ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении областной целевой Программы
"Создание информационной системы недвижимости Псковской области"

В целях развертывания автоматизированной информационной системы недвижимости Псковской области, ориентированной на современные методы сбора, обработки, хранения, передачи кадастровых данных, областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую Программу "Создание информационной системы недвижимости Псковской области".

2. Определить заказчиком Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству Псковской области.

3. Главному финансовому управлению области предусматривать выделение комитету по земельным ресурсам и землеустройству области бюджетных ассигнований за счет платежей за землю на реализацию Программы.

     Председатель областного
     Собрания депутатов                                   Ю.А.Шматов

Псков,
30 января 1998 года
N 543

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Псковского
областного Собрания депутатов
от 30.01.98г. N 543

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Создание информационной системы недвижимости
Псковской области"


г.Псков
1998г.


ПАСПОРТ
областной целевой Программы

  "Создание информационной системы недвижимости Псковской области"

     Наименование           - областная целевая Программа
     Программы                "Создание информационной системы
                              недвижимости Псковской области"

     Основные разработчики  - Администрация области, комитет по
     Программы                земельным ресурсам и землеустройству
                              области, органы местного самоуправ-
                              ления районов и городов Пскова и
                              Великие Луки

     Цель Программы         - разработка и развертывание
                              информационной системы недвижимости,
                              обеспечивающей на всей территории
                              Псковской области информацию о
                              земельном кадастре и недвижимом
                              имуществе

     Срок реализации        - 1998-2000 годы

     Перечень основных      - разработка системного и технического
     мероприятий              проектов;

разработка программных средств;

                              разработка подсистемы защиты
                              информации;

разработка подсистемы передачи данных;

                              развертывание программно-технических
                              комплексов;

информационное обеспечение системы;

подготовка и переподготовка кадров.

     Основные исполнители   - Облкомзем, органы местного самоуправ-
     Программы                ления районов и городов, комитеты по
                              земельным ресурсам и землеустройству
                              районов и городов

     Объемы и источники     - всего по Программе 42400 млн.рублей,
     финансирования           в том числе 12400 млн.рублей - из
                              федерального бюджета, 8000 млн.рублей
                              - из областного бюджета, 10200 млн.
                              рублей - из местных бюджетов, 11800
                              млн.рублей - заемные средства Между-
                              народного банка реконструкции и
                              развития

     Ожидаемые конечные     - выполнение Программы обеспечивает
     результаты реализации    создание единой системы информации о
     Программы                земельном кадастре и недвижимом
                              имуществе

1. Содержание проблемы и обоснования необходимости
ее решения программными методами

Программа предусматривает разработку, развертывание и функционирование информационной системы недвижимости на территории Псковской области, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.

Земельная реформа внесла коренные изменения в характер земельных отношений. Отменена монополия государственной собственности на землю. Проведено крупномасштабное перераспределение земель. Образовались и развиваются новые формы земельной собственности, включая частную. Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов составляет 492,5 тысяч и продолжает расти. Им передано 4,0 млн.гектаров, в том числе 3,5 млн.гектаров в собственность граждан и юридических лиц. Органы местного самоуправления получили в свое распоряжение 431,1 тыс.гектаров.

Земельные ресурсы области постепенно включаются в систему новых экономических отношений. Введена платность землепользования. Суммы платежей за землю в 1996 году составили 18935 млн.руб. Активизируется земельный рынок. За три года состоялось 3,7 тыс.сделок купли-продажи земельных участков. В 1996 году объем таких сделок с земельными участками увеличился в 4 раза по сравнению с 1994 годом, и эта тенденция продолжает нарастать.

В области проводится инвентаризация земель, регистрация и перерегистрация собственников земли, и выдача им правоудостоверяющих документов. В ходе проведения реформы стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.

Мировая практика показывает, что информационные системы недвижимости являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.

Отсутствие современных методов ведения земельного кадастра, защиты прав на землю обусловило необходимость изучения зарубежного опыта. Госкомзем России, Администрацией области был установлен контакт с Национальной земельной службой Швеции. Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что несмотря на значительный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию в области информационной системы недвижимости может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровой информации и данных о недвижимости. Необходимость принятия Программы обуславливается также тем, что вопросы формирования объектов недвижимости и их оценки находятся в ведении различных служб области.

Отсутствие информационной системы недвижимости не позволяет вести более эффективную земельную политику, особенно в городах, где ранее в условиях монополии государственной собственности кадастр и земельные отношения не имели существенного значения, а городская территория рассматривалась исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач.

В настоящее время ситуация принципиально изменилась. Земля обрела статус конкретной собственности со всеми вытекающими из этого правовыми, экономическими и социальными последствиями. В этих условиях из-за отсутствия необходимой информационной базы управление земельными ресурсами и недвижимостью в городах столкнулось с большими трудностями: режим использования земель регулируется в ограниченных масштабах, местные бюджеты несут значительные потери, хотя земли городов - это основной источник поступлений от платежей за землю.

