• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 марта 2004 года N 1312


Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования

(с изменениями на 1 февраля 2012 года)

__________________________________________________________________________
Не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста от 01.04.2004 N 07/3375-ЮД
__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года N 241;
приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 года N 889;
приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 года N 1994 (вступил в силу с 1 сентября 2011 года);
приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 (вступил в силу с 1 сентября 2012 года).
____________________________________________________________________



В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст.1496; N 43, ст.4239; 2002, N 6, ст.579; N 23, ст.2166; 2003, N 35, ст.3435), решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 N 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",

приказываю:

1. Утвердить федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение).

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

- разработать и утвердить на основе федерального базисного учебного плана базисные учебные планы для образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

- разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности и по решению учредителя ввести учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана и базисного учебного плана субъекта Российской Федерации, с 2004/2005 учебного года;

- осуществить поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации федерального базисного учебного плана с 2005/2006 учебного года для предпрофильного обучения в IX классах, с 2006/2007 учебного года - в I, V и X классах.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

И.о.министра
В.М.Филиппов

Приложение. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

Приложение
к приказу Минобразования России
от 9 марта 2004 года N 1312

(с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Начальное общее и основное общее образование

Среднее (полное) общее образование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации

Начальное общее и основное общее образование


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

Федеральный базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II-IV классов - 35-45 минут.

Федеральный базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года - от 34 до 37 учебных недель (с учетом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45 минут.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. В V-IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели и могут изменять ее в течение учебного года.

В федеральном базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

- федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования,

- региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;

- компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов. Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте федерального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся.

При проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II-IX классы), "Технологии" (V-IX классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Особенности федерального базисного учебного плана


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".

Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек".

Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, учебный предмет стал непрерывным.

Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей школы и потребностей региона.

Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Третий час учебного предмета "Физическая культура" использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 года N 889.

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на основной ступени общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".

В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык", с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

Начальное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

II

III

IV

Русский язык

102

102

102

306

Литературное чтение

68

68

68

204

Родной язык и литература*

(136)

(102)

(102)

(340)

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика

136

136

136

408

Окружающий мир (человек, природа, общество)

68

68

68

204

Искусство (Музыка и ИЗО)

68

68

68

204

Технология (Труд)

34

68

68

170

Физическая культура

102

102

102

306

Основы религиозных культур и светской этики

34

34

Итого

646

680

714

2040

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)

238

204

170

612

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

884

884

884

2652

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя)

136

102

68

306

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

782

782

782

2346

_______________
* При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

(Базисный учебный план в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74.

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

     
Начальное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

165

170

170

170

675

Литературное чтение

132

136

102

102

472

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

66

68

68

68

270

Искусство (Музыка и ИЗО)*

66

68

68

68

270

________________

* Часы отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно) по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

Технология (Труд)*

33

34

68

68

203

________________

* Учебный предмет "Информатика и ИКГ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".


Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого:

660

748

748

748

2904

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(6-дневная неделя)

(0)*

102

102

102

306

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(660)

850

850

850

3210

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(5-дневная неделя)

0

0

0

0

0

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

660

748

748

748

2904

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык" с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

3

3

14

Иностранный язык

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир (человек, природа, общество)

2

2

2

2

8

Искусство (Музыка и ИЗО)*

2

2

2

2

8

________________

* Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

Технология (Труд)*

1

1

2

2

6

________________

* Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-VI классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".


Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

20

22

22

22

86

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

(0)*

3

3

3

9

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(20)

25

25

25

95

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

0

0

0

0

0

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

20

22

22

22

86

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык" с последующим (во II-IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

99

136

102

102

439

Литературное чтение

66

68

68

68

270

Родной язык и литература*

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

________________

* Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.


Иностранный язык

68

68

68

204

Математика

132

136

136

136

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

33

68

68

68

237

Искусство (Музыка и ИЗО)*

66

68

68

68

270

________________

* Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (33 и 34 часа в год соответственно) и "Технология (Труд)" (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (66 и 68 часов в год соответственно).

Технология (Труд) *

33

34

68

68

203

________________

* Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".


Физическая культура

66

68

68

68

270

Итого:

495

646

646

646

2433

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

165*

204

204

204

777

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

660*

850

850

850

3210

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

4

3

3

13

Литературное чтение

2

2

2

2

8

Родной язык и литература*

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

________________

* Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.


Иностранный язык

2

2

1

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир (человек, природа, общество)

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)*

2

2

2

2

8

________________

* Часы, отведенные в I-II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).


Технология (Труд)*

1

1

2

2

6

________________

* Учебный предмет "Информатика и ИКТ" изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета "Технология (Труд)".


В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого:

15

19

19

19

72

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

(5)*

6

6

6

23

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.


Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

(20)*

25

25

25

95

________________

* В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) в I классе допускается только 5-дневная учебная неделя. Итоговые часы базисного учебного плана при 6-дневной учебной неделе рассчитываются с учетом 5-дневной учебной недели в I классе.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации

Основное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

Русский язык

105

105

105

105

70

490

Литература

70

70

70

70

105

385

Родной язык и литератураОб утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

(210)

(210)

(175)

(105)

(105)

(805)

_______________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.


Иностранный язык

105

105

105

105

105

525

Математика

175

175

175

175

175

875

Информатика и ИКТ

35

70

105

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая экономику и право)

35

35

35

35

140

География

35

70

70

70

245

Природоведение

70

70

Физика

70

70

70

210

Химия

70

70

140

Биология

35

70

70

70

245

Искусство (Музыка и ИЗО)

70

70

70

35

35

280

Технология

70

70

70

35

245

Основы безопасности жизнедеятельности

35

35

Физическая культура

105

105

105

105

105

525

Итого:

840

875

1015

1085

1050

4865

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)

280

280

210

175

210

1155

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1120

1155

1225

1260

1260

6020

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)

175

175

105

70

105

630

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1015

1050

1120

1155

1155

5495

(Базисный учебный план в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 года N 1994.

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

210

210

140

105

70

735

Литература

70

70

70

70

105

385

Иностранный язык

105

105

105

105

105

525

Математика

175

175

175

175

175

875

Информатика и ИКТ

35

70

105

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая экономику и право)

35

35

35

35

140

География

35

70

70

70

245

Природоведение*

70

70

________________
* Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

Физика

70

70

70

210

Химия

70

70

140

Биология

35

70

70

70

245

Искусство (Музыка и ИЗО)

70

70

70

35

35

280

Технология*

70

70

70

35

245

________________
* Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Основы безопасности жизнедеятельности

35

35

Физическая культура

70

70

70

70

70

350

Итого:

910

945

1015

1050

1015

4935

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(6-дневная неделя)

175

175

175

175

210

910

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1085

1120

1190

1225

1225

5845

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(5-дневная неделя)

70

70

70

70

105

385

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПин)

980

1015

1085

1120

1120

5320

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IХ классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык".

Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

6

6

4

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

4

География

1

2

2

2

7

Природоведение*

2

2

________________
* Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

Физика

2

2

2

6

Химия

2

2

4

Биология

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология*

2

2

2

1

7

________________
* Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Итого:

26

27

29

30

29

141

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(6-дневная неделя)

5

5

5

5

6

26

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(5-дневная неделя)

2

2

2

2

3

11

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

28

29

31

32

32

152

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-й учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык".

Примерный учебный план (годовой) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

140

140

140

105

105

630

Литература

140

140

105

105

105

595

Родной язык и литература*

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

________________
* Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Иностранный язык

105

105

105

105

105

525

Математика

175

175

175

175

175

875

Информатика и ИКТ

35

70

105

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая экономику и право)

35

35

35

35

140

География

35

70

70

70

245

Природоведение*

70

70

________________
* Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (70 часов) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (35 часов) и "Биология" (35 часов).

Физика

70

70

70

210

Химия

70

70

140

Биология

35

70

70

70

245

Искусство (Музыка и ИЗО)

70

70

70

35

35

280

Технология*

70

70

70

35

245

________________
* Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Основы безопасности жизнедеятельности

35

35

Физическая культура

70

70

70

70

70

350

Итого:

910

945

1050

1085

1050

5040

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
6-дневная неделя)

175

175

140

140

175

805

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

1085

1120

1190

1225

1225

5845

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Российской Федерации с родным (нерусским) языком обучения

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

4

4

4

3

3

18

Литература

4

4

3

3

3

17

Родной язык и литература*

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

(*)

________________
* Часы на преподавание учебного предмета "Родной язык и литература" выделяются из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ

1

2

3

История

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)

1

1

1

1

4

География

1

2

2

2

7

Природоведение*

2

2

________________
* Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

Физика

2

2

2

6

Химия

2

2

4

Биология

1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология*

2

2

2

1

7

________________
* Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

10

Итого:

26

27

30

31

30

144

Региональный (национально-
региональный) компонент и компонент образовательного учреждения
(6-дневная неделя)

5

5

4

4

5

23

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)

31

32

34

35

35

167

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования, для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации

Среднее (полное) общее образование


Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является "системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования"*.
________________
* Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.


Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательное траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: "русский язык", "литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированный учебный предмет "обществознание (включая экономику и право)" и интегрированный учебный предмет "естествознание". Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору (абзац дополнен приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года N 241.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.

В случае, если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для X-XI классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) "надстройки" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Изменения в составе учебных предметов

1. Введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 1 час в неделю, учитывая возрастающую роль русского языка в многонациональном федеративном государстве, и обязательный экзамен по этому предмету при поступлении в любой вуз.

2. Усилено внимание к изучению в общеобразовательных учреждениях иностранных языков - увеличено время на изучение "Иностранного языка" до 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне".*
________________
* Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

3. В профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:

- дать широкие возможности формирования единой, целостной естественнонаучной картины мира;

- ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

- значительно экономить учебное время (с 6 до 3 часов), высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

- снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность (физика, химия, биология, география) в учебном плане реально выделить не более 4 часов учебного времени.

При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду:

а) Представленный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

б) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественнонаучных учебных предметов в виде самостоятельных учебных предметов ("Физики", "Химии", "Биологии" и "Географии") на уровне базового стандарта за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

В случае, если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла или на базовом уровне два предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный учебный предмет "Естествознание" на базовом уровне не изучается.

4. Учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля.

5. Учебный предмет "Технология" на ступени среднего (полного) общего образования преподается на базовом или профильном уровне по выбору. Предмет изучается дифференцировано, в зависимости от профиля и специализации.

6. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне по выбору (ввиду того, что данный учебный предмет введен как обязательный в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования). Это не исключает организации в X классе по окончании учебного года учебных сборов, где обучающиеся изучают основы военной службы. Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП необходимо:

1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.

2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.

3. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).

4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п.3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае, если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п.3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.

5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

Рекомендуются примерные учебные планы для разных профилей специализации образования в учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.

При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.

Представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.

При проведении занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ", "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) и при проведении элективных курсов в X-XI классах осуществляется деление классов на две группы, в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

При организации профильного обучения в сельских малокомплектных образовательных учреждениях деление классов на группы при преподавании профильных предметов и элективных учебных предметов может осуществляться при меньшей наполняемости классов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Инвариантная
часть

Учебные предметы

Количество часов за два года обученияОб утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Базовый уровень

______________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).

Русский язык

70 (1/1)

Литература

210 (3/3)

Иностранный язык

210 (3/3)

Математика

280 (4/4)

История

140 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Естествознание

210 (3/3)

Физическая культура

210 (3/3)

ОБЖ

70 (1/1)

Вариативная

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

часть

Учебные предметы

Количество часов за два года обученияОб утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Базовый уровень

Профильный уровень

______________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В скобках расчетный (ненормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс/XI класс).


Русский язык

-

210 (3/3)

Литература

-

350 (5/5)

Иностранный язык

-

420 (6/6)

Математика

-

420 (6/6)

История

-

280 (4/4)

Физическая культура

-

280 (4/4)

ОбществознаниеОб утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

70 (1/1)

210 (3/3)

______________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) В этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".

Экономика

35 (0,5/0,5)

140 (2/2)

Право

35 (0,5/0,5)

140 (2/2)

География

70 (1/1)

210 (3/3)

Физика

140 (2/2)

350 (5/5)

Химия

70 (1/1)

210 (3/3)

Биология

70 (1/1)

210 (3/3)

Информатика и ИКТ

70 (1/1)

280 (4/4)

Искусство (МХК)

70 (1/1)

210 (3/3)

Технология

70 (1/1)

280 (4/4)

ОБЖ

-

140 (2/2)

ВСЕГО:

не более 2100 (не более 30/ не более 30)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ

ВСЕГО:

140 (2/2)

КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВСЕГО:

не менее 280 (не менее 4/ не менее 4)

ИТОГО:

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

2380 (34/34)

(Базисный учебный план в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года приказом Минобрнауки России от 3 июня 2011 года N 1994.

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

Информатика и ИКТ

8

Физика

10

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

8

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Физико-химический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Биология

2

География

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

Физика

10

Химия

6

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

12

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Химико-биологический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

География

2

Физика

4

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

Химия

6

Биология

6

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

12

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Биолого-географический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Физика

4

Химия

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

География

6

Биология

6

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

12

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Социально-экономический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Информатика и ИКТ

2

История

4

Естествознание

6

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

Обществоведение

6

Экономика

6

Право

2

География

6

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

10

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Социально-гуманитарный профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Иностранный язык

6

Математика

8

Экономика

1

Естествознание

6

Мировая художественная культура

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

6

Литература

10

История

8

Обществоведение

6

Право

4

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

7

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Филологический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Математика

8

История

6

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Мировая художественная культура

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

6

Литература

10

Иностранный язык

12

Второй иностранный язык

4

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

6

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Информационно-технологический профиль
(как пример одного из возможных вариантов реализации
технологического профиля)

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Физика

4

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Математика

12

Информатика и ИКТ

8

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

10

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Агротехнологический профиль
(как пример одного из возможных вариантов реализации
технологического профиля)

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История,

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Физика

4

Химия

2

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Биология

6

Основы агрономии*

4

________________
* Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

Основы животноводства*

4

________________
* Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

Сельскохозяйственная техника*

4

________________
* Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

10

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Индустриально-технологический профиль
Направление - электротехника/радиоэлектроника
(как пример одного из возможных вариантов реализации
технологического профиля)

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

Информатика и ИКТ

2

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Физика

10

Технология /включая электротехнику и радиоэлектронику/*

8

________________
* Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

8

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Художественно-эстетический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Физическая культура

4

II. Профильные учебные предметы

Мировая художественная культура

6

Профильные учебные предметы искусства*

12

________________
* Профильные учебные предметы выбираются образовательным учреждением в зависимости от направления подготовки.

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты исследовательская деятельность

10

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

     
     
Оборонно-спортивный профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

II. Профильные учебные предметы

Физическая культура

8

Основы безопасности жизнедеятельности

4

III. Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

20

IV. Региональный компонент

По усмотрению региона

4

________________
Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года) Профильные учебные предметы на основе элементов государственного стандарта среднего профессионального педагогического образования.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для универсального обучения (непрофильное обучение)

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за два года обучения

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

Информатика и ИКТ

2

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

География

2

Физика

4

Химия

2

Биология

2

Мировая художественная культура

2

Технология

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Физическая культура

4

Элективные учебные предметы

Учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

17*

_________________
* При организации универсального обучения образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих), может использовать время, отведенные на элективные учебные предметы, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Региональный компонент

По усмотрению региона

4

Разграничение инвариантной и вариативной (по усмотрению региона и школы) составляющих в федеральном базисном учебном плане

Вариатив-
ная со-

Начальная школа

Основная школа

Старшая школа

В ЦЕЛОМ

ставляющая БУП (региональ-
ный + школьный компоненты)

Часов

%

Часов

%

Часов

%

Часов

%

5-дневная учебная неделя

337 из 2904

11,6%

630 из 5320

11,8%

1120 из 2520

44,4%

2087 из 10744

19,4%

6-дневная учебная неделя

643 из 3210

20,0%

1155 из 5845

19,8%

2918 из 11575

25,2%



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

     
     

Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Название документа: Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Номер документа: 1312

Вид документа: Приказ Минобразования России

Принявший орган: Минобразования России

Статус: Действующий

Опубликован: Общее образование России 2004-2005 гг. Сборник нормативных и методических документов, М., 2004 год

Официальные документы в образовании, N 16, июнь, 2004 год

Вестник образования России, N 8, апрель, 2004 год

Дата принятия: 09 марта 2004

Дата начала действия: 09 марта 2004
Дата редакции: 01 февраля 2012
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах