тип СПС с более высокой осевой нагрузкой или (и) конструкционной скоростью;

- изменениях в тормозной системе.

5.4.2 Условия проведения типовых испытаний должны соответствовать условиям эксплуатации колесных пар по основным параметрам (статическая и динамическая нагрузки от колесной пары на рельсы, скорость движения, сила тяги и торможения).

5.4.3 Типовые испытания проводят в объеме приемосдаточных испытаний с дополнительным контролем:

- напряженного состояния и оценкой усталостной (статической) прочности деталей колесной пары;