• Текст документа
  • Статус
Действующий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 октября 2000 года N 2925

О формировании межвузовской научно-технической программы
Министерства образования Российской Федерации
"Создание системы открытого образования"

С целью создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого использования информационных образовательных технологий, в соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389

приказываю:

1. Утвердить следующую структуру органов формирования и управления программы "Создание системы открытого образования" (далее именуется - программа):
- руководящий совет программы;
- управляющий комитет программы;
- организаторы конкурса по подпрограммам;
- экспертные комиссии.

2. Возложить функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, созданного приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.

3. Возложить функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", созданный приказами Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110.

4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для объявления конкурса (.

5. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А.Полякову) в недельный срок:

5.1 Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по подпрограммам:

(1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования",

(2) "Создание системы открытого профессионального образования",

(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно-исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета);

(4) "Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы" (по отдельной программе);

5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" и "Создание системы открытого профессионального образования".

6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы.

7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" В.П.Тихомирова, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (2) "Создание системы открытого профессионального образования" И.Б.Федорова, ректора Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана.

9. Председателям экспертных комиссий В.П.Тихомирову, И.Б.Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных комиссий.

10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор Д.В.Пузанков).

11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В.Пузанкову) обеспечить до 10 ноября 2000 года представление в Управление развития и планирования научных исследований (М.Н.Стриханову) согласованного с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов вузов, имеющих плановый объем финансирования по заданиям Министерства на 2001 год свыше 900 тыс.рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.

12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н.Стриханову) предусмотреть при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п.3.1 приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.

13. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А.Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год выделение 10 проц. средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

14. Управлению научно-инновационной деятельности (А.В.Суворинову) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10 проц. средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание системы открытого профессионального образования".

15. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М.Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на 2001-2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств на подпрограмму (1) "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

16. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
В.М.Филиппов
 

Приложение. Структура межвузовской научно-технической программы "Создание системы открытого образования" на 2001 - 2002 годы

Приложение
к приказу Минобразования
от 12.10.2000 N 2925

Введение

Назначение. Межвузовская научно-техническая программа "Создание системы открытого образования" (далее - Программа) является организационной основой политики Минобразования России в области стратегии развития образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными заведениями различных регионов. Программа может включать в свой состав республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств.

Финансирование Программы осуществляется за счет:

- плановых средств федерального бюджета на НИОКР Минобразования России;

- бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития и функционирования системы открытого образования;

- дополнительного целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Государственный заказчик: Министерство образования Российской Федерации.

Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные организации любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции.

Сроки реализации Программы: 2001-2005 годы

Главная цель Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Система открытого образования

Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности:

- меняется характер развития, приобретения и распространения знаний;

- открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;

- расширяется доступ к высшему образованию;

- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные открытые университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый университет и др.). Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.

Обеспечение возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные и региональные, международные и исторические культуры в условиях культурного плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.

Открытость образования предполагает:

- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей").

- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы).

- свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг).

- свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения).

- свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Система открытого образования ориентирована:

- на массовость и общедоступность независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских правах и т.п.

- обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам

- возможность получения второго образования, например, экономического образования специалистами естественнонаучного профиля, технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.

Система ОО должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

Ключевым элементом системы ОО является специализированная информационно-образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной областях деятельности в условиях современного информационного сообщества.

При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в настоящее время может существенно дополнить указанные формы. В то же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу открытого образования, успешно интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в заочное (заочно-дистанционная форма), что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.

Принципы создания и функционирования системы открытого образования

Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.

При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.

Ведущая роль в формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни, должны:

- вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию;

- работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами;

- оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Общее среднее образование при этом должно:

- готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей;

- открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы.

Должно быть обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования на основе:

- требований государственного образовательного стандарта;

- общих психолого-педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам ОО;

- единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров системы ОО;

- создания единой информационно-образовательной среды ОО;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом;

- координации функционирования системы.

Информационно-образовательная среда (ИОС) системы ОО должна представлять собой совокупность информационно-образовательных сред, объединяющих в своем составе виртуальные представительства учебных заведений своего региона. Единые принципы построения региональных информационно-образовательных сред позволят проводить каталогизацию ресурсов всей среды на федеральном уровне, осуществлять ее мониторинг и формировать статистические показатели работы на различных уровнях.

Согласованность работы всех компонентов среды ОО обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспекты работы системы ОО от организационных до форматов баз данных.

В итоге выполнения Программы должны быть создана система открытого образования, реализующая следующие принципы функционирования:

Децентрализация. Предоставление образовательным учреждениям федерального и регионального уровня самостоятельно права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в системе ОО. Создание условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами.

Демократизация. Создание равных прав всем образовательным учреждениям в решении нормативно-правовых вопросов и вопросов коммерциализации учебного процесса в системе ОО.

Глобализация. Открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов во всех точках системы ОО на WWW-серверах для глобального взаимодействия и обмена передовым опытом.

Регионализация. Региональные соглашения, объединения и группировки для содействия торговой и экономической интеграции в качестве средств усиления их конкурентоспособности.

Непрерывность. Обеспечение в ОО всех уровней образования, принятых в системе непрерывного образования России: начального, среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего, дополнительного, послевузовского.

Интеграция. Создание виртуальной электронной библиотеки учебных курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания, с защитой авторских прав.

Структура Программы и перечень проектных заданий обеспечивают взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания системы ОО и обеспечивает создание реально действующей системы на федеральном и региональном уровнях.

Структура программы и перечень проектных заданий

I. Подпрограмма “Научное, научно-методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования”

N п/п

Раздел

Подраздел

Проектные задания

I. I

1.1. Научное и научно-методическое и концептуальное обеспечение функционирования системы открытого образования

1.1.1. Исследование влияния сетевых информационных технологий на организацию учебного процесса и формирование знаний

1. Особенности методологии преподавания различных дисциплин с использованием информационных технологий

1.

2. Психолого-педагогические принципы представления знаний в информационно-образовательной среде

1.

3. Образовательные стратегии в ОО

1.

4. Формы и методы обеспечения качества образования в системе ОО

1.

5. Педагогические особенности ОО для различных возрастных групп (непрерывное образование)

1.

1.1.2. Методическое обеспечение открытого образования

1. Вариативные учебные планы и программы в ОО

1.

2. Разработка методических рекомендаций для организации системы психолого-педагогической поддержки обучающегося

1.

3. Учебные планы и программы для подготовки преподавателей системы ОО

1.

4. Типовые методики использования интерактивных средств в ОО

1.

5. Создание федерального фонда учебных курсов системы ОО

1.

6. Разработка методологии создания курсов дистанционного обучения по техническим дисциплинам, основанной на проективной педагогике и продуктивных знаниях

1.

7. Создание виртуального фонда физических, химических, биологических, геометрических и других эффектов и явлений для обеспечения обучения по естественнонаучным и техническим дисциплинам ОО

1.

1.1.3. Концептуальные основы открытого образования

1. Модели организации учебного процесса в системе ОО

1.

2. Модели организации учебных заведений и их представительств в системе ОО

1.

3. Модели организации учебного процесса по интегральным (распределенным) учебным планам

1.

1.1.4. Исследование и разработка научно обоснованных рекомендаций по медико-физиологическим и психофизическим требованиям к организации учебного процесса в открытом образовании

1. Эргономические требования к экранным элементам управления в программных обучающих и тестирующих комплексах

1.

2. Критерии оценки психоэмоционального напряжения при работе за компьютером в системе ОО

1.

3. Медико-физиологические критерии организации занятий в системе ОО

1.

4. Разработка критериев ограничения работы с компьютером в системе ОО

1.2. Дидактика открытого образования

1.2.1. Разработка дидактических принципов открытого образования

1. Принципы построение учебного материала для системы ОО по гуманитарным дисциплинам

1.

2. Принципы построение учебного материала для системы ОО по естественнонаучным и инженерным дисциплинам

1.

3. Организация групповой работы учащихся в системе ОО

1.

4. Организация работы преподавателей в системе ОО в зависимости от контингента учащихся

1.

5. Разработка дидактики креативной (проективной) педагогики в ОО

1.

6. Разработка технологий и средств развития творческих способностей обучаемых в системе ОО

1.

1.2.2. Создание инструментальных средств разработки электронных средств обучения

1. Инструментальные средства для подготовки информационных ресурсов системы ОО

1.

2. Инструментальные средства интерактивного взаимодействия

1.

3. Электронные справочники и энциклопедии

1.

4. Экспертные системы

1.

5. Рекомендации по использованию инструментальных средств в учебном процессе

1.

1.2.3. Исследования дидактических особенностей использования сетевых сервисных средств с учетом различных факторов

1. Разработка методики обучения с использованием электронной библиотеки и электронной почты и исследование границ применимости данного подхода

1.

2. Рекомендации по использованию телеконференций (off-line) в зависимости от профиля дисциплины и контингента учащихся

1.

3. Рекомендации по использованию групповой работы в ЧАТ (on-line) в зависимости от профиля дисциплины и контингента учащихся

1.

4. Рекомендации по использованию аудио- и видеоконференций в зависимости от профиля дисциплины и контингента учащихся

1.

5. Рекомендации по использованию очных семинаров в зависимости от профиля дисциплины и контингента учащихся

1.3. Информационное и маркетинговое обеспечение открытого образования

1.3.1.Каталогизация всех ресурсов системы открытого образования и организация доступа к ним

1. Принципы каталогизации ресурсов, порядок актуализации каталога и предоставления ресурсов пользователям

1.

2. Создание подсистемы “электронный киоск” для распространения учебно-методических материалов в любом исполнении (полиграфическое, электронное, CD-ROM)

1.

3. Создание WWW-сервера каталогов системы ОО и системы on-line заказов ресурсов

1.

4. Создание виртуальной библиотеки полнотекстовых (гипертекстовых) учебников и учебных пособий системы ОО

1.

5. Создание виртуального каталога библиографических описаний основных источников информации по ОО

1.

6. Создание автоматизированного кадастра информационных ресурсов учебного назначения

1.

1.3.2. Создание системы мониторинга потребностей населения России в обучении в системе ОО и возможностей образовательных учреждений по обеспечению этих потребностей

1. Мониторинг и прогнозирование спроса населения России на образовательные услуги, предоставляемые с помощью технологий дистанционного обучения

1.

2. Мониторинг возможностей образовательных учреждений в предоставлении услуг ОО

1.

1.3.3. Сетевой маркетинг в открытом образовании

1. Создание центрального информационного сервера “Открытое образование”

1.

2. Создание электронного журнала “Открытое образование”

1.

3. Разработка принципов и методик сетевого маркетинга ОО

1.

4. Разработка принципов маркетинга российского ОО среди русскоязычного населения зарубежных стран

1.

1.3.4. Создание системы рейтинга по всем категориям ресурсов

1. Разработка системы показателей для формирования рейтинга учебных заведений в системе ОО

1.

2. Разработка системы показателей для формирования рейтинга качества информационных ресурсов и методического обеспечения

1.

3. Создание системы формирования рейтингов по определенным показателям

1.4. Нормативно-
правовое обеспечение системы открытого образования

1.4.1. Нормативная база открытого образования

1. Разработка новой редакции закона об образовании (с учетом особенностей информационного общества)

1.

2. Документы, регламентирующие лицензирование, аттестацию и аккредитацию учебных заведений, для работы по системе ОО

1.

3. Разработка нормативно-методического сопровождения государственных образовательных стандартов для направлений и специальностей, которые реализуются с полномасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

1.

4. Государственные (отраслевые) стандарты ОО

1.

5. Порядок работы Федерального экспертного совета по электронным изданиям с системой ОО

1.

6. Сертификация учебных курсов и порядок признания сертификатов (перезачет) иными учебными заведениями

1.

1.4.2. Авторское право и его защита в системе открытого образования

1. Субъекты авторского права в системе ОО и порядок правопреемственности

1.

2. Принципы использования ресурсов без передачи авторского права в системе ОО

1.

3. Разработка типовых авторских договоров различного уровня

1.

4. Принципы и порядок ответственности субъектов за нарушение авторских прав

1.

1.4.3. Стандартизация в системе открытого образования

1. Принципы стандартизации представления ресурсов в системе ОО

1.

2. Корпоративные стандарты ОО на технологии практических работ в системе открытого инженерного образования

1.

3. Стандартный набор сервисных служб в виртуальном представительстве учебного заведения в системе ОО

1.

4. Рекомендации по набору инструментальных средств для подготовки информационных ресурсов в системе ОО

1.5. Принципы и программы международной деятельности в открытом образовании

1.5.1. Принципы и технологии работы с русскоязычными диаспорами различных стран и регионов мира

1. Разработка концепции русскоязычного учебного центра системы ОО в зарубежных странах и принципы его работы с базовыми вузами

2. Разработка принципов работы и методик обучения на иностранных языках через виртуальное представительство учебного заведения в системе ОО

3. Разработка финансовых и организационных механизмов для работы зарубежного учебного центра с базовыми вузами

1.5.2. Принципы интеграции зарубежных учебных заведений в информационно-
образовательную среду (ИОС) открытого образования России

