Статус документа
Статус документа

ГОСТ 12.2.002.3-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Сельскохозяйственные и лесные транспортные средства. Определение тормозных характеристик

2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОЧИХ ТОРМОЗОВ



2.1. Если при определении тормозного пути и (или) замедления требуется более одного типа испытания, то испытания следует проводить в следующей последовательности:

а) испытание в холодном состоянии - тип 0;

б) испытание в обычном режиме - тип 1;

в) испытание в восстановленном состоянии - тип 3;

г) испытание в обычном режиме - тип 2 (в случае целесообразности его проведения). Этот тип испытаний проводят только для транспортных средств с максимальной расчетной скоростью, превышающей 35 км/ч, и максимальной массой, превышающей 12000 кг;

д) испытание в восстановленном состоянии - тип 3.

2.2. Методы измерения тормозной эффективности тракторов и самоходных машин

2.2.1. Испытание типа 0

2.2.1.1. Условия проведения испытания

В процессе испытания ось, не подвергающаяся торможению, если имеется возможность ее отключения, не должна быть прямо связана с тормозной осью.

В случае нагруженного транспортного средства ось, не подвергающаяся торможению, должна нести максимальную нагрузку.

В случае колесных транспортных средств на тормозную ось (оси) должны быть установлены колеса с максимальным диаметром шин, предусмотренным изготовителем транспортных средств данного типа.

В случае транспортного средства, у которого тормозятся все колеса, передняя ось должна быть нагружена до максимального технически допустимого уровня.

Для самоходных сельскохозяйственных транспортных средств масса и нагрузка на оси должны соответствовать установленным изготовителем транспортных средств.

2.2.1.2. Последовательность испытания

У нагруженного транспортного средства, движущегося с установившейся максимальной расчетной скоростью, а если рабочая скорость выше 50 км/ч, то со скоростью 50 км/ч+10%, перед торможением двигатель должен быть отключен от ведущей оси. Если это невозможно, то устанавливается минимальная скорость вращения вала двигателя.

Вспомогательный замедлитель, изменяющий передаточное отношение привода, или тормозящие вспомогательные устройства не следует использовать при испытаниях тормозов, если они не действуют одновременно при управлении тормозным устройством или если такое замедление не происходит автоматически при нормальном процессе торможения. Описание и указания об исполнении таких устройств должны быть приведены в отчете об испытании.

Измеряют тормозной путь и (или) замедление для нескольких различных значений усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой, и рассчитывают соответствующие значения среднего замедления.

Испытания повторяют для нескольких различных усилий, прилагаемых к органу управления тормозной системой, до достижения максимального значения усилия, при котором не происходит блокирование колес, или до значения усилия 600 - для ножного органа управления и 400 - для ручного органа управления, если при этом не происходит блокирование колес.

Испытание повторяют для ненагруженного транспортного средства, не учитывая водителя и, в случае необходимости, работника, ответственного за испытания.

2.2.1.3. В отчете об испытании нагруженного и ненагруженного транспортного средства приводят соотношение между длиной тормозного пути, замедлением и усилием, прикладываемым к органу управления тормозной системой, либо в форме графиков, либо в форме таблицы соответствующих значений. Форма отчета приведена в приложении 2.

2.2.2. Испытание типа 1

2.2.2.1. Последовательность испытания

Все транспортные средства, предъявляемые на настоящее испытание, должны предварительно пройти испытание типа 0.

2.2.2.1.1. Для транспортных средств, максимальная расчетная скорость которых не превышает 35 км/ч, при отключенном двигателе нагревают рабочие тормоза работающего транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованиями п.2.2.1.1 таким образом, чтобы подводимая энергия была эквивалентна затрачиваемой за тот же период времени для торможения нагруженного транспортного средства, движущегося с установившейся скоростью, равной (80±5)% скорости, определенной для испытания типа 0, по поверхности с уклоном 10% на расстоянии 1 км.

После нагрева тормозов в пределах времени, не превышающего 3 мин, повторяют испытание типа 0 нагруженного транспортного средства с приложением усилия, которое обеспечивает наикратчайший тормозной путь (по п.2.2.1.2).

2.2.2.1.2. Для транспортных средств, максимальная расчетная скорость которых превышает 35 км/ч, рабочие тормоза транспортного средства, нагруженного в соответствии с требованиями п.2.2.1.1, нагревают последовательным их включением при выполнении следующих условий: