Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2006-2010 годах"

(с изменениями на 26 июня 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 ноября 2009 года
 на основании Закона Ленинградской области
 от 16 ноября 2009 года N 90-оз

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 12 июля 2006 года N 59-оз (Вести, N 80, 20.07.2006);

Законом Ленинградской области от 27 февраля 2007 года N 32-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 14, 26.03.2007);

Законом Ленинградской области от 26 июня 2008 года N 54-оз (Вести, N 122, 04.07.2008, Вестник Правительства Ленинградской области, N 37, 14.08.2008).

____________________________________________________________________


(Принят
 Законодательным собранием
 Ленинградской области
28 июня 2005 года)


     

Статья 1


Утвердить региональную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального  опубликования.

 Губернатор
     Ленинградской области
 В.Сердюков



Санкт-Петербург

18 июля 2005 года

N 59-оз

     Приложение


УТВЕРЖДЕНА
     областным законом
     от 18 июля 2005 года N 59-оз

Региональная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2006-2010 годах"

(с изменениями на 26 июня 2008 года)

Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2006-2010 годах"


Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы. 2002-2010 годы".
3. Областной закон от 13 февраля 2003 года N 10-оз "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах" (с изменениями и дополнениями, внесенными областными законами от 14 октября 2003 года N 71-оз, от 31 декабря 2003 года N 108-оз, от 11 мая 2004 года N 27-оз и от 14 мая 2005 года N 36-оз).
4. Постановление Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2004 года N 31 "Об утверждении Основ государственной политики Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и недропользования"

Срок реализации Программы

2006-2010 годы

Цель Программы

Обеспечение потребности социально-экономического развития области в минерально-сырьевых ресурсах

Основные задачи, мероприятия Программы

1. Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений полезных ископаемых с учетом требований в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
3. Геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья.
4. Экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Ленинградской области.
5. Информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.
6. Участие в реализации плана мероприятий по формированию автоматизированной информационной системы недропользования (в рамках региональной целевой программы "Электронная Ленинградская область") с участием заинтересованных подразделений Администрации Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

Федеральный бюджет - 3,0 млн.руб.,
в том числе 2009-2010 годы - 3,0 млн.руб.;
областной бюджет - 69,1 млн.руб., в том числе:
2006 год - 8,0 млн.руб.,
2007 год - 9,7 млн.руб.,
2008 год - 14,7 млн.руб.,
2009-2010 годы - 36,7 млн.руб.;
инвестиции недропользователей - 189,6 млн.руб., в том числе:
2006 год - 55,3 млн.руб.,
2007 год - 50,3 млн.руб.,
2008 год - 25,0 млн.руб.,
2009-2010 годы - 59,0 млн.руб.

(строка в редакции, введенной в действие с 4 июля 2008 года Законом Ленинградской области от 26 июня 2008 года N 54-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем средств, освоенных за предыдущие годы (2001-2005 годы)

Федеральный бюджет - 1,5 млн.руб.,
областной бюджет - 96,5 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

1. За весь период реализации Программы ожидается восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых:
строительного камня - не менее чем на 82,4 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 20,5 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 275 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 15 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 20 млн. тонн,
в том числе по годам:
в 2006 году:
строительного камня - не менее чем на 15,4 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 4,1 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 55 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 3 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 3 млн. тонн;
в 2007 году:
строительного камня - не менее чем на 15,4 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 4,1 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 55 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 3 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 3 млн. тонн;
в 2008 году:
строительного камня - не менее чем на 15,4 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 4,1 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 55 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 3 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 3 млн. тонн;
в 2009 году:
строительного камня - не менее чем на 15,4 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 4,1 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 55 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 3 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 5 млн. тонн;
в 2010 году:
строительного камня - не менее чем на 20,8 млн.куб.м,
облицовочного камня - не менее чем на 4,1 млн.куб.м,
песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 55 млн.куб.м,
песка стекольного - не менее чем на 3 млн. тонн,
торфа - не менее чем на 6 млн. тонн.
2. Выявление перспективных площадей и проявлений нетрадиционных видов полезных ископаемых: железомарганцевых конкреций, алмазов, золота, полиметаллов и других.
3. Создание не менее 900 новых рабочих мест за весь период реализации Программы - по 150-180 каждый год.
4. Повышение бюджетной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов за счет дополнительных доходов областного бюджета с вводимых в освоение новых месторождений:
дополнительного налога на добычу полезных ископаемых не менее: в 2006 году - 3 млн.руб., в 2007 году - 3 млн.руб., в 2008 году - 4 млн.руб., в 2009 году - 4 млн.руб., в 2010 году - 4 млн.руб.;
платежей за пользование недрами не менее: в 2006 году - 0,5 млн.руб., в 2007 году - 0,8 млн.руб., в 2008 году - 0,9 млн.руб., в 2009 году - 0,9 млн.руб., в 2010 году - 1 млн.руб.
5. Повышение экономической эффективности действующих горнодобывающих предприятий за счет освоения новых востребованных видов минерального сырья (ЗАО "Киришский завод первичной переработки" - добыча и переработка стекольных песков; ОАО "Бокситогорский глинозем" - попутная добыча галлия и др.), перехода на ресурсосберегающие технологии (мероприятия Программы по утилизации отходов, разработке технологий и мер по уменьшению потерь минерального сырья при его добыче).
6. Обеспечение сохранения качества окружающей среды за счет применения новых технологий добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов добывающих предприятий, рекультивации выработанных месторождений
7. Обеспечение благоприятных условий проживания и отдыха населения за счет размещения объектов жилищно-гражданского строительства и рекреационных объектов с учетом радоноопасности и других опасных природных процессов и явлений

