МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
от 18 сентября 2003 года N 20-51-2839/20-01

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 октября 2003 года N 10-02-08

ПИСЬМО

     

О реализации Федерального закона от 07.07.2003 N 123-ФЗ

(с изменениями и дополнениями)


В связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" Минобразованием России и Минфином России подготовлены и направляются для руководства в работе по формированию бюджета 2004 года Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования (далее - Методические рекомендации) (приложение), в которые внесены уточнения по методике расчета субвенций с учетом поступивших предложений.

Первый заместитель министра
образования Российской Федерации
 Г.А.Балыхин

Первый заместитель министра
финансов Российской Федерации
С.Ю.Вязалов

     

     

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования



1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ при формировании проектов бюджетов субъектов РФ на соответствующий финансовый год в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

2. Размер субвенции местному бюджету на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - субвенции) рассчитывается по следующей формуле:

,


где S - объем субвенции для i-гo муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

R - норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных учреждений для i-гo муниципального образования:

H - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, финансируемых из бюджета i-гo муниципального образования.

3. Значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования могут корректироваться, исходя из объективных различий в уровне расходов по отдельным муниципальным образованиям с учетом климатических, географических, демографических, социальных условий. Принятие в расчет факторов, характеризующих уровень доходов бюджетов муниципальных образований, не допускается. Значения указанных нормативов определяются органами исполнительной власти субъектов РФ по следующей формуле:

,


где a, a, а - значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося, проживающего соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах, на соответствующий финансовый год;

D, D, D - удельный вес учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах i-гo муниципального образования, в общей численности учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих в i-м муниципальном образовании;

K - районный коэффициент к заработной плате (включая районные надбавки, без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для i-гo муниципального образования нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации

.

4. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом - расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).

В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт), на транспортные услуги, расходы социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, трансферты населению, кроме компенсационных выплат за книгоиздательскую продукцию, и проч.).

5. Значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования (a, a, а) определяются по следующей формуле:

а = ФОТ + К + У,


где: а - норматив для расчета субвенций;

ФОТ - фонд оплаты труда в расчете на одного учащегося;

К - компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию в расчете на одного учащегося;

У - обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (учебные расходы) в расчете на одного учащегося.

Фонд оплаты труда (ФОТ) формируется исходя из:

- среднего разряда ETC по каждой группе персонала (административному, педагогическому, учебно-вспомогательному, обслуживающему);

- тарифной части оплаты труда (тарифные ставки с учетом их повышений за условия и режим работы);

- надтарифной части оплаты труда (доплаты и надбавки за выполнение функций, не входящих в круг прямых обязанностей работника, за качество, интенсивность труда и проч.) с учетом доплат и надбавок, установленных органами государственной власти субъектов РФ;

- с учетом аттестации педагогических работников и повышения разрядов по оплате труда в течение года;

- начислений на заработную плату.

Для определения величины учебных расходов (У) следует установить экономический норматив на указанные расходы (У) в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций (а), равному 100 процентам.

Основой формирования экономического норматива являются сложившиеся средние соотношения расходов, составляющих структуру норматива, и ежегодное постепенное увеличение доли учебных расходов.

Например, за отчетный год сложилась следующая структура норматива для расчета субвенций:

а = 4537 рублей, или 100%;

ФОТ + К = 4256 рублей, или 93,8%;

У = 281 рубль, или 6,2%.

При расчете норматива (а) на следующий финансовый год учебные расходы (У) предусматриваются в процентном отношении не ниже уровня текущего года (6,2%).

6. К городским населенным пунктам относятся:

- города, поселки городского типа и рабочие поселки;

- к крупным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты с численностью населения, превышающей 3000 человек, либо иной более высокий уровень, установленный органами исполнительной власти субъектов РФ;

- к иным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты, не отнесенные к крупным сельским населенным пунктам.

Орган исполнительной власти субъекта РФ может не выделять категорию крупных сельских населенных пунктов. В этом случае при определении минимального значения норматива используется рекомендуемое минимальное значение норматива на одного обучающегося, проживающего в иных сельских населенных пунктах.

7. В случае, если в состав муниципального образования входят населенные пункты (территории) с различными значениями районных коэффициентов к заработной плате, среднее для данного муниципального образования значение районного коэффициента к заработной плате (без учета надбавок к заработной плате для сельской местности) (K) рассчитывается по формуле:


где: K - районный коэффициент к заработной плате (без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для j-гo населенного пункта (территории), входящего в состав i-гo муниципального образования, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

N - численность населения j-гo населенного пункта (территории), входящего в состав i-гo муниципального образования;

N- численность населения i-гo муниципального образования.

8. При расчете субвенций используются данные Госкомстата России и органов управления образованием, сверенные в установленном органами исполнительной власти субъектов РФ порядке с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

9. Методика и расчеты субвенций, в том числе обоснования (расчеты) нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям вносятся в представительные (законодательные) органы субъектов РФ в составе материалов к проекту закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

10. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в т.ч. для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.).

Исполнители:
От Минфина России
Т.В.Шавина
(тел. (095)298-9551)

От Минобразования России
Н.В.Максимова
(тел. (095)237-7784)



Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 4, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»