5.1 Для проверки соответствия колесных пар требованиям настоящего стандарта, конструкторской и технологической документации проводят приемосдаточные (ПС), периодические (П) и типовые (Т) испытания.
Контролируемые параметры, виды и методы испытаний приведены в таблице 3.
Таблица 3
Контролируемый параметр | Пункт стандарта, содержащий требования, которые проверяют при испытаниях | Метод испытаний | |||
приемосдаточных | периодических | типовых | |||
Внешний вид и качество обработки поверхностей | 4.3.3, 4.4.4.1, 4.4.5.1, 4.5.2, 4.7.7 | 6.3.1 (ПС), | |||
Геометрические размеры и их отклонения, форма | 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.4.3, 4.4.4.2, 4.4.4.3, 4.4.5.2, 4.4.5.3, 4.4.6, 4.5.3, 4.7.1, 4.7.2-4.7.6, 4.7.9 | 6.3.2 (ПС), | |||
Качество накатывания поверхностей | - | 4.3.2 | - | 6.4.2 (П) | |
Химический состав и механические свойства | 4.3.1, 4.4.1 | 6.3.3 (ПС), | |||
Наличие дефектов | 4.4.5.1, 4.7.8 | 6.3.4 (ПС) | |||
Ультразвуковой и магнитный контроль | 4.4.7, 4.4.8 | 6.3.5 (ПС) | |||
Статический дисбаланс | 4.7.10 | 6.3.6 (ПС) | |||
Значение натяга сопрягаемых поверхностей | 4.4.9.1, 4.6.1.1, 4.6.2.2 | 6.3.7 (ПС), | |||
Температура нагрева сопрягаемых поверхностей | 4.4.9.2, 4.4.9.3, 4.6.1.2, 4.6.2.5 | 6.3.10 (ПС) | |||
Прочность (плотность) посадки | 4.4.9.4-4.4.9.6, 4.6.1.4-4.6.1.6, 4.6.2.4, 4.6.2.5, 4.6.2.6 | 6.3.11 (ПС), | |||
Профиль ободьев колес (бандажей) по кругу катания | 4.7.2 | 6.3.13 (ПС) | |||
Усадка колесного центра вследствие пластической деформации | - | 4.4.9.1 | 6.5.1 (Т) | ||
Изменение размера от нагрева при колодочном торможении и уменьшении толщины бандажей (ободьев) колес | - | 4.7.16 | 6.5.2 (Т), | ||
Сопротивление усталости, безотказность деталей и их сопряжений | - | 4.7.15 | 6.5.4 (Т) | ||
Маркировка и клеймение | 4.7.13, 4.7.14 | 6.3.14 (ПС) | |||
Качество окраски | 4.7.11 | 6.3.15 (ПС) | |||
Электрическое сопротивление | 4.7.17 | 6.3.16 (ПС) |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2 Приемосдаточные испытания
5.2.1 Приемосдаточные испытания деталей колесной пары (4.2-4.4) и колесной пары в сборе проводят до их окраски с предъявлением формуляра колесной пары, диаграмм проверки колес на сдвиг при тепловом методе формирования или диаграмм запрессовки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.2 На деталях и колесной паре, прошедших приемосдаточные испытания, должны быть видны невооруженным взглядом знаки маркировки и клейма.
5.2.3 В случае несоответствия хотя бы одному проверяемому требованию детали колесной пары и колесную пару бракуют.
5.3 Периодические испытания
5.3.1 Периодические испытания проводят не реже одного раза в год в объеме приемосдаточных испытаний, при этом дополнительно контролируют:
- качество обработки поверхностей с применением методов контроля по 6.4.1 - на двух деталях каждой конструкции колесной пары;
- прочность соединения бандажа с колесным центром с применением методов контроля по 6.4.3 - на одной колесной паре каждой конструкции.
5.3.2 При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному из проверяемых требований испытания по этому требованию повторяют на удвоенном числе деталей и (или) колесных пар.
В случае неудовлетворительных результатов повторных испытаний приемку колесных пар прекращают до устранения вызвавших их причин.
5.4 Типовые испытания
5.4.1 Типовые испытания проводят при:
- изменении конструкции (толщины обода, диска или ступицы, формы и геометрии диска, спицы);
- применении материалов (оси, колесного центра, колеса, бандажа) с измененными механическими свойствами;
- изменении технологического процесса изготовления деталей колесной пары, метода формирования колесной пары;
- установке колесной пары на другой тип СПС с более высокой осевой нагрузкой или (и) конструкционной скоростью;
- изменениях в тормозной системе.
5.4.2 Условия проведения типовых испытаний должны соответствовать условиям эксплуатации колесных пар по основным параметрам (статическая и динамическая нагрузки от колесной пары на рельсы, скорость движения, сила тяги и торможения).
5.4.3 Типовые испытания проводят в объеме приемосдаточных испытаний с дополнительным контролем:
- напряженного состояния и оценкой усталостной (статической) прочности деталей колесной пары;