(строка в редакции, введенной в действие с 20 июля 2006 года Законом Ленинградской области от 12 июля 2006 года N 59-оз, - см. предыдущую редакцию)

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2004 год с ежегодной корректировкой перечня мероприятий в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования из федерального и областного бюджетов, а также за счет инвестиций

Представитель заказчика

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель Программы (бюджетополучатель)

Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды"

Руководитель Программы: фамилия, имя, отчество, должность, адрес, номер телефона

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, ул.Смольного, д.3, тел. 276-62-35

Постановление
о разработке
Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 27 января 2005 года N 11 "О проекте областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах"

Система организации контроля за выполнением Программы

Организация контроля за выполнением Программы осуществляется в соответствии с утвержденным порядком контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области и включает:
представление ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы в комитет экономического развития Ленинградской области;
возложение общего контроля за реализацией Программы на вице-губернатора - председателя комитета экономического развития Ленинградской области

     

Введение


Программа разработана в целях открытия новых месторождений и пополнения баланса запасов для развития горнодобывающей промышленности и комплексного использования минерального сырья в Ленинградской области и в соответствии с основными положениями Основ государственной политики Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и недропользования, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2004 года N 10-оз*, и подпрограммой "Минерально-сырьевые ресурсы России" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 860.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Номер постановления следует читать "31". - Примечание "КОДЕКС"

Программа включает мероприятия, финансируемые из федерального и областного бюджетов, а также собственные средства предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности и привлеченные ими инвестиции для создания и развития собственной минерально-сырьевой базы.

На 2006-2007 годы мероприятия приведены пообъектно, то есть по конкретным участкам недр, включенным в проект Программы лицензирования общераспространенных полезных ископаемых на период до 2007 года.

Глава 1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы,
обоснование целей и задач Программы

1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой базы

Горно-промышленный комплекс Ленинградской области представлен такими крупными градообразующими предприятиями, как объединения "Бокситогорский глинозем", "Металлург", "Фосфорит", "Ленинградсланец". В области имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.

Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир и другие) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.

Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых, главным образом, для производства строительных материалов и органических удобрений.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом комплекса экологических, экономических и других факторов выявить возможность использования морских песков. По большинству других видов полезных ископаемых обеспеченность, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.

Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железомарганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, титан-циркониевых россыпей и других.

Важными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.

Из природных геологических факторов в Ленинградской области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью, метаноопасностью и тектонически активными площадями.

Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.

Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы следует отметить следующие основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшей перспективе:

1. Отсутствие до 2004 года утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геолого-разведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений и качества сырья (например, горючих сланцев и др.).

2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ.

3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.

4. Низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловил возрастание отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.

Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках Программы.

1.2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.

Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:

формирование государственной политики в области минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;

повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;

информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;

обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.

1.3. Связь с другими социально-экономическими программами
Правительства Ленинградской области


Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными программами: "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах", "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2004-2006 годы" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод), федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" в части финансирования из федерального бюджета региональных геологических съемок.

Глава 2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения

2.1. План реализации Программы


Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.

Программа сформирована по следующим базовым разделам.

     

Раздел 1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы
 и перспектив ее расширения


На 2006 год финансирование за счет областного бюджета по разделу 1 планируется в объеме 7,549 млн.руб., на 2007 год - 7,8 млн.руб., на 2008 год - 13,8 млн.руб., на 2009-2010 годы - 31,6 млн.руб. (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2008 года Законом Ленинградской области от 26 июня 2008 года N 54-оз, - см. предыдущую редакцию).


В результате выполнения региональных целевых программ в 2001-2003 годах недропользователям выдано более 100 лицензий на поиски, оценку, разведку и добычу как традиционных для Ленинградской области полезных ископаемых (песок строительный, песчано-гравийный материал, строительный и облицовочный камень), так и нетрадиционных (алмазы, железо-марганцевые конкреции).

В составе раздела 1 выделен подраздел 1.1 "Информационное обеспечение управления недропользованием", в рамках которого в составе работ по разработке и совершенствованию автоматизированной информационной системы "Недропользование" на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 269 "Об основных положениях концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды" выполняются следующие наиболее крупные работы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»