АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2003 года Дело N А56-7302/03


[Удовлетворяя исковые требования истца о признании права собственности, суд указал, что истец приобрел право собственности на спорные объекты на законных основаниях в соответствии со ст.ст.210, 218, 234 ГК РФ]

___________________________________________________________________

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 марта 2004 года данное решение оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2004 года постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 марта 2004 года и данное решение оставлены без изменения

___________________________________________________________________

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску МОО "ФСО "Россия" к: 1. МО "Город Гатчина"; 2. УЮ ЛОРП; 3. КУМИ, о признании права собственности, установил:

Истец обратился с иском о признании за ним права собственности на 2-этажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями (стадион "Спартак"; кадастровый N 47-27-16/2002-424) и одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак", кадастровый N 47-2716/2002-425), а также признании недействительным решения ЛОРП о регистрации права собственности на вышеуказанные объекты за МО "Город Гатчина".

Администрация МО "Город Гатчина" иск отклонила, ссылаясь на то, что согласно решению Малого совета Леноблсовета N 147 от 29.07.2002 собственником спорных объектов является муниципальное образование "Город Гатчина"; спорные объекты располагаются на территории города, ранее находились в ведении Гатчинского Горсовета, включены в перечень предприятий имущества, относящихся к муниципальной собственности города Гатчина, регистрация права собственности на объекты осуществлена правомерно.

2-й ответчик - УЮ "Ленинградская областная регистрационная палата" - в отзыве на иск указал, что основанием к проведению регистрации, явилось решение Малого совета Ленинградского областного Совета народных депутатов "Об утверждении перечней предприятий и имущества, относящихся к муниципальной собственности" N 147 от 29.07.92 и выписка из реестра муниципального имущества N 000042 от 28.10.2002 (листы дела 100-116).

3-й ответчик - КУМИ "Гатчина" иск не признал, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости располагаются в г.Гатчине, территория которого ранее находилась в ведении Гатчинского городского Совета депутатов трудящихся, факт нахождения спорных объектов недвижимости в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов подтверждается выпиской из протокола N 86 заседания исполнительного комитета Гатчинского городского Совета депутатов трудящихся от 30.12.47, согласно которой домовладение (т.е. непосредственно дом и надворные (служебные) постройки к нему) по пр.25 Октября, д.8 (в настоящее время д.10 согласно решению исполкома гатчинского Горсовета N 272/5 от 25.10.84) признано за местными советами по праву государственной собственности; кроме того, ответчик ссылается на п.16 постановления ВС от 27.12.91 N 3020-1, определяя те объекты, которые в силу законодательства относятся к муниципальной собственности, предусматривает в п.3 возможность нахождения объектов муниципальной собственности на балансе другого юридического лица, причем независимо от того, передавались ли ранее данные объекты с баланса местной администрации на балансе юридического лица.

С принятием постановления ВС от 27.12.91 N 3020-1 объекты спорта были отнесены к муниципальной собственности, то есть стадион "Спартак" со всеми зданиями, спортивными сооружениями, замощениями и футбольным полем был отнесен к муниципальной собственности.

Ответчик полагает, что в отношении спорных объектов полностью соблюден порядок пообъектного состава муниципальной собственности, что подтверждается решением малого Совета Ленинградского областного Совета народных депутатов N 147 от 29.07.92 "Об утверждении перечней предприятий и имущества, относящихся к муниципальной собственности города Гатчина", в разделе 6 которого указаны те объекты социально-культурного комплекса и спорта, которые в целом относились к собственности МО "Город Гатчина", среди них и стадион "Спартак" (ст.114).

Ответчик считает истца ненадлежащей стороной, полагает недоказанными права собственности истца на спорные объекты, факт добросовестного, открытого и непрерывного владения также полагает не установленным, поскольку пользование осуществлялось на договорных обязательствах.

Выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

22.11.2002 ЛОРП зарегистрировала за МО "Город Гатчина" право собственности на одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак") (лист дела 23) и двухэтажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями, расположенными по одному адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, пр.25 Октября, д.10 (стадион "Спартак" (лист дела 24).

