• Текст документа
  • Статус
Действующий

Приложение
к письму Минобрнауки России
от 29 июня 2006 года N АФ-157/02

Вводный раздел


Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.

В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.

Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).

Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом*.

________________

* В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст.16 (21).


При разработке Методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:

- Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ);

- Бюджетный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ);

- Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);

- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ);

- постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854);

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2003 N 20-51-2839/20-01 и от 07.10.2003 N 10-02-08 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).

1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования

1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:

- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;

- нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

- нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;

- расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);

- коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;

- норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.

1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования* (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также с учетом коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:

________________

* 1-я ступень общего образования - 1-4-е классы, начальное общее образование; 2-я ступень общего образования - 5-9-е классы, основное общее образование; 3-я ступень общего образования - 10-11-е классы, среднее (полное) общее образование.


- количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 - в сельских общеобразовательных учреждениях;

- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;

- ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию**.

________________

** До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ETC. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.

1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.

1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:

RМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ= ЗМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ+ РМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, где

ЗМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ - расходы по заработной плате в i-ом муниципальном образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n);

РМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

ЗМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программопределяется по формуле:

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, где

а - количество часов по БУП;

d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;

b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ETC* по i-му муниципальному образованию;

________________

* При введении региональных тарифных систем ETC заменяется на РТС (региональная тарифная система).


1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;

1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;

12 - количество месяцев в году;

m - нормативная наполняемость классов;

1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);

w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице 1 (приложение 1);

с - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице 2 (приложение 1);

R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.

1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса РМетодические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.

1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:

- месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);

- количество классов в общеобразовательном учреждении;

- реализация программ дополнительного образования;

- предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;

- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).

Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:

- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица 3 приложения 1);

- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица 1 приложения 1);

- повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица 2 приложения 1).

Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в приложении 2.

1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.

2. Порядок расчета объема субвенций

2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.

2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.

2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, где

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ;

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ - нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах;

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-го муниципального образования;

n - ступени общего образования.

3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе

3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:

Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ.

"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.

3.2. Осуществляется выравнивание ("сглаживание") рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).

Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:

- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;

- выявление отклонений, анализ причин;

- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.

Выравнивание ("сглаживание") объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиском диапазона допустимых отклонений.

Приложение 1. Расчетные коэффициенты

Приложение 1
к Методическим рекомендациям

Таблица 1. Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

Таблица 1


Удорожание в зависимости от различных факторов

От деления классов на группы

От наличия групп продленного дня

От наличия программ дополни-
тельного образования

Общее удорожание по ступеням

К1

К2

К3

К1 x К2 х К3

1

2

3

4

5

Начальное общее образование

1,04

1,4

1,03

1,50

Основное общее образование

1,12

1

1,03

1,15

Среднее (полное) общее образование

1,22

1

1,03

1,26


Начальное общее образование: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Основное общее образование: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Среднее (полное) общее образование: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Таблица 2. Коэффициенты удорожания по видам классов

Таблица 2


Общеобразовательные

1

Гимназические (лицейские)

1,15

Специальные (коррекционные)

1,2

Таблица 3. Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

Таблица 3


Часы по БУП

Коэффициенты удорожания

Начальное общее образование

25

1

Основное общее образование

34

1,36

Среднее (полное) общее образование

36

1,44


Начальное общее образование: 1 = (25 час.)

Основное общее образование: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ
Среднее (полное) общее образование: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Приложение 2. Пример расчета норматива по типам классов и ступеням для городских общеобразовательных школ

Приложение 2
к Методическим рекомендациям


Общеобразовательные классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26

Гимназические (лицейские) классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15

3-я ступень общего образования

{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26

Специальные (коррекционные) классы

1-я ступень общего образования

{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,5

2-я ступень общего образования

{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х
1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,15



Заместитель директора
Департамента экономики и финансов
Г.А.Мамед-заде




Текст документа сверен по:

Официальные документы в образовании.
Информационный бюллетень,
N 31, ноябрь, 2006 год


Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Название документа: Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ

Номер документа: АФ-157/02

Вид документа: Письмо Минобрнауки России

Принявший орган: Минобрнауки России

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень, N 31, ноябрь, 2006 год
Дата принятия: 29 июня 2006

Дата начала действия: 29 июня 2006
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах