ГОСТ 3122-67
(СТ СЭВ 2877-81)
Группа Б19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТОПЛИВА ДИЗЕЛЬНЫЕ
Метод определения цетанового числа
Diesel fuel.
Method for determination of cetane index
ОКСТУ 0209
Дата введения 1968-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Т.Х.Мелик-Ахназаров, В.В.Булатников, Т.Н.Митусова, В.Е.Емильянов, Л.А.Садовникова, Н.М.Королева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.08.67 N 1436
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2877-81
4. ВЗАМЕН ГОСТ 3122-52
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
ГОСТ 1770-74 | 1.1 |
1.3 | |
2.1 |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и стандартизации (ИУС 4-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1972 г., апреле 1983 г., марте 1987 г., июне 1989 г. (ИУС 10-72, 8-83, 6-87, 10-89)
Настоящий стандарт распространяется на дизельные топлива и их компоненты и устанавливает метод определения самовоспламеняемости топлива в дизельных двигателях по совпадению вспышек в единицах цетанового числа.
Сущность метода заключается в сравнении самовоспламеняемости испытуемого топлива в двигателе при различных степенях сжатия с самовоспламеняемостью эталонных топлив с известными цетановыми числами в условиях испытания.
Цетановое число - условная единица измерения самовоспламеняемости топлив в дизельных двигателях, численно равная процентному (по объему) содержанию цетана (н-гексадекана) в смеси его с альфа-метилнафталином, эквивалентной по самовоспламеняемости испытуемому топливу, в условиях испытания.
Самовоспламеняемость цетана, выраженная в цетановых числах, принимается равной 100, и альфа-метилнафталина - цетановому числу 0.
Цетановое число, определяемое по методу совпадения вспышек, обозначается: ЦЧ/СВ.
Пример: 45/СВ.
1.1. Для проведения испытания применяют:
установки одноцилиндровые типа ИДТ-69, ИТ9-3М или другие с переменной степенью сжатия, обеспечивающие аналогичные результаты определения цетановых чисел;
аппаратуру электронную - прибор типа ИПЗВ или электромеханические датчики - индикаторы впрыска и воспламенения (черт.1 и 2) для измерения момента впрыска и самовоспламенения топлив;
посуду мерную лабораторную стеклянную по ГОСТ 1770: колбы 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2; цилиндры 1-250, 1-500, 1-1000.
Продольный разрез индикатора впрыска
Черт.1
Продольный разрез индикатора воспламенения
Черт.2
1.2. Эталонные топлива
Для определения самовоспламеняемости топлив по данному методу применяют первичные и вторичные эталонные топлива.
1.3. Первичные эталонные топлива
В качестве первичных эталонных топлив применяют цетан (эталонный) по ГОСТ 12525 и альфа-метилнафталин.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.4. Вторичные эталонные топлива, калиброванные по первичным эталонным топливам
В качестве вторичных эталонных топлив применяют:
а) газойль прямой перегонки из парафинистых малосернистых нефтей с цетановым числом не ниже 55 (высоко цетановое эталонное топливо);
б) зеленое масло, представляющее собой смесь высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов, с цетановым числом не более 20.
1.4. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.5. Каждая партия первичных и вторичных эталонных топлив должна иметь паспорт предприятия-изготовителя, удостоверяющего их стандартность. Предприятие-изготовитель обязано давать гарантию в том, что поставляемые первичные и вторичные топлива являются частью проверенной партии.
1.6. (Исключен, Изм. N 2).
1.7. Первичные эталонные топлива и их смеси применяют при снятии и проверке переходной шкалы от первичных эталонных топлив ко вторичным, при наличии разногласий, при контрольных испытаниях дизельных топлив. Вторичные эталонные топлива и их смеси применяют только при контрольных испытаниях дизельных топлив.
Смеси первичных и вторичных эталонных топлив составляют по объему в мерной посуде (колбах и цилиндрах) при комнатной температуре. Температуры смешиваемых топлив не должны отличаться более чем на 3 °С и должны быть не ниже 15 °С.
Эталонные топлива хранят в прохладном месте в таре с герметичной укупоркой, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.8. Контрольное топливо Д
Для оценки пригодности установки при определении цетановых чисел применяют контрольное топливо Д. В качестве контрольного топлива Д используют смесь индивидуальных углеводородов, состоящую из цетана (20%) и декалина (80%), с номинальным цетановым числом 47,0.
Указанную смесь контрольного топлива Д составляют по объему в мерной посуде.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
2.1. Установка считается пригодной к испытанию, если полученное цетановое число контрольного топлива отличается от его номинального значения не более чем на ±2,0 цетановые единицы.
При отклонении результата испытания контрольного топлива, превышающем ±2 цетановые единицы, проверяют состояние и регулировку двигателя и аппаратуры.
Проверку установки по контрольному топливу осуществляют:
в начале рабочего дня;
в случае проведения в процессе испытания регулировочных работ или изменений в оборудовании.
При определении самовоспламеняемости топлив должны соблюдать условия, указанные в табл.3.
Таблица 3*
__________________
* Табл.1 и 2. (Исключены, Изм. N 4).
Наименование показателя | Норма |
Частота вращения двигателя, с | 15±0,15 |
Угол опережения впрыска топлива до верхней мертвой точки (ВМТ), град. ПКВ | 13 |
Давление впрыска, Па | (104±4)·10 |
Количество впрыскиваемого топлива, см/с | 0,22±0,08 |
Степень сжатия (переменная) | От 7:1 до 23:1 |
Температура охлаждающей жидкости в зарубашечном пространстве цилиндра (поддерживается кипящей водой при барометрическом давлении выше 965·10 Па или раствором этиленгликоля в воде при давлении ниже 965·10 Па), °С | 100±2 |
Температура воды, охлаждающей форсунку, °С | 38±3 |
Температура воздуха на всасывании в двигатель, °С | 65±1 |
Температура масла в картере, °С | 50-65 |
Смазочное масло для двигателя с кинематической вязкостью при 100 °С, м/c, не менее | (20±2)·10 |
Давление масла в магистрали во время работы двигателя, Па | (1,6-2,2)·10 |
Зазоры между штоками и коромыслами клапанов на холодном двигателе, мм: | |
для всасывающего клапана | 0,20±0,05 |
для выхлопного клапана | 0,25±0,05 |
Примечания:
1. Для установок ИТ9-3, оборудованных генератором постоянного тока для питания индикатора впрыска и самовоспламенения, напряжение в цепи постоянного тока должно быть 115±1 В.
2. Для двигателя применяют смазочное масло МС-20 по ГОСТ 21743.
2.2. Установка и регулировка микрометра, измеряющего степень сжатия
Заданную степень сжатия устанавливают при положении поршня точно в ВМТ такта сжатия, при этом вода (114 см), залитая в камеру сгорания, должна заполнить ее до верхнего торца отверстия, предназначенного для индикатора воспламенения. Показание микрометра в этом случае должно соответствовать (0±0,1) мм (степень сжатия примерно 6,90). Если этого нет, отвинчивают контргайку, вынимают шпонку и поворачивают маховик до тех пор, пока отметка "0" на шкале нониуса не совпадет с риской на горизонтальной шкале. При установке микрометра степени сжатия заливку 114 см воды осуществляют три раза и вычисляют среднее трех показаний микрометра. Установку микрометра проводят на холодном двигателе при температуре масла в картере 50-65 °С.