Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 года N 345


О долгосрочной целевой программе "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы"

(с изменениями на 7 июня 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 9 апреля 2014 года N 109

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 10 мая 2011 года N 129;

постановлением Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358;

постановлением Правительства Ленинградской области от 26 марта 2012 года N 88 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 41, 22.05.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2012 года N 414 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 131, 28.12.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 7 июня 2013 года N 161 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 11.06.2013).

____________________________________________________________________

___________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358 - см. предыдущую редакцию.

В целях эффективного использования научно-технического потенциала, повышения конкурентоспособности товаропроизводителей и инвестиционной привлекательности Ленинградской области Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358 - см. предыдущую редакцию).

2. Определить координатором долгосрочной целевой программы "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358 - см. предыдущую редакцию).

3. Назначить руководителем долгосрочной целевой программы "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" первого заместителя председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Кисельникова М.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2012 года N 414. - См. предыдущую редакцию)

4. Установить, что финансирование расходов на реализацию долгосрочной целевой программы "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358 - см. предыдущую редакцию).

5. Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области обеспечить реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" и целевое расходование выделенных средств  (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 1 ноября 2011 года N 358 - см. предыдущую редакцию).

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дваса Г.В.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

  Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 16 ноября 2009 года N 345
 (в редакции постановления
 Правительства Ленинградской области
 от 1 ноября 2011 года N 358
-
 см. предыдущую редакцию)

         

Долгосрочная целевая программа
"Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы"

(с изменениями на 7 июня 2013 года)

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы"

(с изменениями на 7 июня 2013 года)


Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" (далее - Программа)

Цели Программы

Создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона;

повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

обеспечение условий по привлечению кадров для работы в сфере инновационной деятельности и для эффективного воспроизводства научных кадров в сфере науки и высоких технологий

Основные задачи Программы

Совершенствование подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере инновационной деятельности;

содействие увеличению выпуска инновационной конкурентоспособной продукции, производимой предприятиями Ленинградской области;

содействие развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и передаче результатов научно-технических разработок в реальный сектор экономики, увеличение количества инновационных предприятий;

стимулирование спроса на новые технологии на предприятиях Ленинградской области;

совершенствование форм статистического мониторинга инновационного сектора экономики;

разработка региональной нормативной правовой базы, регулирующей государственную поддержку субъектов инновационной деятельности;

формирование имиджа Ленинградской области как территории инновационного развития

Разделы плана мероприятий Программы

Подготовка кадров для работы в инновационной сфере деятельности в Ленинградской области

Содействие увеличению выпуска инновационной продукции предприятиями Ленинградской области

Мероприятия по развитию инновационной деятельности в Ленинградской области

Разработка региональной нормативной правовой базы, регулирующей государственную поддержку субъектов инновационной деятельности

Участие в мероприятиях научно-технической направленности, реализуемых на федеральном уровне

Мероприятия по пропаганде инновационной деятельности в Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 303711,4 тыс. рублей, в том числе:

2010 год - 37611,9 тыс. рублей;

2011 год - 35011,9 тыс. рублей;

2012 год - 57571,9 тыс. рублей;

2013 год - 44528,5 тыс. рублей;

2014 год - 44538,5 тыс. рублей;

2015 год - 44548,5 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 7 июня 2013 года N 161. - См. предыдущую редакцию)

Показатели эффективности Программы

Социальная эффективность:

увеличение числа предприятий, осуществляющих инновации: всего по Программе - 175, в том числе: 2010 год - 8, 2011 год - 17, 2012 год - 24, 2013 год - 32, 2014 год - 41, 2015 год - 53;

увеличение количества созданных новых рабочих мест: всего по Программе - 3736, в том числе: 2010 год - 241, 2011 год - 380, 2012 год - 540, 2013 год - 710, 2014 год - 860, 2015 год - 1005;

увеличение количества подготовленных высококвалифицированных кадров для работы в инновационной сфере: всего по Программе - 388, в том числе: 2010 год - 28, 2011 год - 46, 2012 год - 54, 2013 год - 70, 2014 год - 86, 2015 год - 104.

Бюджетная эффективность:

рост налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области: всего по Программе - 546,3 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 36,5 млн. рублей, 2011 год - 62,3 млн. рублей, 2012 год - 85,0 млн. рублей, 2013 год - 105,4 млн. рублей, 2014 год - 120,8 млн. рублей, 2015 год - 136,3 млн. рублей.

Экономическая эффективность:

рост объема отгруженной инновационной продукции промышленными предприятиями, осуществляющими технологические инновации: всего по Программе - 704,9 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 57,0 млн. рублей, 2011 год - 74,9 млн. рублей, 2012 год - 109,0 млн. рублей, 2013 год - 134 млн. рублей, 2014 год - 152 млн. рублей, 2015 год - 178 млн. рублей;

экономический эффект от реализации мероприятий Программы: всего по Программе - 401,3 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 37,9 млн. рублей, 2011 год - 52,0 млн. рублей, 2012 год - 64,4 млн. рублей, 2013 год -72,8 млн. рублей, 2014 год - 83,4 млн. рублей, 2015 год - 90,8 млн. рублей

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Применяются следующие целевые индикаторы и показатели:

количество участников семинаров, проводимых в рамках мероприятий Программы по обучению основам инновационного менеджмента;

удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, выпускаемой промышленными предприятиями;

оказание поддержки инновационным разработкам в целях создания новых производств и увеличения выпуска конкурентоспособной продукции (три организации);

количество заключенных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд Ленинградской области (10 контрактов ежегодно);

количество присужденных именных научных стипендий и наград Губернатора Ленинградской области (40 стипендий и пять наград ежегодно);

принятие в установленном порядке критериальной оценки хозяйствующих субъектов Ленинградской области в категории инновационно активных;

количество заявок на участие Ленинградской области в федеральных целевых программах и конкурсах, приоритетных для развития инновационной деятельности в Ленинградской области (четыре заявки ежегодно);

проведение конкурсов в рамках мероприятий по пропаганде инновационной деятельности в Ленинградской области (четыре конкурса ежегодно);

количество патентов на результаты научно-технической деятельности, полученных в рамках выполнения работ для государственных нужд Ленинградской области (не менее трех патентов);

доля завершенных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ в целях дальнейшей коммерциализации;

количество молодых ученых и специалистов, привлеченных к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд Ленинградской области (не менее 20 человек ежегодно);

количество объектов научно-технической продукции, представленных на мероприятиях различного уровня, связанных с презентацией передовых разработок в Ленинградской области (не менее семи разработок)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2012 года N 414. - См. предыдущую редакцию)

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года;

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 года N Пр-576);

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года N 1764-р);

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);

постановление Правительства Ленинградской области от 10 октября 2002 года N 181 "Об участии региональной науки в экономическом и социальном развитии Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"

Разработчик Программы

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Срок разработки Программы

Первое полугодие 2009 года

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Участники Программы

Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, управление делами Правительства Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Кисельников Максим Владимирович - первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, тел. 576-40-14

(Позиция в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2012 года N 414. - См. предыдущую редакцию)

Система управления и контроль за выполнением Программы

Контроль за выполнением мероприятий Программы, целевым использованием бюджетных средств осуществляет Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

Информация о ходе выполнения и результатах реализации Программы ежеквартально представляется в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.

Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, представляют в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартальный отчет о выполнении мероприятий Программы.

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности

     

     

Раздел 1. Анализ ситуации. Обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Анализ ситуации


Программа является продолжением ранее реализуемой в Ленинградской области региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы". В рамках выполненных работ определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области, с учетом которых финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для государственных нужд Ленинградской области, осуществлялась подготовка специалистов по специальности "инноватика и менеджмент", оказывались консультационные услуги по разработке бизнес-планов и проведению технической экспертизы инновационных разработок, привлечено дополнительное финансирование, выделяемое на реализацию федеральных целевых программ. Вместе с тем некоторые задачи по развитию региональной инновационной системы остались нерешенными.

В соответствии с федеральными законами от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 25 декабря 2008 года N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" настоящая Программа определяет развитие региональной инновационной системы, предусматривающей обеспечение экономических, правовых и организационных условий при переходе Ленинградской области на инновационный путь развития на основе внедрения и коммерциализации современных разработок.

В Ленинградской области имеются большие научно-технические возможности, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, значительные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка.

Инновационный потенциал является совокупностью различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, то есть процесса, направленного на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Эффективное использование инновационного потенциала позволяет осуществить переход к новым способам производства. Основой формирования инновационного потенциала является ресурсная составляющая, которая включает виды ресурсов, определяемые по функциональному назначению: материально-технические, информационные, финансовые, кадровые и другие. Так, материально-технические ресурсы в качестве вещественной основы определяют технико-технологическую базу инновационного потенциала, которая впоследствии окажет влияние на масштабы и темпы инновационной деятельности. Второй составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, отражающая конечный результат реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Третья составляющая инновационного потенциала - внутренняя составляющая, обеспечивающая эффективность функционирования всех компонентов инновационного потенциала.

Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим оценивать возможности инновационной деятельности и определять стратегию инновационного развития. Поскольку от состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, необходима его комплексная оценка.

Инновационный потенциал региона представляет собой систему потенциалов, включающую производственно-технологический, кадровый, информационный, финансовый, научно-технический, организационный, управленческий потенциалы, потенциал инновационной культуры, потребительский сегмент потенциала.

Производственно-технологический, кадровый, информационный и финансовый потенциалы относятся к ресурсной составляющей инновационного потенциала, от их количественного и качественного состава зависит функционирование системы инновационного потенциала в целом.

Инновационный потенциал представляет собой триединую структуру, включающую три обязательных блока:

субъекты, генерирующие инновации;

инновационные посредники;

потребители инноваций.

В свою очередь, под инновационным климатом региона следует понимать совокупность внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации инновационного потенциала.

Важным ресурсом инноваций является кадровый потенциал, а именно персонал, занятый в исследованиях и разработках. Удельный вес исследователей, занятых в исследованиях и разработках, в общей численности занятых в экономике Ленинградской области составляет 0,8 процента (по данным Петростата).

Общая численность работников научных организаций Ленинградской области составляет около 10000 человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки - около 6500 человек, из них 116 докторов наук и более 500 кандидатов наук. Основными направлениями работы научных организаций являются ядерная энергетика и энергосбережение, ядерная физика, прикладная химия, биология и медицина, сельское хозяйство, приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное, рыбоводство, природоохранная деятельность, проектирование территорий, промышленных, жилых объектов и инженерной инфраструктуры.

На территории Ленинградской области расположено около 30 государственных академических и отраслевых институтов, научных центров и высших учебных заведений.

По итогам научной деятельности в 2009 году затраты на научные исследования и разработки составили более 3,5 млрд. рублей, из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ на исследования и разработки направлено более 700 млн. рублей.

Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к участию в разработке новых видов высокотехнологичной продукции, а также к осуществлению инновационной деятельности в современных экономических условиях.

Состояние кадрового научного потенциала определяется с помощью показателя выпуска аспирантов, используемого при сравнении уровней инновационного развития регионов. В Ленинградской области указанный показатель имеет положительную динамику развития.

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Подготовка аспирантов, чел.

39

32

27

51

79

110

93

94

86

89

Выпуск аспирантов, чел.

10

13

11

3

13

7

14

22

18

16


Динамика внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентном отношении к общему объему отгруженной промышленной продукции собственного производства характеризует в процентном отношении финансовые ресурсы субъектов, генерирующих инновации, а также инновационную интенсивность.

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, млн.руб.

423

656

863

1156

1256

1570

1983

2489

3371

3576

Отношение внутренних текущих затрат на исследования и разработки к общему объему отгруженной промышленной продукции собственного производства, проц.

0,75

0,86

0,91

0,95

0,75

0,76

0,79

0,84

0,88

0,91


Количество полученных патентов на 10000 человек населения, занятого в экономике, характеризует изобретательскую активность жителей региона. В настоящее время в Ленинградской области указанный показатель составляет 1,43, что несколько ниже среднего уровня по Российской Федерации.

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Количество поданных заявок на изобретение

243

209

167

143

140

135

153

119

131

159

Количество полученных патентов

153

104

135

140

114

99

110

68

90

121

Количество полученных патентов на 10000 человек населения, занятого в экономике

1,95

1,28

1,72

1,76

1,37

1,19

1,30

0,77

1,04

1,43


Показатель отражает результативность деятельности субъектов, генерирующих инновации, характеризует процесс коммерциализации научных достижений и относится к посредническим функциям, поскольку учитывается при разработке новых организационно-финансовых форм, оптимизирующих процесс внедрения научных разработок в экономику региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»