15.1. Автомобили с бортовой платформой должны быть оборудованы тягово-сцепным устройством по ГОСТ 2349.
Примечания:
1. По требованию заказчика (потребителя) автомобили с бортовой платформой и их шасси, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны быть оборудованы беззазорной сцепкой.
2. Шасси автомобилей с бортовой платформой оборудуются тягово-сцепным устройством по ГОСТ 2349 по согласованию с заказчиком (потребителем).
15.2. Седельные тягачи должны быть оборудованы седельно-сцепным устройством по ГОСТ 28247.
По требованию заказчика (потребителя) седельные тягачи (кроме предназначенных для междугородных и международных перевозок) могут быть оборудованы седельно-сцепным устройством с тремя степенями свободы, обеспечивающим дополнительную возможность относительного качания тягача и полуприцепа в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси автопоезда (поперечная гибкость). При этом в конструкции седельно-сцепного устройства должна быть предусмотрена возможность ограничения угла поперечной гибкости до ±3°, а также возможность полного выключения поперечного наклона седла.
15.3. Присоединительные размеры седельных тягачей - по ГОСТ 12105.
15.4. В передней части автомобилей должны быть установлены приспособления для использования буксирных устройств - по ГОСТ 25907.
Примечание. На автомобилях, технические задания на которые утверждены до введения настоящего стандарта (в том числе и автомобилях, разработанных и выпускаемых в соответствии с техническими заданиями на модернизацию указанных автомобилей), допускается применение других типов устройств для буксирования, в том числе при помощи сцепки, обеспечивающей возможность движения буксируемого автомобиля по траектории буксирующего.
15.5. Автомобили с бортовой платформой и их шасси, предназначенные для работы в составе автопоезда с одноосными прицепами и прицепами, не имеющими тормозов, должны быть оборудованы устройствами для крепления страховочных приспособлений.
15.6. В конструкции автомобилей грузоподъемностью (с нагрузкой на седельно-сцепное устройство) 19,6 кН (2000 кгс) и более должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности.
15.7. Конструкцией автомобилей должна быть предусмотрена возможность их перевозки средствами железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
Автомобили должны иметь места для надежного их крепления при транспортировании, а также должна быть предусмотрена возможность установки специальных приспособлений для обеспечения нагрузки (разгрузки) на железнодорожные платформы, речные и морские суда с помощью крана.
15.8. При наклоне автомобилей на угол 45° назад и вбок при производстве разгрузочных работ не допускается вытекание горюче-смазочных материалов и других жидкостей.
15.9. Окраска автомобилей - по ГОСТ 7593.
Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей должны допускать возможность окраски (перекраски) по ним красками естественной сушки, механизированную мойку сосредоточенной струей воды под давлением до 14,7 МПа (1,5 кгс/см), а также быть стойкими к воздействию воды и горюче-смазочных материалов.
15.10. Материалы, применяемые при изготовлении автомобилей, должны быть стойкими к возгоранию и воздействию горюче-смазочных материалов.
15.11. Автомобили должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.
15.12. На автомобилях должны быть предусмотрены места для установки номерных знаков по ГОСТ 3207.
15.13. Над задними колесами автомобилей должны устанавливаться крылья.
Конструктивное исполнение устройств (крыльев) над передними колесами должно обеспечивать оптимальную защиту автомобиля от забрызгивания грязью.
15.14. Автомобили с бортовой платформой должны иметь держатель запасного колеса, расположенный в доступном месте. Усилие, необходимое для установки и снятия колеса водителем, не должно превышать 490 Н (50 кгс).
На седельных тягачах и шасси автомобилей с бортовой платформой допускается не устанавливать держатель запасного колеса.
15.15. Пожароопасные трубопроводы и агрегаты, входящие в системы питания, гидроусилителя рулевого управления, смазки и т.п., должны быть расположены таким образом, чтобы при их неисправности капающая или испаряющаяся жидкость не могла попасть на детали, имеющие температуру, способную вызвать ее воспламенение. Допускается применять для этого защитные щитки и другие устройства.
15.16. На автомобилях должны применяться унифицированные комплектующие изделия, агрегаты, узлы, механизмы. Размещение органов управления также должно быть унифицированным.
Экономически целесообразная степень унификации (как внутризаводская, так и межзаводская) определяется отдельно в каждом конкретном случае и отражается в технической документации.
Основные положения по унификации - по ГОСТ 23945.0.
15.17. Гарантийные обязательства предприятия-изготовителя должны быть установлены в технических условиях на конкретную модель автомобиля.