Статус документа
Статус документа


ГОСТ 3122-67
(СТ СЭВ 2877-81)

Группа Б19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ТОПЛИВА ДИЗЕЛЬНЫЕ

Метод определения цетанового числа

     
Diesel fuel.
Method for determination of cetane index

     

ОКСТУ 0209

Дата введения 1968-01-01

     

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х.Мелик-Ахназаров, В.В.Булатников, Т.Н.Митусова, В.Е.Емильянов, Л.А.Садовникова, Н.М.Королева

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.08.67 N 1436

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2877-81

4. ВЗАМЕН ГОСТ 3122-52

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

ГОСТ 1770-74

1.1

ГОСТ 12525-85

1.3

ГОСТ 21743-76

2.1



6. Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и стандартизации (ИУС 4-94)

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1972 г., апреле 1983 г., марте 1987 г., июне 1989 г. (ИУС 10-72, 8-83, 6-87, 10-89)


Настоящий стандарт распространяется на дизельные топлива и их компоненты и устанавливает метод определения самовоспламеняемости топлива в дизельных двигателях по совпадению вспышек в единицах цетанового числа.

Сущность метода заключается в сравнении самовоспламеняемости испытуемого топлива в двигателе при различных степенях сжатия с самовоспламеняемостью эталонных топлив с известными цетановыми числами в условиях испытания.

Цетановое число - условная единица измерения самовоспламеняемости топлив в дизельных двигателях, численно равная процентному (по объему) содержанию цетана (н-гексадекана) в смеси его с альфа-метилнафталином, эквивалентной по самовоспламеняемости испытуемому топливу, в условиях испытания.

Самовоспламеняемость цетана, выраженная в цетановых числах, принимается равной 100, и альфа-метилнафталина - цетановому числу 0.

Цетановое число, определяемое по методу совпадения вспышек, обозначается: ЦЧ/СВ.

Пример: 45/СВ.

1. АППАРАТУРА

1.1. Для проведения испытания применяют:

установки одноцилиндровые типа ИДТ-69, ИТ9-3М или другие с переменной степенью сжатия, обеспечивающие аналогичные результаты определения цетановых чисел;

аппаратуру электронную - прибор типа ИПЗВ или электромеханические датчики - индикаторы впрыска и воспламенения (черт.1 и 2) для измерения момента впрыска и самовоспламенения топлив;

посуду мерную лабораторную стеклянную по ГОСТ 1770: колбы 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2; цилиндры 1-250, 1-500, 1-1000.

Продольный разрез индикатора впрыска

               
Черт.1

          

Продольный разрез индикатора воспламенения

               
Черт.2

          

1.2. Эталонные топлива

Для определения самовоспламеняемости топлив по данному методу применяют первичные и вторичные эталонные топлива.

1.3. Первичные эталонные топлива

В качестве первичных эталонных топлив применяют цетан (эталонный) по ГОСТ 12525 и альфа-метилнафталин.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1.4. Вторичные эталонные топлива, калиброванные по первичным эталонным топливам

В качестве вторичных эталонных топлив применяют:

а) газойль прямой перегонки из парафинистых малосернистых нефтей с цетановым числом не ниже 55 (высоко цетановое эталонное топливо);

б) зеленое масло, представляющее собой смесь высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов, с цетановым числом не более 20.

1.4. (Измененная редакция, Изм. N 2).

1.5. Каждая партия первичных и вторичных эталонных топлив должна иметь паспорт предприятия-изготовителя, удостоверяющего их стандартность. Предприятие-изготовитель обязано давать гарантию в том, что поставляемые первичные и вторичные топлива являются частью проверенной партии.

1.6. (Исключен, Изм. N 2).

1.7. Первичные эталонные топлива и их смеси применяют при снятии и проверке переходной шкалы от первичных эталонных топлив ко вторичным, при наличии разногласий, при контрольных испытаниях дизельных топлив. Вторичные эталонные топлива и их смеси применяют только при контрольных испытаниях дизельных топлив.

Смеси первичных и вторичных эталонных топлив составляют по объему в мерной посуде (колбах и цилиндрах) при комнатной температуре. Температуры смешиваемых топлив не должны отличаться более чем на 3 °С и должны быть не ниже 15 °С.

Эталонные топлива хранят в прохладном месте в таре с герметичной укупоркой, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.8. Контрольное топливо Д

Для оценки пригодности установки при определении цетановых чисел применяют контрольное топливо Д. В качестве контрольного топлива Д используют смесь индивидуальных углеводородов, состоящую из цетана (20%) и декалина (80%), с номинальным цетановым числом 47,0.

Указанную смесь контрольного топлива Д составляют по объему в мерной посуде.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

2.1. Установка считается пригодной к испытанию, если полученное цетановое число контрольного топлива отличается от его номинального значения не более чем на ±2,0 цетановые единицы.

При отклонении результата испытания контрольного топлива, превышающем ±2 цетановые единицы, проверяют состояние и регулировку двигателя и аппаратуры.

Проверку установки по контрольному топливу осуществляют:

в начале рабочего дня;

в случае проведения в процессе испытания регулировочных работ или изменений в оборудовании.

При определении самовоспламеняемости топлив должны соблюдать условия, указанные в табл.3.

Таблица 3*

__________________
     * Табл.1 и 2. (Исключены, Изм. N 4).

Наименование показателя

Норма

Частота вращения двигателя, с

15±0,15

Угол опережения впрыска топлива до верхней мертвой точки (ВМТ), град. ПКВ

13

Давление впрыска, Па

(104±4)·10

Количество впрыскиваемого топлива, см

0,22±0,08

Степень сжатия (переменная)

От 7:1 до 23:1

Температура охлаждающей жидкости в зарубашечном пространстве цилиндра (поддерживается кипящей водой при барометрическом давлении выше 965·10 Па или раствором этиленгликоля в воде при давлении ниже 965·10 Па), °С

100±2

Температура воды, охлаждающей форсунку, °С

38±3

Температура воздуха на всасывании в двигатель, °С

65±1

Температура масла в картере, °С

50-65

Смазочное масло для двигателя с кинематической вязкостью при 100 °С, м/c, не менее

(20±2)·10

Давление масла в магистрали во время работы двигателя, Па

(1,6-2,2)·10

Зазоры между штоками и коромыслами клапанов на холодном двигателе, мм:

для всасывающего клапана

0,20±0,05

для выхлопного клапана

0,25±0,05



Примечания:

1. Для установок ИТ9-3, оборудованных генератором постоянного тока для питания индикатора впрыска и самовоспламенения, напряжение в цепи постоянного тока должно быть 115±1 В.

2. Для двигателя применяют смазочное масло МС-20 по ГОСТ 21743.

2.2. Установка и регулировка микрометра, измеряющего степень сжатия

Заданную степень сжатия устанавливают при положении поршня точно в ВМТ такта сжатия, при этом вода (114 см), залитая в камеру сгорания, должна заполнить ее до верхнего торца отверстия, предназначенного для индикатора воспламенения. Показание микрометра в этом случае должно соответствовать (0±0,1) мм (степень сжатия примерно 6,90). Если этого нет, отвинчивают контргайку, вынимают шпонку и поворачивают маховик до тех пор, пока отметка "0" на шкале нониуса не совпадет с риской на горизонтальной шкале. При установке микрометра степени сжатия заливку 114 см воды осуществляют три раза и вычисляют среднее трех показаний микрометра. Установку микрометра проводят на холодном двигателе при температуре масла в картере 50-65 °С.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs