ГОСТ 30687-2000
(ИСО 9249-97)
Группа Г45
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ
Полезная мощность
Earth-moving machinery. Engine test code. Net power
МКС 27.020
53.100
ОКП 481000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 59; Закрытым акционерным товариществом "Особое конструкторское бюро строительных и дорожных машин" (ЗАТ "ОКБ Будшляхмаш")
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22 июня 2000 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Туркменистан | Главгосинспекция "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарг |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой полный идентичный текст международного стандарта ИСО 9249-97 "Машины землеройные. Правила испытаний двигателей. Полезная мощность" с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны
4 Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 1 февраля 2001 г. N 46-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30687-2000 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.2002 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания двигателей внутреннего сгорания, предназначенных для привода хода землеройных машин по ГОСТ 28764, и применяется для определения характеристик двигателя, в частности, для построения кривых зависимости мощности и удельного расхода топлива при полной нагрузке от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Стандарт распространяется на двигатели внутреннего сгорания с естественным всасыванием и с наддувом как с механическим, так и с турбонаддувом, используемые в землеройных машинах и входящие в одну из следующих категорий:
- поршневые двигатели внутреннего сгорания (с искровым или компрессионным зажиганием), за исключением двигателей со свободно плавающим поршнем;
- роторно-поршневые двигатели.
Настоящий стандарт соответствует [1].
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
ГОСТ 33-2000 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1929-87 Нефтепродукты. Методы определения динамической вязкости на ротационном вискозиметре
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ 3900-85 Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
ГОСТ 10373-75 Бензины автомобильные для двигателей. Методы детонационных испытаний
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 15888-90 (ИСО 7876-1-84) Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ 27768-88 Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом
ГОСТ 28764-90* (ИСО 6165-87) Машины землеройные. Основные типы. Термины и определения
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6165-99.
ГОСТ 28772-90 (ИСО 6518-80) Системы зажигания автомобильных двигателей. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины по [2]-[9], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 полезная мощность: Мощность, снимаемая на испытательном стенде с конца коленчатого вала или его эквивалента при соответствующей частоте вращения коленчатого вала при наличии оборудования (в том числе вспомогательного), перечисленного в таблице 1.
Примечание - Если измерение мощности может быть выполнено только при установленной коробке передач, потери в коробке передач должны учитываться при определении полезной мощности двигателя.
3.2 стандартное серийное оборудование: Любое оборудование, предусмотренное производителем для конкретной области применения двигателя.
4.1 Крутящий момент
Динамометрическая система измерения крутящего момента должна обеспечивать погрешность не более ±1% во всем диапазоне показаний, требуемом при испытаниях.
4.2 Частота вращения коленчатого вала
Система измерения частоты вращения коленчатого вала должна обеспечивать погрешность не более ±0,5%.
4.3 Расход топлива
Система измерения расхода топлива должна обеспечивать погрешность не более ±1%.
4.4 Температура топлива
Система измерения температуры топлива должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.5 Температура воздуха
Система измерения температуры воздуха должна иметь погрешность не более ±2 К.
4.6 Барометрическое давление
Погрешность измерения барометрического давления не должна превышать ±100 Па*.
________________
* 1 Па=1 Н/м.
4.7 Противодавление в выпускной системе
Система измерения противодавления в выпускной системе должна обеспечивать погрешность не более ±200 Па. Результаты измерений рассматриваются в соответствии со сноской таблицы 1.
4.8 Степень разрежения во впускном тракте
Степень разрежения во впускном тракте должна измеряться с погрешностью не более ±50 Па. Результаты измерений рассматриваются в соответствии со сноской таблицы 1.
4.9 Абсолютное давление во впускном тракте
Система измерения абсолютного давления во впускном тракте должна иметь погрешность измерений не более ±2% измеряемого давления.
Таблица 1 - Установка вспомогательного оборудования во время испытаний
Оборудование | Устанавливается для проведения испытаний |
1 Впускной тракт. Впускной коллектор. Система контроля выброса картерных газов. Измеритель потока (расхода) воздуха, впускной воздухопровод, воздушный фильтр, глушитель шума впуска Ограничитель частоты вращения | Да, стандартное серийное оборудование |
2 Устройство обогрева впускного коллектора | Да, стандартное серийное оборудование. По возможности установить в наиболее благоприятное положение |
3 Выпускная система. Устройство очистки отработавших газов. Выпускной коллектор. Устройства наддува. Соединительные трубопроводы. Глушитель, выпускная труба. Горный тормоз (устройство дросселирования выхлопа) | Да, стандартное серийное оборудование |
4 Топливоподкачивающий насос | Да, стандартное серийное оборудование |
5 Карбюраторное оборудование. Карбюратор, электронная система регулирования, расходомер воздуха и т.д. (если установлены), оборудование для двигателей на газообразном топливе, редукционный клапан, испаритель, смеситель | Да, стандартное серийное оборудование |
6 Оборудование впрыскивания топлива [искровое или компрессионное зажигание (дизель)]. Фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, топливный насос, трубопровод высокого давления, форсунка, впускной воздушный клапан (если установлен), электронная система регулирования и т.д. (если установлены), регулятор: автоматический ограничитель хода (стопор) при полной нагрузке для управления в зависимости от состояния атмосферы | Да, стандартное серийное оборудование |
7 Оборудование жидкостного охлаждения. Радиатор, вентилятор, кожух вентилятора, водяной насос, термостат | Да, стандартное серийное оборудование |
8 Воздушное охлаждение. Кожух, вентилятор или нагнетатель, оборудование регулирования температуры | Да, стандартное серийное оборудование |
9 Электрическая или электронная система зажигания. Генератор, распределительная система зажигания, катушка или катушки, кабели, свечи зажигания, электронная система управления, включая датчик детонации (стука) и/или систему позднего зажигания | Да, стандартное серийное оборудование |
10 Оборудование наддува (если установлено). Компрессор с приводом непосредственно от двигателя и/или от потока отработавших газов, устройство управления наддувом, охладитель наддувочного воздуха, насос или вентилятор охлаждающего агента (с приводом от двигателя), устройство регулирования потока охлаждающего агента (если установлено) | Да, стандартное серийное оборудование |
11 Дополнительный вентилятор на испытательном стенде | Да, при необходимости |
12 Устройства предотвращения загрязнения окружающей среды | Да, стандартное серийное оборудование |
За исключением случаев, когда возможно заметное влияние на мощность двигателя, допускается применение эквивалентной системы. В этом случае должна быть произведена проверка, чтобы удостовериться, что разрежение во впускном тракте не отличается более чем на 100 Па от уровня, указанного изготовителем для чистого воздушного фильтра. За исключением случаев, когда возможно заметное влияние на мощность двигателя, допускается применение эквивалентной системы. В этом случае должна быть произведена проверка, чтобы удостовериться, что противодавление в выпускной системе не отличается более чем на 1000 Па от уровня, указанного изготовителем. Если устройство дросселирования отработавших газов встроено в двигатель, дроссель должен быть зафиксирован в полностью открытом положении. Давление подачи топлива может быть отрегулировано, при необходимости, с целью воспроизведения состояния давления в топливном насосе, соответствующего конкретному применению двигателя (в частности, в случае использования системы возврата топлива, например, в бак или фильтр). Впускной воздушный клапан - управляющий клапан пневматического регулятора топливного насоса. Регулятор оборудования подачи топлива может иметь другие устройства, которые могут изменить количество впрыскиваемого топлива. Радиатор, вентилятор, кожух вентилятора, водяной насос и термостат должны быть расположены на испытательном стенде в тех же положениях друг относительно друга, которые они занимают на машине. Циркуляция охлаждающей жидкости должна осуществляться только за счет водяного насоса двигателя. Охлаждение жидкости может осуществляться как радиатором двигателя, так и внешним контуром при условии, что потери давления в указанном контуре и давление на входе насоса остаются практически такими же, как и в системе охлаждения двигателя. Жалюзи радиатора, если они установлены, должны находиться в открытом положении. В случае, если систему вентилятор-радиатор-кожух не удается удобно расположить на двигателе, мощность, потребляемая вентилятором при его установке в правильном положении относительно радиатора и кожуха (если он применяется), определяют при частотах вращения, соответствующих частотам вращения коленчатого вала двигателя, используемым для определения мощности двигателя, либо путем расчета по стандартным характеристикам, либо путем фактических испытаний. Указанную мощность, приведенную к стандартным атмосферным условиям по 7.2, следует вычесть из приведенной мощности. При наличии отключаемого вентилятора или нагнетателя или вентилятора (нагнетателя) с переменной производительностью испытания проводят при отсоединенном отключаемом вентиляторе или нагнетателе либо при максимальном проскальзывании вентилятора (нагнетателя) с переменной производительностью. Термостат должен быть закреплен в полностью открытом положении. Минимальная мощность генератора: мощность генератора должна быть ограничена мощностью, требуемой для питания оборудования, необходимого для работы двигателя. При необходимости использования аккумуляторной батареи следует использовать полностью заряженную батарею в хорошем состоянии. Двигатели с охлаждением наддувочного воздуха испытывают в сборе с охладителем, жидкостным или воздушным, но, по желанию производителя, воздушный охладитель может быть заменен системой испытательного стенда. В любом случае измерения мощности при каждой частоте вращения проводят таким образом, чтобы перепад давления и перепад температуры воздуха, подаваемого в двигатель, в охладителе испытательного стенда соответствовали значениям, указанным производителем для системы на комплектной машине. Указанные устройства могут включать в себя, например, систему рециркуляции отработавших газов, каталитический конвертор, термореактор, систему вторичного воздухоснабжения и систему защиты от испарения топлива. Опережение зажигания должно быть установлено в положение, используемое для минимального рекомендуемого производителем октанового числа топлива. Для двигателей, оборудованных системой наддува, изменяемого в зависимости от температуры наддувочного или впускаемого воздуха, октанового числа топлива и (или) частоты вращения коленчатого вала, давление наддува должно быть установлено таким, чтобы соответствовать значению, рекомендуемому производителем для минимального допустимого октанового числа топлива. |