ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2004 года Дело N А56-7302/03


[Суд правомерно удовлетворил иск общественной организации о признании права собственности на объекты недвижимого имущества, установив, что спорное имущество создано за счет средств общественной организации и на момент разграничения государственной собственности спорные объекты не находились в государственной собственности]

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Сергеевой И.В., судей: Сапоткиной Т.И., Тарасюка И.М., при участии: от МОО ФСОП "Россия" - Лобановой Е.Л. (доверенность от 25.08.2003), Гречнева М.В. (доверенность от 25.08.2003), Маниды Н.Л. (доверенность от 25.08.2003), от администрации - Гапченко И.В. (доверенность от 30.10.2003), от КУИ - Баскаловой Ю.Ю. (доверенность от 29.08.2003), от ЛОРП - Истоминской Л.С. (доверенность от 31.05.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области и администрации муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области на решение от 17.11.2003 (судья Калинина Л.М.) и постановление апелляционной инстанции от 09.03.2004 (судьи: Алексеев С.Н., Исаева И.А., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7302/03, установил:

Межрегиональная общественная организация "Физкультурно-спортивное общество профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области "Россия" (далее - МОО ФСОП "Россия") обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Город Гатчина" Ленинградской области (далее - муниципальное образование) и учреждению юстиции "Ленинградская областная регистрационная палата" (далее - ЛОРП) о признании права собственности на два объекта недвижимого имущества: двухэтажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями (стадион "Спартак") площадью 639,4 кв.м и одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак") площадью 573,2 кв.м, а также с требованием о признании недействительными решений ЛОРП о государственной регистрации от 22.11.2002 права муниципальной собственности на данные объекты.

От имени муниципального образования в качестве ответчиков по делу привлечены администрация муниципального образования (далее - администрация) и Комитет по управлению имуществом муниципального образования (далее - КУИ).

Решением от 17.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2004, заявленные требования удовлетворены.

В кассационных жалобах администрация и КУИ просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверное установление обстоятельств дела. По мнению подателей жалоб, двухэтажное строение из государственной собственности в собственность общественной организации не передавалось; истец не представил доказательств правомерности строительства тира, владения и пользования им; не подтверждено правопреемство истца от балансодержателя спорных объектов; стадион "Спартак" как имущественный комплекс находился в государственной собственности и на основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 в порядке, установленном Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп, принят в муниципальную собственность; нарушений требований Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) при регистрации права муниципальной собственности ЛОРП не допущено.

В отзыве на кассационные жалобы МОО ФСОП "Россия" просит оставить судебные акты без изменения, указывает, что правопреемство истца подтверждено материалами дела; стадион как совокупность спортивных сооружений создавался за счет средств общественной организации, учитывался на ее балансе, право собственности на тир возникло как на вновь возведенный объект, который не является самовольной постройкой.

В судебном заседании представители КУИ и администрации поддержали кассационные жалобы; подтвердив приведенные в них доводы. Представитель ЛОРП согласился с ответчиками. Представители МОО ФСОП "Россия" против удовлетворения жалоб возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Совета Министров РСФСР от 25.06.71 N 1320-р Ленинградскому облисполкому разрешено передать из фонда местного Совета депутатов трудящихся безвозмездно с баланса на баланс Ленинградскому областному совету добровольного спортивного общества "Спартак" (далее - ЛОС ДСО "Спартак") жилой дом в г.Гатчине по проспекту 25-го Октября, д.8 (в настоящее время в результате изменения нумерации - д.10).

В соответствии с указанным распоряжением Ленинградский облисполком принял решение от 16.12.71 N 490, которым разрешил исполкому Гатчинского горсовета такую передачу, поручил горисполкому расселить граждан, проживающих в названном доме, и предложил ЛОС ДСО "Спартак" произвести реконструкцию переданного здания и благоустроить прилегающую территорию.

По авизо от 31.10.73 N 1 жилой дом передан ЛОС ДСО "Спартак" от домохозяйства N 1 г.Гатчины.

Актом от 17.10.79 государственной приемочной комиссии принят в эксплуатацию законченный строительством (реконструкцией) объект - Дом физкультуры по упомянутому адресу.

Актом от 20.03.75 государственной приемочной комиссии принят капитальный ремонт здания тира стадиона "Спартак".

В результате проведенной в период с 1987 года по 1995 год реорганизации профсоюзной системы правопреемником ЛОС ДСО "Спартак" стала МОО ФСОП "Россия". Подтверждающие документы в деле имеются.

Правопредшественнику МОО ФСОП "Россия" выдан государственный акт от 13.09.90 серии А-1 N 718197 на право бессрочного пользования землей, предоставленной для стадиона "Спартак" по пр.25-го Октября в г.Гатчине.

В ходе разграничения государственной собственности решением малого Совета Леноблсовета от 29.07.92 N 147 утверждены перечни предприятий и имущества, относящихся к муниципальной собственности города Гатчины. В перечень N 1, утвержденный данным решением, включен стадион "Спартак" по указанному выше адресу.

