ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Охрана окружающей
среды Ленинградской области на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 18 мая 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 11 ноября 2004 года N 86-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 37, 09.12.2004);

Законом Ленинградской области от 18 ноября 2004 года N 90-оз (Вести, N 136, 23.11.2004);

Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 23, 14.06.2005).

Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 35-оз (Вести, N 65, 15.06.2006).

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
3 февраля 2004 года)

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2004-2006 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург

24 февраля 2004 года

N 14-оз

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 24 февраля 2004 года N 14-оз

Региональная целевая программа
 "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2004-2006 годы"

(с изменениями на 18 мая 2006 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
 "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2004-2006 годы"

Полное наименование Программы

"Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2004-2006 годы"(далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ;
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ;
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ;
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 года N 3-ФЗ;
Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ;
областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз;
областной закон "О порядке образования и использования средств территориального экологического фонда" от 27 сентября 2001 года N 53-оз

Период реализации Программы

2004-2006 годы

Цель Программы

Сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности населения Ленинградской области путем реализации полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным природоохранным законодательством

Основные задачи, мероприятия Программы

Реализация полномочий Ленинградской области, предусмотренных природоохранным законодательством в сфере обращения с отходами, экологического мониторинга и контроля качества окружающей среды, что обеспечивает рациональное, научно обоснованное расходование средств областного бюджета на охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год

49620 тысяч рублей

Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за весь период действия Программы

Программа подлежит финансированию с 2004 года

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

164782 тысяч рублей.
Программа является многолетней, содержит переходящие мероприятия и не предусматривает сроков завершения работ вследствие постоянных текущих расходов, связанных с реализацией полномочий, возложенных на Ленинградскую область федеральным природоохранным законодательством

(строка в редакции, введенной в действие с 15 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 35-оз, - см. предыдущую редакцию)

Основные ожидаемые результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Эколого- и социально-экономическими результатами программных мероприятий являются:
снижение па 20-30 процентов негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов размещения полигонов твердых бытовых отходов; сокращение на 40 процентов отчужденных несанкционированными свалками площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования;
оздоровление окружающей среды; предотвращение экологического ущерба в объеме 50 миллионов рублей ежегодно;
стабилизация экологической ситуации в Ленинградской области в состоянии устойчивого равновесия; развитие региональной системы мониторинга состояния окружающей среды;
развитие системы экологического воспитания и образования населения Ленинградской области; улучшение качества среды обитания, снижение заболеваемости населения Ленинградской области

Представитель заказчика Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель Программы

Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природо-пользования и охраны окружающей среды"

     

(строка в редакции, введенной в действие с 14 июня 2005 года Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз, - см. предыдущую редакцию)

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел.: 276-62-35

Система организации контроля за выполнением Программы

Организация контроля за выполнением Программы осуществляется в соответствии с утвержденным порядком контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области и включает:
представление ежеквартального отчета о ходе выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области;
возложение общего контроля за реализацией Программы на вице-губернатора - председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области Г.В.Дваса

     

     

Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей задач Программы

     

1.1. Общая ситуация


Изучение и анализ имеющихся материалов, полученных в результате организованного на территории Ленинградской области мониторинга качества поверхностных вод суши, состояния атмосферного воздуха, почвы и радиационной обстановки, позволяют оценить эколого-гигиеническую ситуацию в области по суммарному показателю антропогенного воздействия как умеренно напряженную.

Наблюдаемый в настоящее время в Ленинградской области экономический подъем, размещение новых производственных мощностей, а также развитие транспортной инфраструктуры (морских портов, автомобильных, железнодорожных и трубопроводных магистралей) может усугубить и без того сложную экологическую ситуацию на территории Ленинградской области.

В этих условиях возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики его изменения, определения причин и источников негативного воздействия, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ленинградской области.

Эта работа должна осуществляться в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, возложенных федеральным природоохранным законодательством на Ленинградскую область.

     

1.2. Основные экологические проблемы Ленинградской области

     

1.2.1. Обращение с отходами


На территории области образуется свыше 400 видов отходов, 90 процентов которых относятся к 3-4 классам опасности.

Для размещения бытовых малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеется 8 полигонов, 90 санкционированных и 100 крупных несанкционированных свалок. Ежегодный объем размещаемых на них отходов составляет до 4,3 миллиона куб.м.

Более половины санкционированных мест размещения отходов не отвечают природоохранным и санитарным требованиям: отсутствуют санитарно-защитные зоны, системы отвода и очистки дождевых вод и фильтрата свалок, водоупорные экраны. Свалки на территории области размещаются в неблагоприятных геолого-гидрологических условиях (в местах выхода подземных вод, на песках, торфяниках, известняках), не препятствующих загрязнению подземных вод. На большинстве свалок не соблюдается технология захоронения отходов, не ведется учет поступающих промышленных отходов, отсутствует их радиационный контроль.

Существование таких свалок сопровождается не только загрязнением земной поверхности, но и загрязнением атмосферного воздуха и грунтовых вод. 18,5 процента источников децентрализованного водоснабжения (колодцы, артезианские скважины, родники и тому подобное) не соответствуют нормативам по санитарно-химическим показателям, 22,7 процента источников не отвечают санитарным правилам по микробиологическим показателям.

Необходим постоянный контроль за негативным воздействием мест захоронения отходов на состояние окружающей среды.

Число несанкционированных свалок трудно установить в связи со стихийностью их образования и расположения. Большая часть несанкционированных свалок приходится на территорию, прилегающую к садоводческим образованиям. Все они по санитарно-техническому состоянию не отвечают санитарным требованиям и не стоят на балансе коммунальных предприятий.

Одной из причин появления несанкционированных свалок является недостаточное количество специально оборудованных и официально отведенных мест для обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов в районах области, недостаточная мощность и обеспеченность специализированной техникой и кадрами соответствующих служб.

Вследствие изложенного и в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ основными задачами Программы являются проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, ликвидация бесхозных свалок, выбор технологических решений промышленной переработки отходов и, как завершающий шаг, - разработка проектно-сметной документации мусороперерабатывающего завода.

     

1.2.2. Охрана водных объектов


Второй не менее важной проблемой в Ленинградской области является охрана водных объектов.

В последнее время наблюдается тенденция снижения биогенных нагрузок, связанных с применением минеральных и органических удобрений предприятиями агропромышленного комплекса. В то же время растет биогенная составляющая, определяемая бытовыми стоками населенных пунктов, что связано с неудовлетворительной работой муниципальных очистных сооружений. Возрастает техногенная нагрузка на водоемы, обусловленная увеличением количества промышленных стоков.

По интегральному показателю - индексу загрязненности вод (ИЗВ) основные реки Ленинградской области находятся в следующем состоянии:

"умеренно загрязненные" (III класс): Вуокса, Волчья, Свирь, Тосна, Сясь, Воложба, Пярдомля, Тихвинка, Нарва, Плюсса, Селезневка;

"загрязненные" (IV класс): Нева (г.Кировск), Оять, Волхов (г.Волхов), Тигода, Луга, Оредеж;

"грязные" (V класс): Мга, Паша, Волхов (г.Кириши), Черная, Назия.

Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 2-10 раз, следует отметить биохимическое потребление кислорода (БПК) и химическое потребление кислорода (ХПК), что свидетельствует о загрязненности вод органическими и минеральными веществами. В большинстве рек выявлено превышение ПДК в 2-10 раз по тяжелым металлам: общему железу, меди, марганцу, свинцу, кадмию.

Во всех створах реки Невы, на реках Мга, Тосна, Вуокса, Оять, Паша, Сясь, Тихвинка, Волхов, Черная, Луга, Нарва, Плюсса обнаружены значимые концентрации хлорорганических пестицидов.

Вода Ладожского озера (по содержанию азота нитритного, концентрации взвешенных веществ, отношению концентраций общего азота к общему фосфору, превышениям ПДК железа, свинца, марганца и меди) относится к IV классу качества - "загрязненная".

Анализ акватории восточной части Финского залива показал, что среди районов Финского залива наиболее загрязненной является Невская Губа, воды которой характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс качества вод), остальные районы восточной части Финского залива по величинам ИЗВ отнесены ко II классу качества - "чистые".

Состояние водных объектов Ленинградской области обуславливает необходимость проведения мониторинга качества воды в поверхностных водоемах и укрепления материально-технической базы мониторинга загрязнения окружающей среды, что предусмотрено Программой.

В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.18. "Проведение мониторинга качества воды в крупных реках Ленинградской области (Волхов, Вуокса, Луга, Нева, Оять, Паша и Свирь)", 3.3 "Приобретение и установка автоматических станций контроля воды на граничных створах трансграничных рек" и 3.4. "Приобретение и содержание передвижной системы по обнаружению источников экстремально высокого загрязнения поверхностных вод и атмосферного воздуха".

Результатом проведения мониторинга является информационная база, лежащая в основе принятия решений при составлении региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области".

1.2.3. Охрана атмосферного воздуха


На территории Ленинградской области находятся промышленные предприятия и предприятия топливно-энергетического комплекса, загрязняющие атмосферный воздух.

Несмотря на сравнительно благоприятные для рассеивания примесей климатические условия, уровень загрязненности атмосферы в Ленинградской области вызывает определенную тревогу, особенно и городах Выборге, Кингисеппе, Киришах, Луге, Светогорске, Волхове, Сланцах и Волосове, на долю которых приходится более половины валовых загрязнений воздушного бассейна области (пыль, двуокись азота, окись углерода и ряд других загрязняющих веществ: фенол, формальдегид и углеводороды).

По результатам мониторинга качества атмосферного воздуха, проводимого на стационарных постах, наблюдалось превышение среднегодовых ПДК: в городе Волхове - по пыли (1,6 ПДК); в городе Выборге - по пыли (1,2 ПДК) и диоксиду азота (1,3 ПДК); в городе Кингисеппе - по диоксиду азота (1,5 ПДК); в городе Кириши - по оксиду углерода (3 ПДК); в городе Луге - по диоксиду азота (2,5 ПДК); в городе Светогорске - по формальдегиду (1,4 ПДК).

Следует отметить, что недостаточно широкий перечень загрязняющих веществ, определяемых в атмосферном воздухе, связан и первую очередь с недостаточными объемами финансирования. Так, максимальное количество загрязняющих веществ (12) определялось в атмосферном воздухе в Кингисеппском районе. В других районах области количество определяемых ингредиентов следующее: Бокситогорский - 4; Пикалевский - 3; Волосовский - 4; Волховский - 8; Всеволожский - 3; Выборгский - 9; Гатчинский - 5; Кировский - 6; Ломоносовский - 10; Лужский - 4; Приозерский - 1; Сланцевский - 6; Тихвинский - 10; Тосненский - 6.

Отбор наибольшей части проб атмосферного воздуха в Ленинградской области производился на 14 стационарных постах, расположенных в городах Кингисеппе, Выборге, Киришах, Луге, Бокситогорске, Пикалево, Волосово, Волхове, Кировске, Сланцах и Тосно, которые принадлежат государственным учреждениям "Ленинградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области".

Недостаточно исследовалось состояние атмосферного воздуха вдоль автодорог, несмотря па то, что в настоящее время вклад автомобильных дорог составляет до 50 процентов общего загрязнения атмосферного воздуха на территории Ленинградской области, а в городах - от 50 до 75 процентов.

Поэтому необходимо развивать систему мониторинга состояния атмосферного воздуха не только путем непосредственных замеров концентрации вредных веществ, но и по косвенным признакам, например, контролируя качество лесной растительности, являющееся индикатором состояния окружающей среды.

В целях реализации указанных положений в план мероприятий Программы включены пункты 1.13 "Разработка типовой методики определения воздействия выбросов промышленных предприятий на основании данных о загрязнении снежного покрова (на примере Киришского промышленного узла)" и 1.17 "Проведение мониторинга качества атмосферною воздуха в городах Волхове, Кириши, Пикалево, Сланцы и на полигоне Красный Бор Ленинградской области".

Это позволит выявлять основные источники загрязнения и предпринимать меры, направленные на снижение загрязнения воздуха.

1.2.4. Охрана почв


Общая площадь техногенных аномалий с начальным уровнем загрязнения почв составляет в Ленинградской области примерно 8300 кв.км (около 10 процентов территории). Наиболее крупная аномалия данного типа охватывает зону влияния Санкт-Петербурга, включая связанную с ним промышленно-транспортную инфраструктуру.

Существенное место занимают техногенные аномалии начального уровня загрязнения на Карельском перешейке. Здесь заметные ареалы развиты в районах городов Светогорска и Каменногорска и в зоне города Выборга (в том числе город Высоцк и поселок Советский). Основной вклад в загрязнение почв здесь принадлежит свинцу, меди, никелю, а также олову. Общая площадь техногенных аномалий начального уровня загрязнения на Карельском перешейке (Выборгский, Приозерский районы) примерно 1900 кв.км, то есть около 25 процентов всех загрязненных площадей в области и около 15 процентов территории Карельского перешейка.

На западе области наиболее существенный ареал загрязненных почв расположен в Волосовском районе (около 350 кв.км), занимая хорошо освоенные в сельскохозяйственном и транспортном отношениях земли вокруг города Волосово. Основные загрязняющие компоненты: медь, цинк, ванадий, никель.

Основные антропогенные ареалы начального уровня загрязнения, имеющие значимые размеры (150-300 кв.км), связаны с некоторыми промышленными центрами Ленинградской области: городами Сланцы, Волхов, Пикалево, Лодейное Поле.

,

Более высокий уровень загрязнения почв (со средней концентрацией металлов 3-5 фона и более) встречается только в точечных проявлениях и отмечается довольно редко.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»