1. Концепция виртуального представительства зарубежного учебного заведения в ИОС системы ОО России

2. Сопоставительный анализ возможностей виртуальных представительств зарубежных вузов с представительствами в ИОС ОО

3. Разработка предложений об организации конверторов зарубежных виртуальных представительств вузов в их представительство в ИОС России

4. Разработка концепции зарубежного учебного центра системы ОО России на примере 2-3 стран и 2-3 отечественных вузов

5. Участие в международных проектах по проблемам ОО

6. Разработка методов обеспечения академической мобильности преподавателей, специалистов и учащихся в системе ОО

1.5.3. Принципы и программы реализации “двойного” диплома с зарубежными учебными заведениями через систему открытого образования

1. Концепция “двойного” диплома и принципы ее реализации в ИОС российской системы ОО

2. Анализ зарубежных и отечественных вузов и их учебных программ для отработки концепции “двойного” диплома на практике

3. Создание в ИОС пилотных представительств вузов реализующих принцип “двойного диплома” и запуск реального учебного процесса по интегральным (согласованным) учебным планам

II. Подпрограмма “Создание системы открытого профессионального образования”


II.

2.1. Организационное обеспечение открытого образования

2.1.1.Виды организации учебного процесса в открытом образовании

1. Элементы ОО в очном образовании

2.1.

2. Технологии ОО в вечернем и заочном обучении

2.1.

3. Экстернат и ОО, исследование преемственности и возможности перехода только к ОО

2.1.

2.1.2. Организационные формы учебных заведений и их объединений в среде открытого образования
Принципы контроля и обеспечения качества в системе открытого образования

1. Правовые формы представительств учебных заведений в среде ОО

2.1.

2. Разработка структуры открытого университета (локального и регионального масштаба)

2.1.

3. Принципы партнерства учебных заведений в системе ОО

2.1.

4. Учебные центры системы ОО, структура и порядок сертификации

2.1.

5. Учебные центры открытого инженерного образования

2.1.

6. Структура ассоциации (консорциума) учебных заведений и научных учреждений “Открытый университет Российской Федерации” в системе ОО

2.1.

7. Педагогические и методологические возможности и организация использования тестового контроля знаний в системе ОО

2.1.

8. Педагогические и методологические возможности и организация использования интерактивных средств контроля знаний (ЧАТ, теле-, аудио- и видеоконференции) в системе ОО

2.1.

9. Очный контроль знаний в системе ОО

2.1.

10. Требования к организации мониторинга учебного процесса в системе ОО

2.1.

11. Система показателей качества учебного процесса в ОО

2.2. Особенности открытого инженерного и естественнонаучного образования

2.2.1. Инструментальные средства подготовки электронных средств обучения

1. Системы моделирования, БД типовых моделей и средства адаптации моделей под нужды учебного процесса (САПР)

2.1.

2. Автоматизированные лабораторные практикумы

2.1.

3. Создание сервера по открытому инженерному образованию и практическим работам в системе ОО с демоверсиями лучших электронных средств обучения и примерами методик ведения учебного процесса

2.1.

2.2.2. Методология открытого инженерного образования

1. Методики организации курсового и дипломного проектирования в инженерном образовании

2.1.

2. Методики организации научной работы учащихся

2.1.

3. Методики выполнения удаленных практикумов

2.1.

4. Методики выполнения практических и иных работ на базе региональных центров открытого инженерного образования

2.3. Технологическое обеспечение и инфраструктура открытого образования

2.3.1. Структура и состав федеральной информационно-
образовательной среды (ИОС) открытого образования и принципы ее создания

1. Разработка федеральной “карты” подключений учебных заведений к Интернет через региональные компьютерные сети

2.1.

2. Ядро администрирования информационно-образовательной среды системы ОО

2.1.

3. Принципы создания региональных центров открытого инженерного образования и учебных центров системы ОО

2.1.

2.3.2. Программный комплекс федеральной информационно-
образовательной среды открытого образования

1. Структура программного комплекса и принципы администрирования на различных уровнях

2.1.

2. Принципы и технологии создания, хранения и предоставления ресурсов

2.1.

3. Принципы и технология взаимодействия региональных ИОС в составе федеральной ИОС

2.1.

4. Технология генерации виртуальных представительств учебных заведений в ИОС

2.1.

2.3.3. Сервисные средства виртуального представительства учебного заведения в информационно-
образовательной среде

1. Электронная библиотека виртуального представительства и ее подсистема администрирования

2.1.

2. Административный компонент представительства (электронный отдел кадров)

2.1.