Решением исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 16.12.71 N 490 "О передаче жилого дома с баланса управления коммунального хозяйства Гатчинского горисполкома на баланс Ленинградского областного совета ДСО "Спартак" горисполкому было разрешено передать безвозмездно с баланса домоуправления N 1 управления коммунального хозяйства Гатчинского горисполкома на баланс Ленинградского областного совета общества "Спартак" жилой дом N 8 по пр.25 Октября, жилой площадью 281,1 кв.м. Исполкому Гатчинского городского Совета предписывалось расселить граждан, а Ленинградскому областному совету ДСО "Спартак" - произвести реконструкцию переданного здания и благоустроить прилегающую территорию.

Согласно упомянутому выше решению в 1971 году указанный дом был безвозмездно передан ЛОС ДСО профсоюзов "Спартак" в соответствии с целями деятельности данной общественной организации, то есть под "Дом физкультуры".

Произведенная в последующем после передачи данного объекта недвижимого имущества реконструкция дома за счет средств общественной организации, доказательством чего являются акт приемки от 17.12.79, где в качестве заказчика выступил директор стадиона, техническая и сметная документация, имеющаяся в деле (листы дела 4-16, т.2), свидетельствует об исполнении своих обязательств общественной организацией, результатом чего явилось возведение нового объекта нежилого фонда с соблюдением всех требований действовавшего на тот момент законодательства.

Таким образом, в результате исполнения решения исполнительного комитета Ленинградского областного Совета от 16.12.71 была совершена гражданско-правовая сделка, в результате которой здание перешло в собственность ЛОС ДСО профсоюза "Спартак"

Вследствие реконструкции объекта произошло функциональное изменение назначения объекта - переданный истцу жилой дом стал объектом спортивного назначения.

Кроме двухэтажного административного здания, стадион "Спартак" (а именно на объект в целом выдано свидетельство N 152786) - это также находящееся на балансе МОО "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия" в составе основных средств, приобретенное им за счет собственных средств имущество, без которого стадион перестанет быть стадионом, это - футбольное поле, трибуны, беговая дорожка, барьеры, ограждения и заборы, прыжковая яма, волейбольная площадка, судейский киоск, туалеты и т.п. Кроме этого, еще целый ряд инвентаря, без которого функционирование и содержание стадиона как спортивного объекта невозможно - водоколонка, рукава напорные, ледоструг, газонокосилки, зрительские трибуны, опоры, осветительные приборы, средства радиовещания и т.п.

Однако регистрационная палата не произвела идентификацию регистрируемого имущества и выдала МО "Город Гатчина" свидетельство о собственности на стадион "Спартак", в результате чего МО "Город Гатчина" получило в собственность весь имущественный комплекс.

В отношении тира стадиона "Спартак", входящего в имущественный комплекс стадиона, документы о его создании Леноблсоветом ДСО "Спартак", правопредшественником истца, документы о произведенных расходах на его ремонты, реконструкцию и поддержание в рабочем состоянии представлены в материалах дела (листы дела 55-97, т.1).

Земельный участок, занятый имущественным комплексом стадиона "Спартак", план которого в силу ст.17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" должен быть обязательным документом при регистрации права собственности, находится в бессрочном пользовании МОО "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия". В материалах дела имеется постановление главы администрации города Гатчина ЛО N 391 от 08.07.92 (лист дела 117, т.1). Имеется государственный акт на право пользования землей.

Истец утверждал, что после издания решения малого Совета Ленинградского областного Совета народных депутатов "Об утверждении перечня предприятий и имущества, относящихся к муниципальной собственности" N 147 от 29.07.92, которым стадион "Спартак" по адресу: пр.25 Октября, д.8, включен в перечень имущества, относящегося к муниципальной собственности города Гатчины, Комитет по управлению имуществом не обращался к руководителю предприятия - председателю Гатчинского отделения межрегиональной общественной организации "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия" - с предложениями или вопросами в отношении спорного имущества. КУМИ данное утверждение не опровергло.

Таким образом, в отношении двухэтажного здания с 1971 года (момента его передачи на баланс решением Леноблкомисполкома), а в отношении тира - с 1975 года (момента его сооружения), в отношении прочего имущества, входящего в состав имущественного комплекса стадиона "Спартак" - с момента его приобретения, общественное объединение - Гатчинское отделение МОО "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия" (его правопредшественник), -  открыто, добросовестно и непрерывно владеет этим имуществом, отражает его на своем балансе, несет бремя содержания имущества, что является основанием для признания прав собственности за истцом согласно ст.ст.210, 218, 234 Гражданского кодекса РФ.

Справка о балансовой принадлежности имущества при регистрации права собственности является обязательной, и регистрационная палата обязана была затребовать ее у ответчика.

При регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости ЛОРП были допущены нарушения ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В ст.17 Закона, на которую ссылается в отзыве ответчик, установлено:

"Обязательным приложением к документам; необходимым для государственной регистрации прав, является план земельного участка". "Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов учреждением юстиции по регистрации прав".

ЛОРП зарегистрировала право собственности на объекты недвижимости на основании акта Леноблсовета от 29.07.92 за МО "Город Гатчина", созданным (зарегистрированным) только 21.07.98 - совершенно очевидно, что муниципальное образование не является первым правообладателем. Регистратор обязан был выяснить, как (кем) создавался объект, на чьем балансе находился, судьбу земельного участка, и т.п.

Выдано два свидетельства о собственности - N 152785 (одноэтажное нежилое строение - тир стадиона "Спартак") и N 152786 (двухэтажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями - стадион "Спартак") на основании одной записи в перечне имущества - стадион "Спартак".

В материалах дела имеется обращение председателя Гатчинского отделения МОО "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия" в регистрационную палату с заявлением о том, что стадион является собственностью МОО "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия", (лист дела 120, т.1) При таких обстоятельствах в соответствии со ст.19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрационная палата обязана была принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и приостановить государственную регистрацию до вынесения собственника имущества.

Регистрационной палатой нарушена ст.1 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", где дано понятие кадастрового учета объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Согласно п.2 ст.16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, следовательно, одной записи в перечне, состоящей из одной строчки - стадион "Спартак"- недостаточно для кадастрового учета имущественного комплекса, каковым является стадион.

ЛОРП нарушены Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ, которым установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.

Согласно п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 N 8 "при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, необоснованно включенных в указанный реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2. 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1".

Пунктом 16 постановления ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изменениями от 23.05.92, 27 января, 21 июля 1993 года) установлено, что порядок разграничения государственной собственности не распространяется на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном прядке в собственность юридических лиц.

Как установлено выше, спорные объекты были переданы правопредшественнику истца в законном порядке, истец открыто, добросовестно, непрерывно владел и владеет этим имуществом, несет бремя его содержания.

Согласно разъяснениям, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от 23.04.99 N 592-р, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2265 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп.

В пункте Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденных Президентом РФ от 18.03.92 N 114-рп, установлено, что в перечни объектов включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265 органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов, составляющих муниципальную собственность. Решения органов местного самоуправления о включении объектов в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Таким образом, в нарушение всех вышеперечисленных норм права в Перечень предприятий и имущества, относящихся к муниципальной собственности города Гатчины, утвержденный решением малого Совета ЛО СНД, за номером 114 неправомерно включен стадион "Спартак" по адресу: пр.25 Октября, д.8, так как на момент издания перечня объект уже не являлся государственным предприятием ввиду принадлежности общественному объединению.

В материалах представлены учредительные документы и документы, подтверждающие вопросы правопреемства (листы дела 127-154, т.1), а также свидетельствующие, что межрегиональная общественная организация "Физкультурно-Спортивное общество профсоюзов СПб и ЛО "Россия" на момент издания распорядительного документа, включившего стадион "Спартак" в перечень муниципального имущества, имела и имеет статус общественного объединения.

При изложенных обстоятельствах доводы ответчиков являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст.8, 12, 13, 210, 212, ч.3 ст.213, 218, 254 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.1, 16, 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.ст.9, 64-66, 71, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:

1. Признать право собственности за межрегиональной общественной организацией "ФСО профсоюзов СПб и ЛО "Россия" на 2-этажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями (стадион "Спартак" площадью 639,4 кв.м литер А) и одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак" площадью 573,2 кв.м литер Б), расположенные по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, пр.25 Октября, дом 10.

2. Признать недействительными решения УЮ "ЛОРП" о регистрации права собственности на стадион "Спартак" и тир стадиона "Спартак", расположенные по адресу: г.Гатчина, пр.25 Октября, д.10, оформленные свидетельством о государственной регистрации права 22.11.2002 бланк N 152785, запись регистрации N 47-01/27-16/2002-425, бланк N 152786, запись регистрации N 47-01/27-16/2002-424.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия решения.

Решение изготовлено 15.12.2003.

     Судья
...

Текст документа сверен по:

рассылка