В целом переход земельной реформы в стадию более высокой экономической активности и расширение рыночных операций с земельными участками и недвижимостью требует оперативного создания информационного обеспечения о земле и недвижимости. Предусмотренные Программой работы по созданию информационной системы недвижимости в полной мере отвечают новым экономическим и правовым условиям в Псковской области.

     

2. Цели и задачи создания информационной системы недвижимости области

Программа создания в области информационной системы недвижимости (далее - ИСН) разработана комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области (облкомземом) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.92г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", от 3.08.96г. N 932 "Об утверждении федеральной программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", постановлением Администрации Псковской области от 31.12.96г. N 340 "О ведении государственного земельного кадастра в Псковской области" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Псковской области.

Информационная система недвижимости области создается как совместная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений, формирования, учета, регистрации объектов недвижимости и сделок с ней, развитии земельного рынка, оперативного контроля за использованием и оборотом земель. Главная цель ИСН обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления Псковской области необходимой для распоряжения и управления недвижимостью и земельными ресурсами информацией, защиту прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли.

Программа подготовлена с учетом рекомендаций Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем России) российского и зарубежного опыта организации и ведения земельного кадастра.

Составной частью Программы является проект ЛАРИС - проект поддержки осуществления земельной реформы в России. Проект ЛАРИС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.94г. N 1327 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта по поддержке земельной реформы". На эти цели направляется 2 млн.долларов США, учтенных в финансовом обеспечении Программы (приложение 2).

В целом Программа включает комплекс взаимосвязанных организационно-правовых, инженерно-технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволяют создать информационную систему, способную эффективно функционировать в составе автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации.

Реализация Программы позволит решать следующие основные задачи:

1. Обеспечение управления государственными земельными ресурсами области.

2. Учет количества и качества земель, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов области, информационно-аналитическое обеспечение задач управления земельными ресурсами.

3. Обеспечение сбора земельных платежей и налогов на прочно связанную с землей недвижимость.

4. Обеспечение формирования учета, регистрации объектов недвижимости и сделок с ней.

5. Предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово-кредитных учреждений, юридических и физических лиц.

6. Обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли и прочно связанной с ней недвижимости.

7. Информационную и правовую поддержку рынка земли и недвижимости.

8. Обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и иных платежей в бюджет.

9. Поддержку и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости.

10. Информационное обеспечение и поддержку разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов.

11. Создание условий для установления территорий с особым правовым режимом, включая природоохранный, рекреационный и др.

12. Ведение государственной статистики о земле и землепользованиях.

13. Создание единой системы информации о недвижимом имуществе.

 

3. Основные направления реализации информационной системы недвижимости области

3.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение.

Нормативно-правовое обеспечение Программы направлено на отработку ИСН в соответствии с действующими указами Президента Российской Федерации, актами органов государственной власти Российской Федерации и Псковской области.

Указами Президента Российской Федерации:

     - от 27.10.93г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"
;

- от 11.12.93г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость";

- от 28.02.96г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования";

- от 07.03.96г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю".

Постановлениями Правительства Российской Федерации:

     - от 25.08.92г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра"
;

- от 01.12.94г. N 1327 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке земельной реформы" (проект ЛАРИС).

Приказом Роскомзема:

- от 26.11.92г. N 68 "О создании кадастровых бюро и проведении инвентаризации земель населенных пунктов".

Постановлениями, распоряжениями Администрации Псковской области:

- от 06.05.92г. N 310-р "О присвоении кадастровых номеров";

- от 15.06.92г. N 410-р "О ходе работ по осуществлению земельной реформы в области и дополнительных мерах по ее проведению";

- от 20.01.94г. N 37-р "О регулировании земельных отношений в области";

- от 31.12.96г. N 340 "О ведении государственного земельного кадастра в Псковской области".

Завершение всего комплекса работ по созданию ИСН, ее ввод в режим стабильной информационно-правовой работы предполагает принятие на федеральном уровне ряда основополагающих законов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации, проектов законов "О государственном земельном кадастре", "О государственных и муниципальных землях", "О землеустройстве". Работа над проектами данных законов ведется Правительством Российской Федерации.

Научно-методическое и нормативное обеспечение развертывания земельно-информационной системы в области будет осуществляться Госкомземом России, Федеральным кадастровым центром "Земля" и центральной группой реализации проекта ЛАРИС.

3.2. Организационное обеспечение.

Организацию работ по созданию ИСН обеспечивают действующие на территории области структуры Госкомзема России и органы местного самоуправления районов и городов Пскова и Великие Луки.

Заказчиком системы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области. Он развертывает систему, ведет ее техническое оснащение и сопровождение, отработку до рабочего режима и последующую эксплуатацию.

При облкомземе создается специальное структурное подразделение - областное кадастровое бюро (центр), которое должно иметь необходимую техническую и учебную базу, специалистов для ведения ИСН и кадастровых технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»