3. Планирование и мониторинг учебного процесса (электронный деканат)

2.1.

4. Сетевая тестовая система контроля знаний

2.1.

5. Интерактивные средства взаимодействия

2.1.

6. Информационная подсистема представительства

2.1.

2.3.4. Подсистема безопасности, мониторинга работы виртуального представительства и тарификации работ

1. Подсистема безопасности информационных ресурсов виртуального представительства по всем видам ресурсов

2.1.

2. Подсистема мониторинга виртуального представительства с формированием справочных и статистических показателей его работы

2.1.

3. Финансовая подсистема представительства с формированием ценовых параметров и тарификацией работы пользователей

2.1.

2.3.5. Материально-техническое обеспечение открытого образования

1. Материально-техническое обеспечение региональных ИОС (региональных виртуальных университетов)

2.1.

2. Материально-техническое обеспечение виртуальных представительств учебных заведений в ИОС

2.1.

3. Требования к материально-техническому обеспечению базовых вузов открытого инженерного и естественнонаучного образования

2.1.

4. Требования к материально-техническому обеспечению центров открытого инженерного и естественнонаучного образования

2.1.

5. Требования к материально-техническому обеспечению учебных центров системы ОО

2.1.

6. Материально-техническое обеспечение издательской деятельности в ОО

2.1.

7. Материально-техническое обеспечение мультимедиа и иных лабораторий для подготовки учебно-методического обеспечения ОО

2.1.

2.3.6. Подсистема профессионального общения и обмена опытом

1. Разработка системы профессиональных телеконференций и порядка обеспечения доступа к ним

2.1.

2. Электронная библиотека открытых публикаций по различным научным направлениям

2.1.

2.3.7. Принципы администрирования информационно-
образовательной среды в целом и работы ее консалтингового центра

1. Принципы построения и функционирования ядра администрирования ИОС - консалтингового центра

2.1.

2. Подсистема оперативного взаимодействия администраторов всех региональных ИОС и консалтингового центра

2.1.

3. Принципы и технология формирования глобальных каталогов ресурсов ИОС в целом

2.1.

4. Система интегральных показателей работы ИОС и средства их мониторинга

2.1.

2.3.8. Принципы и технология мониторинга информационно-
образовательной среды и ее взаимодействие с ИАИС

1. Разработка системы показателей и технологии обмена ими между ИОС и ИАИС на региональном уровне

2.1.

2. Разработка системы показателей и нормативной информации, подлежащей обмену между ИОС и ИАИС на федеральном уровне

2.1.

3. Организация подсистемы оперативной связи административных служб ИАИС и ИОС

2.4. Экономика открытого образования

2.4.1. Финансовые потоки в системе ОО
Принципы ценообразования в системе ОО

1. Финансовые потоки в виртуальном представительстве вуза в ИОС

2.1.

2. Финансовые связи представительств учебных заведений с ИОС регионального и федерального уровней

2.1.

3. Организация финансовых потоков при работе с зарубежными учащимися и учебными центрами

2.1.

4. Комплект типовых договоров, регламентирующих финансовые взаимоотношения в системе ОО

2.1.

5. Оплата труда преподавателей и иных специалистов, обеспечивающих учебный процесс в системе ОО

2.1.

6. Принципы ценообразования в системе ОО с учетом различных факторов

2.1.

7. Методики ценообразования в системе ОО по различным видам образовательных услуг

2.1.

8. Методики расчета стоимости услуг для зарубежных учащихся

2.1.

2.4.2. Экономические показатели системы ОО

1. Разработка системы экономических показателей работы учебного заведения в системе ОО

2.1.

2. Создание подсистемы ИОС, реализующей систему экономических показателей

2.1.

3. Создание компьютерной поддержки инновационной деятельности в ОО

2.5. Кадровое и методическое обеспечение системы ОО

2.5.1. Программы и методики подготовки преподавательского состава для открытого образования

1. Программы и методики подготовки учебно-методического материала для системы ОО

2.1.

2. Программы и методики по организации учебного процесса в системе ОО

2.1.

3. Методики и технологии оценки качества знаний в системе ОО

2.1.

4. Программы по профессиональной ориентации преподавателей в Интернет

2.1.

5. Организация в ИОС института повышения квалификации преподавателей по вопросам открытого образования

2.1.

2.5.2. Программы и методики подготовки менеджеров для системы открытого образования

1. Организация учебного процесса в ИОС

2.1.

2. Привлечение учащихся и их подготовка к обучению в ИОС

2.1.

3. Организация взаимодействия учебных заведений в ИОС ОО

2.1.

4. Финансовые механизмы в системе ОО

2.1.

2.5.3. Семинары по распространению опыта работы в системе ОО

III. Подпрограмма “Создание федеральной (национальной, межрегиональной) инфраструктуры открытого образования”


III.

3.1. Научные основы федерально-
региональной политики в области открытого образования

3.1.1. Организационные принципы создания региональных информационно-
образовательных сред и их взаимодействия в составе федеральной ИОС

1. Структура взаимодействия региональной ИОС с органами местной власти и советом ректоров

3.1.

2. Разработка принципов и технологии привлечения региональных учебных заведений к работе в ИОС ОО

3.1.

3. Разработка технологии проведения штатной и резервных технологий взаимодействия региональной ИОС в составе федеральной ИОС

3.1.

4. Разработка финансовых принципов взаимодействия региональной ИОС с федеральной ИОС и технологии их реализации

3.1.

3.1.2. Типовая структура региональной информационно-
образовательной среды, ее оснащение и принципы работы с региональными учебными заведениями

1. Типовая структура региональной ИОС (административная, техническая и организационная)

3.1.

2. Принципы взаимодействия учебных заведений и распределение полномочий между всеми субъектами региональной ИОС

3.1.

3. Финансовые принципы взаимодействия субъектов региональной ИОС и технология их реализации

3.1.

3.1.3. Создание и развитие региональных и межрегиональных ассоциаций (консорциумов) учебных заведений на базе региональных виртуальных университетов

1. Принципы участия ассоциаций учебных заведений в работе ИОС

3.1.

2. Принципы формирования на базе региональных ИОС ассоциаций учебных заведений

3.1.

3. Разработка и проведение на регулярной основе открытых уроков для учебных заведений региона

3.1.

3.1.4. Организация регулярных региональных школ-семинаров по практике внедрения и использования технологий открытого образования

1. Организация регулярного федерального выездного семинара по практике внедрения технологий ОО в учебных заведениях

1.

2. Разработка системы региональных семинаров по обмену опытом работы в ИОС с региональной спецификой

1.

3. Организация регулярных показательных уроков для школьников через ИОС ОО

4. Создание региональных ИОС системы ОО и их интеграция в федеральную систему ОО

3.2.1. Создание региональных информационно-
образовательных сред

1. Структура первой очереди ИОС из 7-8 региональных ИОС

1.

2. Создание сети учебных центров открытого образования в различных регионах России с ориентацией на определенные базовые вузы

1.

3. Проведение распределенного набора и обучения по программам дополнительного образования через систему ОО

1.

4. Распространение опыта 1-й очереди на следующие 15 регионов

1.

5. Проведение набора и начало обучения по программам высшего образования

1.

6. Распространение опыта внедрения ИОС по всем регионам России

1.

7. Создание профильных ИОС по определенным направлениям

1.

8. Рекомендации по взаимодействию региональной ИОС с региональными коммерческими структурами (в том числе провайдерами Интернет)

1.

3.2.2. Мониторинг федеральной ИОС и ее совершенствование

1. Организация системы оперативной взаимосвязи администраторов всех региональных ИОС

1.

2. Мониторинг работы ИОС регионального и федерального уровней (на основе утвержденной системы показателей и сертифицированных средств мониторинга)

1.

3. Создание системы обратной связи “пользователь - администратор” и формирования плана совершенствования среды ОО

1.

4. Создание системы анализа качества учебного процесса в ИОС и выработки мероприятий по его повышению

1.

3.2.3. Повышение квалификации эксплуатационного (технического) персонала региональных ИОС

1. Создание сетевого учебного центра.

1.

2. Создание сетевого учебного центра администраторов региональных ИОС

1.

3. Организация постоянной телеконференции по проблемам совершенствования учебного процесса в системе ОО

IV. Подпрограмма “Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы”

(реализуется в рамках отдельной программы)

4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы

4.2. Обеспечение доступа школ в национальную компьютерную сеть и в Интернет и развитие национальной образовательной сети

4.3. Переподготовка научно-педагогических, педагогических и административных кадров

4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта и сопровождения создаваемой инфраструктуры

4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения


Текст документа сверен по:
файл - рассылка Минобразования

О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования"

Название документа: О формировании межвузовской научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования"

Номер документа: 2925

Вид документа: Приказ Минобразования России

Принявший орган: Минобразования России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 12 октября 2000

Дата начала действия: 12 октября 2000
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах