ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 октября 2001 года N 312
г. Иваново


О результатах проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация»



Рассмотрев справку контрольно-счетной палаты по результатам проверки использования гуманитарной помощи областным государственным унитарным предприятием (ОГУП) «Ивановская продовольственная корпорация», замечания и пояснения к справке, представленные руководством ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация», информацию контрольно-счетной палаты от 17 сентября 2001 года об использовании получателями зерна пшеницы, поставленной на безвозмездной основе в Ивановскую область в 1999-2000 годах, решение коллегии контрольно-счетной палаты по результатам проверки от 20 сентября 2001 года N 8/1, Законодательное Собрание Ивановской области

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:


1. Утвердить результаты проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация», проведенной контрольно-счетной палатой. Согласиться с выводами и предложениями контрольно-счетной палаты, сделанными в ходе проверки и утвержденными решением коллегии контрольно-счетной палаты по данному вопросу от 20 сентября 2001 года N 8/1 (приложения N 1 и N 2).

2. Направить материалы проверки Главе Администрации Ивановской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в «Собрании законодательства Ивановской области».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
В.С. ГРИШИН




Приложение N 1
к постановлению Законодательного Собрания Ивановской области
от 25 октября 2001 года N 312

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Коллегия контрольно-счетной палаты


РЕШЕНИЕ



20 сентября 2001 года N 8/1

 г.Иваново

О результатах проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация»

Рассмотрев справку контрольно-счетной палаты по результатам проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация», замечания и пояснения к справке, представленные руководством ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация», информацию контрольно-счетной палаты от 17 сентября 2001 года об использовании получателями зерна пшеницы, поставленной на безвозмездной основе в Ивановскую область в 1999-2000 годах, на основании статьи 15 Закона Ивановской области «О контрольно-счетной палате» от 20 ноября 1997 года N 31-ОЗ (в действующей редакции) и в соответствии с Положением о контрольно-счетной палате, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Ивановской области от 22 января 1998 года N 27, коллегия контрольно-счетной палаты РЕШИЛА:

1. Утвердить справку контрольно-счетной палаты по результатам проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация». Считать данную проверку законченной.

2. Отметить, что в ходе проверки установлено следующее:

2.1 Поставки продовольствия в Ивановскую область по линии гуманитарной помощи осуществлялись в виде товарного кредита и на безвозмездной основе. На момент составления справки весь объем данного продовольствия получен, все расчеты с федеральными органами, осуществлявшими поставки, завершены. Первоначально определенные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 года N 130 размеры поставок для Ивановской области различных видов продовольствия в течение 1999-2000 годов неоднократно менялись, как правило, в сторону увеличения. Объем поставок продовольствия по факту поступления в основном превысил первоначально планируемый или практически соответствовал объемам, установленным нормативными документами Правительства РФ. Вместо 35 тыс. тонн пшеницы было поставлено 43,8 тыс.тонн (уточненный план поставок - 44,3 тыс.тонн). Кукурузы было поставлено 13,5 тыс.тонн вместо 4 тыс.тонн, утвержденных первоначально (11,5 тыс.тонн - по уточненному плану). Соевых бобов на переработку поставлено в 2 раза больше количества, заявленного первоначально - 53,4 тыс.тонн вместо 25 тыс.тонн (по уточненному плану - 54 тыс.тонн). Поставки ржи составили 19,2 тыс.тонн (по плану 20 тыс.тонн), риса - 3 тыс.тонн (по плану - 2 тыс.тонн, по уточненному плану - 3 тыс.тонн), шрота соевого - 5 тыс.тонн (по плану - 5 тыс.тонн, по уточненному плану - 6 тыс.тонн). Недопоставка произошла фактически только по одному виду продовольствия - мясу говядины. Мяса говядины поставлено 298,6 тонны вместо 1,5 тыс.тонн по уточненному плану и 5 тыс.тонн по первоначальному.

2.2. Почти весь объем продовольствия, полученный в форме товарного кредита, был реализован на территории Ивановской области, как того требовали нормативно-правовые документы Правительства РФ и Администрации области. Исключением является часть мяса говядины и часть кукурузы. В нарушение п.2 постановления Правительства РФ от 5 февраля 1999 года N 130 мясо говядины в количестве 39610 кг по предоплате было реализовано за пределы Ивановской области мясокомбинату «Раменский» Московской области. Согласно распоряжению Председателя Правительства Ивановской области от 15 мая 2000 года N 2'-рп ОГУП «Ивпродкорпорация» был заключен договор бартера N 21 от 18 мая 2000 года с предприятием «Птицефабрика Башкирская» (г.Уфа), на основании которого и был произведен обмен кукурузы на рожь. Рожь в количестве 2970,53 тонны была получена, переработана на Тейковском и Кинешемском мукомольных заводах и реализована на территории области. Нормативно-правовые документы Правительства РФ по вопросам использования гуманитарной помощи не предполагали возможности совершения подобных операций.

2.3. В Ивановскую область в рамках гуманитарной помощи в 1999-2000 годах было поставлено продовольствия на сумму более 167 млн.руб., в том числе в форме товарного кредита - на сумму более 138 млн.руб., по линии безвозмездной помощи - на сумму более 28 млн.руб..

2.4. Выполнение функций регионального агента по обеспечению поставки и использования гуманитарного продовольствия положительно повлияло на деятельность «Ивпродкорпорации». Выручка от реализации товаров, работ и услуг за 1999 и 2000 годы составила 242,7 млн.руб. и 135,8 млн.руб., в то время как за 1998 год - лишь 26,7 млн.руб.. По результатам финансово-хозяйственной деятельности ОГУП «Ивпродкорпорация» за 1999 и 2000 годы получена прибыль в сумме 20,7 млн.руб. и 10 млн.руб. соответственно. В то же время за 1998 год «Ивпродкорпорацией» был получен убыток в сумме 493,5 тыс.руб.. С полученных доходов уплачены налоги во все уровни бюджетов. По данным баланса задолженность ОГУП перед всеми уровнями бюджетов в течение 2000 года сократилась с 4840,9 тыс.руб. на 1 января 2000 года до 2678 тыс.руб. на 1 января 2001 года. Задолженность перед внебюджетными фондами была текущей и не превысила в течение 1999-2000 годов 80 тыс.руб. Финансовое положение ОГУП «Ивпродкорпорация» в 1999 и 2000 годах было устойчивым.

2.5. Поставки продовольствия по линии гуманитарной помощи кроме обеспечения продуктами питания населения области оказали определенное влияние на увеличение производства в отдельных отраслях перерабатывающей промышленности Ивановской области. По данным официального издания Ивановского облгоскомстата «Социально-экономическое положение Ивановской области в 2000 году» пятью крупными предприятиями мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в январе-декабре 1999 и 2000 годов было произведено продукции на 199,7 млн.руб. и 192,9 млн.руб. соответственно, что в 1,8 раза больше уровня 1998 года.

2.6. Поставки пшеницы из США на безвозмездной основе осуществлены в Ивановскую область тремя траншами: 1-й транш - 3000 тонн, 2-й транш - 7000 тонн, 3-й транш - 4900 тонн, всего - 14900 тонн. Безвозмездные поставки осуществлялись государственным агентом ОАО “Росхлебопродукт” через ОГУП “Ивпродкорпорация”.

2.7. ОГУП “Ивпродкорпорация” безвозмездно передало продовольственную пшеницу представителям областных управлений образования, здравоохранения и социальной защиты населения, а также представителям муниципальных образований области. Факт передачи зерна получателям подтвержден актами приема-передачи зерна на весь полученный объем. Кроме того, передача и прием зерна подтверждены накладными и доверенностями. Учет безвозмездной помощи осуществлялся ОГУП “Ивпродкорпорация” за балансом в количественном выражении и соответственно ее объем (в стоимостном выражении) не участвовал в определении налогооблагаемой базы данного предприятия.

2.8. Зерно пшеницы в чистом виде никому из получателей не требовалось, требовались продукты его переработки. В ходе проверки не представлено никаких документов, свидетельствующих о разработке единого механизма получения, сопровождения, переработки и поставки потребителю готовой продукции, поставляемой в порядке безвозмездной помощи. В результате каждый из участников процесса поставки и переработки безвозмездного зерна был вынужден действовать по-своему.

2.9. Сумма возмещения получателями зерна затрат ОГУП «Ивпродкорпорация» и государственного агента ОАО Федеральная контрактная корпорация “Росхлебопродукт” по доставке зерна, поступившего в виде безвозмездной помощи с учетом комиссионного вознаграждения, составила 4925922,03 тыс.руб., или 17% к объему зерна (в стоимостном выражении по установленной цене). Данные расходы были оплачены денежными средствами за счет смет бюджетных учреждений. В областном и местных бюджетах указанные дополнительные расходы на 1999 и 2000 годы не учитывались.

2.10. Поставка зерна мукомольным предприятиям на основе договоров займа зерна, заключаемых между получателями и перерабатывающими предприятиями по фиксированной цене, согласованной с управлением экономики и прогнозирования, определенная постановлением Главы Администрации Ивановской области от 02.12.99 N812 и указом Губернатора области от 22.08.2000 N37-УГ, которые регламентировали поставки и распределение зерна второго и третьего траншей, была невыгодна получателям безвозмездного зерна. Согласно договорам займа получатели зерна передали полученное ими от ОГУП «Ивпродкорпорация» зерно пшеницы по фиксированной цене, утвержденной областным управлением экономики и прогнозирования, которая была на момент передачи зерна ниже его рыночной цены, а получили продукцию мукомольных предприятий по их действующим отпускным ценам.

2.11. Продовольственная пшеница из США, поставленная в виде безвозмездной помощи, согласно сертификатам качества (4 кл., стекловидность 42, клейковина 22) не соответствовала ГОСТу для производства муки пшеничной хлебопекарной (ГОСТ 26574-85). Согласно “Правилам организации и ведения технологического процесса на мукомольных заводах”, утвержденным ВНПО “Зернопродукт” в 1991 году, для хлебопекарного помола используют мягкую пшеницу стекловидностью не менее 50%, с содержанием клейковины не менее 27%. Поэтому для производства муки импортное зерно подсортировывалось отечественным, приобретаемым ОГУП “Ивпродкорпорация” и мукомольными заводами. Процент подсортировки по каждой партии зерна был разным и достигал в отдельных случаях 60%.

2.12. По получении зерна 3-го транша областным управлением образования был заключен договор займа с ОАО «Зернопродукт» N 219 от 27 июня 2000 года. Согласно договору управление передало ОАО «Зернопродукт» пшеницу в количестве 250 тонн на сумму 602272,5 руб. (без НДС), а предприятие обязалось возвратить заем поставкой продукции в сроки и в порядке, определенными данным договором займа. ОАО «Зернопродукт» на основании доверенностей управления образования отпускало продукцию хлебокомбинатам области по своим фактическим отпускным ценам с НДС, те в свою очередь отпускали различные товары областным учреждениям образования также по фактическим отпускным ценам с НДС. По факту поставки готовой продукции между управлением образования, ОАО «Зернопродукт» и хлебокомбинатами области оформлялись соглашения о проведении взаимозачета. При этом управление образования производило расчеты без НДС, а ОАО «Зернопродукт» и хлебокомбинаты засчитывали с НДС. Аналогичное замечание в части неучета суммы НДС при расчетах относится и к администрации Савинского района, получившей гуманитарное зерно и отдавшей его на переработку ОАО «Зернопродукт» по договору займа от 29 декабря 1999 года N 155.

2.13. При поставке безвозмездной продовольственной пшеницы ОГУП “Ивпродкорпорация” выступило в роли посредника между получателями зерна и перерабатывающими предприятиями, заключив с получателями зерна пшеницы договора заимствования средств (зерна) на 1732 тонны зерна, что составляет 11,6% от общего объема безвозмездной помощи. Участие посредников при заключении данных договоров постановлением Главы Администрации Ивановской области от 2 декабря 1999 года N 812 и указом Губернатора области от 22 августа 2000 года N 37-УГ не предусматривалось. При выполнении посреднических функций между получателями зерна и перерабатывающими предприятиями ОГУП “Ивпродкорпорация” получена (условно определенная) прибыль в сумме 674,2 тыс. руб. Согласно отчету ОГУП (ф.N2) “О прибылях и убытках” за 1 квартал 2000 года (в период исполнения договоров займа) общая сумма прибыли составила 2749,5 тыс. рублей.

Подобная схема заимствования зерна действовала и при непосредственной передаче гуманитарного зерна на переработку мукомольным заводам, то есть дополнительные доходы получали не только ОГУП, но и мукомольные предприятия (ОАО «Зернопродукт», ОАО «Кинешемский мукомольный завод»).

2.14. Из 30 получателей безвозмездного зерна ежемесячные отчеты об использовании пшеницы, получении и использовании продуктов ее переработки (в пересчете на зерно) по каждому потребителю, составление которых было предусмотрено указом Губернатора области N 37-УГ от 22 августа 2000 года, представляло в ОГУП только областное управление образования. При этом пересчет полученной продукции на зерно не производился, так как был невозможен ввиду замены поставки хлебобулочных и макаронных изделий на поставку других видов продукции, как указывалось ранее.

2.15. На основании данных, полученных в управлении образования Администрации Ивановской области, Савинской центральной районной больнице и Савинском районном отделе образования, установлено, что продукция, поступившая в счет расчетов по гуманитарному американскому зерну, учитывалась на балансовом субсчете 061 вместе с остальными продуктами питания, что согласуется с инструкциями по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, применявшимися в 1999 и 2000 годах.

При этом в учете и отчетности расходы, связанные с использованием гуманитарной помощи, Савинским районным отделом образования и Савинской центральной районной больницей были отражены и за 1999 год, и за 2000 год в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом МФ РФ от 3 ноября 1993 года N 122, как дополнительное бюджетное финансирование, что по 2000 году является неправомерным, так как с 01.04.2000 бухучет в бюджетных учреждениях должен был осуществляться по инструкции, утвержденной приказом МФ РФ от 31 декабря 1999 года N 107н.

2.16. Поступление и использование гуманитарной помощи привело к увеличению расходов по сметам областного управления образования, Савинского районного отдела образования и Савинской центральной районной больницы за 1999 и 2000 годы. Отчеты об исполнении смет доходов и расходов названных учреждений за 2000 год не содержат отдельного отражения расходов, связанных с использованием безвозмездной гуманитарной помощи, так как это не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами. Поэтому оценить, какую долю в расходах каждого учреждения занимают расходы, связанные с использованием гуманитарной помощи, можно только при проведении проверки каждого учреждения или централизованной бухгалтерии, его обслуживающей.

В результате затруднено последующее бюджетное планирование доходов и расходов учреждений, получивших гуманитарную помощь, и затруднен оперативный контроль за использованием этой помощи.

3. Направить материалы проверки Главе Администрации Ивановской области, органам местного самоуправления Ивановской области и в соответствии с заключенными соглашениями в надзорные, правоохранительные и контрольные органы.

4. Направить решение и предложения контрольно-счетной палаты по результатам проверки Администрации Ивановской области и органам местного самоуправления.

5. Рекомендовать Законодательному Собранию Ивановской области принять проект постановления по данному вопросу.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
Т.Г. ОГУРЦОВА



Приложение N 2
к постановлению Законодательного Собрания Ивановской области
от 25 октября 2001 года N 312

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
контрольно-счетной палаты по результатам проверки использования
гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация»


Рекомендовать ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация»:

1. При реализации гуманитарной помощи, полученной в форме товарного кредита, соблюдать требования областных нормативно-правовых документов о реализации ее только в пределах Ивановской области.

2. Не выступать в роли посредника при переработке гуманитарных грузов, если это не предусмотрено нормативно-правовыми документами.


Рекомендовать Администрации Ивановской области:

1. Разработать единый порядок поставки, сопровождения, переработки и использования гуманитарной помощи. Определить единого государственного агента, действующего на основании государственного контракта, который обеспечивает соблюдение интересов Ивановской области. Учесть при разработке порядка результаты проверки использования гуманитарной помощи ОГУП «Ивановская продовольственная корпорация», проведенной контрольно-счетной палатой.

2. Отказаться от практики заключения получателями гуманитарной помощи договоров займа с перерабатывающими предприятиями.

3. Предусмотреть в составе действующей отчетности учреждений, получивших гуманитарную помощь, показатели, характеризующие ее использование. Для целей учета и отчетности об использовании гуманитарной помощи в случае установления фактов несоответствия стоимостной оценки поступившей гуманитарной помощи действующим в Ивановской области среднестатистическим ценам по соответствующим продуктам и товарам определять единые для всех получателей гуманитарной помощи цены на уровне действующих среднестатистических цен.

4. Обратить внимание на низкую дисциплину получателей гуманитарной помощи в части предоставления отчетности о ее использовании.

Рекомендовать органам местного самоуправления Ивановской области:

1. По согласованию с администрацией Ивановской области разработать порядок поставки, сопровождения, переработки и использования гуманитарной помощи.

2. Отказаться от практики заключения получателями гуманитарной помощи договоров займа с перерабатывающими предприятиями.

3. Своевременно представлять отчетность об использовании гуманитарной помощи. Муниципальным образованиям города Тейково и Юрьевецкого района представить отчетность об использовании гуманитарной помощи в 2000 году до 1 ноября 2001 года.

Предложить получателям гуманитарной помощи в Ивановской области.

1. Отражать в бухгалтерском учете продукцию, получаемую по линии гуманитарной помощи, в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 декабря 1999 года N 107н.

2. Своевременно представлять отчетность об использовании гуманитарной помощи.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
Т.Г. ОГУРЦОВА



Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»