Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 41.41-2001 (Правила ЕЭК ООН N 41) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов в связи с производимым ими шумом (с Изменением N 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)

     
Методы и приборы, используемые для измерения шума, производимого мотоциклами

1 Шум, производимый мотоциклом во время движения (условия измерения и методы испытания в ходе официального утверждения элемента)

1.1 Пределы: см. приложение 6.

1.2 Измерительные приборы
     


    1.2.1 Акустические измерения

В качестве приборов для измерения уровня шума следует использовать высокоточные шумомеры того типа, описание которого приведено во втором издании Публикации N 179 Международной электротехнической комиссии (МЭК) "Прецизионные шумомеры".

Измерения следует проводить с использованием постоянной времени усреднения "fast" ("быстро") при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале "А", описание которых также приведено в Публикации N 179.

В начале и в конце каждой серии измерений шумомер следует калибровать по инструкции предприятия-изготовителя с использованием соответствующего источника звука (например, пистонфона).

1.2.2 Измерения скорости

Частоту вращения двигателя и скорость мотоцикла на испытательной площадке следует определять с точностью до ±3%.

1.3 Условия проведения измерений
     


    1.3.1 Состояние мотоцикла

Во время измерений мотоцикл должен находиться в рабочем состоянии (включая охлаждающую жидкость, масло, топливо, инструменты, запасное колесо и водителя).

Перед началом измерений двигатель следует прогреть до нормальной рабочей температуры. Если мотоцикл оборудован вентиляторами с механизмом автоматического привода, то во время измерений эта система не должна создавать помехи. Для мотоциклов, имеющих более одного ведущего колеса, можно использовать только одно ведущее колесо, предусмотренное для обычного движения по дороге. Если мотоцикл оборудован коляской, то на время испытаний коляска должна быть отсоединена.

1.3.2 Испытательная площадка

Испытательная площадка должна состоять из центральной части для разгона, зона испытания вокруг которой должна быть практически горизонтальной. Участок для разгона должен быть горизонтальным; его покрытие должно быть сухим и спроектировано таким образом, чтобы шины не производили чрезмерного шума.

Условия свободного звукового поля на испытательной площадке должны сохраняться такими, чтобы помехи между источником звука, помещенным в центре участка для разгона, и микрофоном не превышали ±1 дБ(А). Это условие считается выполненным, если на расстоянии 50 м от центра участка разгона нет крупных звукоотражающих объектов, как ограждения, камни, мосты или здания. Поверхность испытательной площадки должна соответствовать требованиям приложения 4.

Вблизи микрофона, а также между микрофоном и источником шума не должно быть преград, которые могут оказать влияние на звуковое поле. Наблюдатель, проводящий измерения, должен находиться в таком месте, в котором его присутствие не окажет влияния на показания измерительных приборов.

1.3.3 Прочие положения

Измерения не следует проводить при плохих климатических условиях. Следует принять меры предосторожности для обеспечения условий, при которых порывы ветра не влияли бы на показания приборов.

При измерениях уровень шума от посторонних источников шума, помимо испытуемого мотоцикла, и уровень шума от воздействия ветра должны быть не менее чем на 10 дБ(А) ниже уровня шума, производимого мотоциклом.

Микрофон может быть оснащен ветрозащитным экраном при условии, что учитывается его влияние на чувствительность и характеристики направленности микрофона.

Если разница между уровнями фонового и измеренного шума находится в пределах от 10 до 16 дБ(А), то из значения, зарегистрированного шумомером, вычитают соответствующее значение, определяемое по диаграмме, приведенной на рисунке 3.1.   




Рисунок 3.1 - Диаграмма



1.4 Метод измерений
     


    1.4.1 Характер и число измерений