МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 октября 2000 года N 2925
С целью создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого использования информационных образовательных технологий, в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389
приказываю:
1. Утвердить следующую структуру органов формирования и управления программы "Создание системы открытого образования" (далее именуется - программа):
- руководящий совет программы;
- управляющий комитет программы;
- организаторы конкурса по подпрограммам;
- экспертные комиссии.
2. Возложить функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, созданного приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.
3. Возложить функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", созданный приказами Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110.
4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для объявления конкурса (приложение).
5. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А.Полякову) в недельный срок:
5.1 Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по подпрограммам:
(1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования",
(2) "Создание системы открытого профессионального образования",
(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно-исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета);
(4) "Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы" (по отдельной программе);
5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" и "Создание системы открытого профессионального образования".
6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы.
7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" В.П.Тихомирова, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (2) "Создание системы открытого профессионального образования" И.Б.Федорова, ректора Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана.
9. Председателям экспертных комиссий В.П.Тихомирову, И.Б.Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных комиссий.
10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор Д.В.Пузанков).
11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В.Пузанкову) обеспечить до 10 ноября 2000 года представление в Управление развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову) согласованного с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов вузов, имеющих плановый объем финансирования по заданиям Министерства на 2001 год свыше 900 тыс.рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.
12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н.Стриханову) предусмотреть при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п.3.1 приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.
13. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А.Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год выделение 10 проц. средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".
14. Управлению научно-инновационной деятельности (А.В.Суворинову) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10 проц. средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание системы открытого профессионального образования".
15. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на 2001-2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств на подпрограмму (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".
16. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.М.Филиппов
Приложение
к приказу Минобразования
от 12.10.2000 N 2925
СТРУКТУРА
межвузовской научно-технической программы
"Создание системы открытого образования"
на 2001 - 2002 годы
Введение
Назначение. Межвузовская научно-техническая программа "Создание системы открытого образования" (далее - Программа) является организационной основой политики Минобразования России в области стратегии развития образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными заведениями различных регионов. Программа может включать в свой состав республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств.
Финансирование Программы осуществляется за счет:
- плановых средств федерального бюджета на НИОКР Минобразования России;
- бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития и функционирования системы открытого образования;
- дополнительного целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).
Государственный заказчик: Министерство образования Российской Федерации.
Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные организации любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции.
Сроки реализации Программы: 2001-2005 годы
Главная цель Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Система открытого образования
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности:
- меняется характер развития, приобретения и распространения знаний;
- открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
- расширяется доступ к высшему образованию;
- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).
В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные открытые университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый университет и др.). Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.
Обеспечение возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные и региональные, международные и исторические культуры в условиях культурного плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.
Открытость образования предполагает:
- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей").
- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы).
- свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг).
- свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения).
- свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
Система открытого образования ориентирована:
- на массовость и общедоступность независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских правах и т.п.
- обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам
- возможность получения второго образования, например, экономического образования специалистами естественнонаучного профиля, технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.
Система ОО должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.
Ключевым элементом системы ОО является специализированная информационно-образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной областях деятельности в условиях современного информационного сообщества.
При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в настоящее время может существенно дополнить указанные формы. В то же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу открытого образования, успешно интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в заочное (заочно-дистанционная форма), что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.
Принципы создания и функционирования системы открытого образования
Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования.
Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.
При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.
Ведущая роль в формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни, должны:
- вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию;
- работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами;
- оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.
Общее среднее образование при этом должно:
- готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей;
- открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы.