МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 октября 2000 года N 2925

     

О формировании межвузовской научно-технической программы
Министерства образования Российской Федерации
"Создание системы открытого образования"

     

С целью создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным  ресурсам на основе широкого использования информационных образовательных технологий, в соответствии с Планом действий Правительства  Российской Федерации в области социальной политики и модернизации  экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение  приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389

приказываю:

1. Утвердить следующую структуру органов формирования и управления программы "Создание системы открытого образования" (далее  именуется - программа):  

- руководящий совет программы;  

- управляющий комитет программы;  

- организаторы конкурса по подпрограммам;  

- экспертные комиссии.

2. Возложить функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, созданного  приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.

3. Возложить функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования",  созданный приказами Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от  11.07.2000 N 2110.

4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий  для объявления конкурса (приложение).

5. Управлению информационных и образовательных технологий  (А.А.Полякову) в недельный срок:

5.1 Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ  по подпрограммам:

(1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение  создания системы открытого образования",

(2) "Создание системы открытого профессионального образования",

(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно-исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета);

(4) "Создание единого информационного пространства общего  среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские  школы" (по отдельной программе);

5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" и "Создание  системы открытого профессионального образования".

6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы.

7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме  (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" В.П.Тихомирова, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме  (2) "Создание системы открытого профессионального образования"  И.Б.Федорова, ректора Московского государственного технического  университета им.Н.Э.Баумана.

9. Председателям экспертных комиссий В.П.Тихомирову, И.Б.Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных  комиссий.

10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт-Петербургский  государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор Д.В.Пузанков).

11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В.Пузанкову) обеспечить до 10 ноября 2000 года представление в Управление развития  и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову) согласованного с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов  вузов, имеющих плановый объем финансирования по заданиям Министерства на 2001 год свыше 900 тыс.рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.

12. Управлению планирования и развития научных исследований  (М.Н.Стриханову) предусмотреть при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств на программу в  соответствии с п.3.1 приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.

13. Управлению информационных и образовательных технологий  (А.А.Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год выделение 10 проц. средств от планового объема финансирования  данной программы на подпрограмму (1) "Научное, научно-методическое  и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

14. Управлению научно-инновационной деятельности (А.В.Суворинову) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным  направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение  10 проц. средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание системы открытого профессионального образования".

15. Управлению прогнозирования и развития системы образования  (В.М.Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на 2001-2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств на подпрограмму  (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

16. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
В.М.Филиппов

     

Приложение
к приказу Минобразования
от 12.10.2000 N 2925

СТРУКТУРА
межвузовской научно-технической программы
"Создание системы открытого образования"
на 2001 - 2002 годы

Введение


Назначение. Межвузовская научно-техническая программа "Создание системы открытого образования" (далее - Программа) является организационной основой политики Минобразования России в области  стратегии развития образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными  заведениями различных регионов. Программа может включать в свой  состав республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и  другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  отраслевых ведомств.

Финансирование Программы осуществляется за счет:

- плановых средств федерального бюджета на НИОКР Минобразования России;

- бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития  и функционирования системы открытого образования;

- дополнительного целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на решение  первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и  практики (инноваций).

Государственный заказчик: Министерство образования Российской  Федерации.

Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные организации любой  ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль системного  интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции.

Сроки реализации Программы: 2001-2005 годы


Главная цель Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным  ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав  на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Система открытого образования


Переход от индустриального к информационному обществу приводит  к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности:

- меняется характер развития, приобретения и распространения  знаний;

- открываются возможности для обновления содержания обучения и  методов преподавания;

- расширяется доступ к высшему образованию;

- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный  диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные открытые университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый университет и  др.). Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений  образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы  переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.

Обеспечение возможности для получения высшего образования и  обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права  свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках  системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные  и региональные, международные и исторические культуры в условиях  культурного плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе  ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.

Открытость образования предполагает:

- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей").

- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных  курсов соответствующей программы).

- свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг).

- свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на  обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения).

- свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Система открытого образования ориентирована:

- на массовость и общедоступность независимо от социального  статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских  правах и т.п.

- обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам

- возможность получения второго образования, например, экономического образования специалистами естественнонаучного профиля,  технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.

Система ОО должна стать таким социальным институтом, который  был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные  услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность  получения современного профессионального знания. Подобная система  дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную  траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни  находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум)  связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает  создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности  населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве,  развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

Ключевым элементом системы ОО является специализированная информационно-образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно  организованную совокупность средств передачи данных, информационных  ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать  подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной областях деятельности в условиях современного информационного сообщества.

При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные  очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в  настоящее время может существенно дополнить указанные формы. В то  же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу  открытого образования, успешно интегрируются и в существующие формы  образования, прежде всего в заочное (заочно-дистанционная форма),  что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.

Принципы создания и функционирования системы открытого образования

 

Реализация государственной политики России в части расширения  возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму  открытого образования.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к  жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и  актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного,  опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.

При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные  ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.

Ведущая роль в формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни, должны:

- вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию;

- работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами;

- оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает  среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Общее среднее образование при этом должно:

- готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего  образования путем развития у них способностей;

- открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»