Статус документа
Статус документа

ГОСТ 12.2.002.3-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное


Термин

Пояснение

1. Транспортное средство

Трактор, самоходная машина, прицепная машина и прицеп

2. Масса в ненагруженном состоянии

Масса ненагруженного транспортного средства

3. Ненагруженное транспортное средство

Транспортное средство в рабочем состоянии, заправленное топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами (если их используют) с оператором (если он предусмотрен) массой 75 кг, но без дополнительных навесных орудий или нагрузки

4. Нагруженное транспортное средство (если не установлены другие требования)

Транспортное средство, нагруженное до достижения максимальной массы

5. Максимальная нагрузка на ось

Технически допустимая нагрузка на ось, установленная изготовителем для каждой оси (сумма максимальных нагрузок на оси может превышать технически допустимую максимальную массу транспортного средства)

6. Максимальная масса

Технически допустимая максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем (она может превышать максимальную массу, регламентированную национальными нормативно-техническими документами)

7. Тормозная система

Совокупность устройств, предназначенных для снижения скорости и остановки движущегося транспортного средства или для фиксирования его неподвижности во время стоянки. Тормозная система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза

8. Орган управления

Устройство, на которое непосредственно воздействует оператор для передачи приводу энергии, необходимой для торможения, или для управления этой энергией

9. Привод

Совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. Привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или смешанным. В случае, когда торможение осуществляется целиком или частично с помощью источника энергии, не зависящей от оператора, но управляемой им, этот источник с запасом энергии является частью привода

10. Тормоз

Устройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства

11. Рабочая тормозная система

Тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства с необходимой эффективностью или для его остановки

12. Стояночная тормозная система

Тормозная система, предназначенная для удержания транспортного средства в неподвижном состоянии

13. Замедлитель

Вспомогательная тормозная система, способная создавать и поддерживать сопротивление движению транспортного средства в течение длительного времени без значительного снижения эффективности торможения

14. Вторичная (пассивная) тормозная система

Тормозная система, в которой энергия, необходимая для создания усилия торможения, генерируется на буксирующем транспортном средстве и передается на буксируемое транспортное средство

15. Пружинный тормоз

Тормоз, в котором энергия, требующаяся для торможения, обеспечивается одной или несколькими пружинами, действующими как аккумулятор энергии

16. Сила, прилагаемая для управления тормозом

Сумма всех сил, прикладываемых водителем к органу (органам) управления тормозной системой, измеренная в точке приложения нагрузки по линии, проходящей от точки приложения через сустав бедра оператора при ножном педальном управлении или через плечевой сустав руки при ручном управлении

17. Тормозной путь

Расстояние по линии движения транспортного средства от точки, которая соответствует первому моменту воздействия на орган управления тормозной системой, до точки, в которой произошла остановка транспортного средства

18. Среднее замедление

Замедление транспортного средства, рассчитанное по начальной скорости и тормозному пути, которое определяют по формуле

  

,



где - среднее замедление, м/с;

- тормозной путь, м;

- начальная скорость, м/с.

19. Измеренное замедление

Среднее из зафиксированных значений замедления, записанных, например, прибором для измерения замедления

20. Высвобождающее давление

Давление жидкости или воздуха в приводе тормозной системы, требующееся для полного освобождения тормозов

21. Высвобождающая сила

Усилие на органы управления тормозной системой, требующееся для полного освобождения тормозов

22. Максимальная расчетная скорость

Максимальная расчетная скорость движения транспортного средства, при которой регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя установлен на максимальное число оборотов холостого хода, рекомендуемое изготовителем