(с изменениями на 11 ноября 2015 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 года N 519;
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 284;
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2008 года N 742;
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 556;
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 1113;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 года N 1213;
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1220 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2015, N 0001201511160027).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В дополнение к настоящему постановлению см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 2284-р.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа).
2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 556. - См. предыдущую редакцию.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 556 - см. предыдущую редакцию).
Абзац утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364. - См. предыдущую редакцию.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 года N 519)
(с изменениями на 11 ноября 2015 года)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 года N Пр1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 года N 314-р, постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 728 |
Позиция исключена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2008 года N 742. - См. предыдущую редакцию.
| ||
Государственный заказчик Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2008 года N 742 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить ежегодные продажи самолетов российского производства к 2015 году в объеме 41 единицы. |
Основными задачами Программы являются: | ||
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 1113; в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1220. - См. предыдущую редакцию) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | целевыми индикаторами и показателями Программы являются результаты деятельности гражданского сектора авиационной промышленности России в 2015 году: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1220. - См. предыдущую редакцию) | ||
Срок и этапы реализации Программы | - | 2002-2015 годы, в том числе: |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы в 2002-2005 годах составил 37573,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 12790,7 млн. рублей, из них:
|
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 года N 1213; в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1220. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: |
создание нового поколения наукоемких технических решений, материалов и технологий для использования в авиационной и других отраслях промышленности. | ||
а) на макроуровне: | ||
расширение экспорта высокотехнологичной продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота; | ||
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364 - см. предыдущую редакцию) |
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.
Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.
Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.
Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.
Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.
Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки), а к 2025 году - не менее 10 процентов. При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 10-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364 - см. предыдущую редакцию).
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программа рассчитана на 2002-2015 годы и реализуется в два этапа. Задачей I этапа (2002-2005 годы) фактически было сохранение потенциала гражданского авиастроения России. Выделенные в рамках Программы бюджетные ресурсы не дали ожидаемого результата в форме массового вывода на рынок новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, но тем не менее позволили сохранить ядро гражданского авиастроения.
В рамках II этапа (2006-2015 годы) предстоит реализовать потенциал сохраненной российской авиационной промышленности по созданию новой продукции, одновременно закладывая основу для поддержания конкурентоспособности российской авиационной промышленности в будущем. С этой целью требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок авиационной продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт;
реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники;
преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции;
формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок;
создание комплексных универсальных тренажеров нового поколения по основным типам гражданских воздушных судов (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 284).
Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364. - См. предыдущую редакцию.
Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364. - См. предыдущую редакцию.
С учетом сложности продвижения российской авиационной техники на мировые рынки с высоким уровнем конкуренции необходимо с максимальной эффективностью использовать потенциал российской авиационной промышленности в области создания специализированной авиационной техники (ориентированной на относительно узкие секторы рынка) и модификаций серийно производимых самолетов. Таким образом, одним из направлений решения задачи является усовершенствование конструкции самолетов Ил-96-300, Ту-204-300 в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными международными требованиями, поддержка использования созданного задела в области уникальной авиационной техники, не выпускаемой другими мировыми производителями (самолетов Ан-124 и Бе-200), производство модификаций на базе гражданских самолетов Ту-204 и Ил-96, а также доработка и сертификация вертолета Ми-38 и разработка вертолета Ка-62 (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 года N 284; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364 - см. предыдущую редакцию).
Более 60 процентов территории России составляют районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Учитывая необходимость удовлетворения растущих потребностей в перевозках пассажиров и грузов на значительные расстояния, в том числе из труднодоступных местностей, особую актуальность приобрела задача коренного обновления парка устаревших и выработавших свой ресурс воздушных судов, эксплуатируемых на местных и региональных линиях. В рамках реализации Программы предполагается проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих формирование научно-технического задела в области создания перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 1113)
Ввиду того, что в современных условиях рыночный успех коммерческой авиационной техники в значительной мере определяется качеством ее обслуживания на стадии эксплуатации, государство в рамках Программы окажет содействие в становлении систем технического обслуживания и ремонта.
Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006-2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 364; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 года N 1213. - См. предыдущую редакцию)
Для решения задачи преодоления технологического отставания российской авиационной промышленности объектом целенаправленной государственной поддержки станет международное кооперационное сотрудничество. Целесообразность государственной поддержки этого направления определяется двумя факторами. С одной стороны, рынок кооперационных поставок в современных условиях международного разделения труда является очень емким, но фактически не освоенным отечественными производителями рыночным сегментом. С другой стороны, это способ освоения российскими производителями методологии, культуры, а также технологий проектирования, производства и управления современными самолетостроительными проектами. Предполагается, что авиационная промышленность России, начав с нижнего уровня кооперации, к концу срока реализации Программы станет разработчиком и поставщиком крупных элементов конструкций воздушных судов, работающим с крупнейшими мировыми производителями авиационной техники в качестве разделяющего риски партнера. Государственная поддержка этого направления предусматривается в формах организации проектных и производственных работ (в том числе через создание элементов инфраструктуры международного сотрудничества), развития проектного потенциала участников международных программ, их технологического перевооружения, а также поддержки выставочной и рекламной деятельности.
Задача формирования научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем предусматривает создание основы для обеспечения будущей конкурентоспособности отрасли. В Программе предусмотрена разработка перспективной авиационной техники, в проектах которой российский авиапромышленный комплекс мог бы выступить в качестве головного разработчика и производителя при создании воздушных судов нового поколения, превышающих технико-экономические показатели современных летательных аппаратов на 20-25 процентов. Однако реализации таких проектов должна предшествовать соответствующая подготовка по разработке новых конструкторских и технологических решений в отношении воздушных судов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и систем. Параллельно будут проведены подготовительные мероприятия по разработке концепции перспективной авиационной техники. Только после завершения указанных работ появится возможность приступить к разработке проекта. Предполагается, что такой проект будет реализовываться в классе ближне-среднемагистральных самолетов. На всех стадиях государство окажет содействие в виде бюджетного финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, причем на стадии реализации проекта - на долевой основе с его исполнителем.