Постановлением главы муниципального образования от 23.10.2002 N 767 в реестр объектов недвижимого имущества муниципального образования включены нежилые здания, строения и сооружения, расположенные на территории стадиона "Спартак" по названному адресу.

На основании решения от 29.07.92 N 147 и выписок из реестра муниципального имущества от 28.10.2002 произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования на двухэтажное нежилое строение со служебными постройками и сооружениями (стадион "Спартак") площадью 639,4 кв.м, расположенное по адресу: Ленинградская область, г.Гатчина, пр.25-го Октября, д.10, лит.А, и на одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак") площадью 573,2 кв.м по тому же адресу, лит.Б.

МОО ФСОП "Россия", считая, что в результате передачи в 1971 году на баланс ЛОС ДСО "Спартак" жилого дома и его реконструкции, а также после окончания капитального ремонта здания тира данные объекты стали собственностью общественной организации, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно статье 94 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года) государство являлось единым собственником государственного имущества. Наряду с государственной собственностью названным Кодексом предусматривалось существование и иных форм собственности, в частности, собственности профсоюзных и иных общественных организаций.

В соответствии со статьей 96 упомянутого Кодекса порядок передачи государственных зданий, сооружений общественным организациям определяется законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР.

В период, когда состоялась передача жилого дома ЛОС ДСО "Спартак", данный вопрос регулировался постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 15.02.36 N 254 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров СССР от 18.05.56 N 660, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Согласно пункту 1 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 05.05.40 N 667 "О порядке расчетов между государственными органами и кооперативными (общественными) организациями за предаваемые предприятия, здания и сооружения" передача объектов от государственных органов общественным организациям производится за плату, если постановлениями или распоряжениями СНК СССР или СНК союзных республик не установлен иной порядок расчетов.

В данном случае распоряжением Совета Министров РСФСР от 25.06.71 N 1320-р разрешена безвозмездная передача жилого дома общественной организации.

С учетом положений действовавшего на тот момент законодательства такую передачу следует признать правомерной.

В дальнейшем правопредшественник истца за счет средств общественной организации произвел реконструкцию жилого дома. В деле имеется достаточно доказательств данного обстоятельства. Напротив, документов, свидетельствующих о том, что в реконструкцию и последующее содержание имущества вкладывались государственные средства, ответчики не представили. В результате реконструкции изменилось назначение дома (из жилого в нежилое), существенно увеличилась его площадь. Таким образом, фактически за счет средств общественной организации был создан новый объект, представляющий собой в настоящее время двухэтажное нежилое строение площадью 639,4 кв.м.

Здание тира также было капитально отремонтировано по заказу и за счет ЛОС ДСО "Спартак". Доказательства того, что до капитального ремонта тир находился в ведении государственных органов и что ремонт (полностью или в части), как и дальнейшее содержание тира, финансировались за счет государственных средств, в материалах дела отсутствуют.

С момента передачи двухэтажного дома и окончания капитального ремонта тира указанные объекты находились на балансе общественной организации, под названное имущество правопредшественнику истца предоставлен земельный участок.

С учетом того, что спорное имущество создано за счет средств общественной организации и бремя его содержания несет МОО ФСОП "Россия", суд правомерно признал за истцом право собственности на эти объекты.

Поскольку на момент разграничения государственной собственности спорные объекты не находились в государственной собственности, а являлись собственностью общественной организации, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 порядок разграничения государственный собственности в силу пункта 16 данного постановления на них не распространялся. Решение малого Совета Леноблсовета от 29.07.92 N 147 об утверждении перечней имущества, относящегося к муниципальной собственности, на основании которого было зарегистрировано право муниципальной собственности на двухэтажное строение и здание тира как противоречащее указанному постановлению не подлежит применению в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 2 Закона о государственной регистрации в судебном порядке может быть оспорена не сама запись о регистрации, а зарегистрированное право. Поэтому в связи с признанием права собственности на спорное имущество за МОО ФСОП "Россия" произведенная ЛОРП 22.11.2002 государственная регистрация права муниципального образования на данное имущество является недействительной.

В процессе рассмотрения дела ответчики оспаривали право собственности истца на стадион "Спартак" как имущественный комплекс, включающий в себя помимо двухэтажного и одноэтажного зданий вспомогательные постройки и сооружения, а также футбольное поле, спортивное оборудование, инвентарь. В судебном заседании стороны подтвердили, что государственная регистрация осуществлена только в отношении двух объектов, которые и указаны в исковом заявлении, а в отношении футбольного поля - ни как самостоятельного объекта, ни в составе иного имущества государственная регистрация прав не производилась. Спор рассмотрен судом в рамках заявленных требований и права МОО ФСОП "Россия" признаны на двухэтажное нежилое строение площадью 639,4 кв.м со служебными постройками и сооружениями, а также на одноэтажное нежилое строение (тир стадиона "Спартак") площадью 573,2 кв.м. При этом служебные постройки и сооружения, упоминающиеся в свидетельстве о государственной регистрации права на двухэтажное нежилое строение, самостоятельными объектами не являются и имеют вспомогательное значение, что не отрицают ответчики, в связи с чем в силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации их судьба следует судьбе главной вещи. В отношении иного имущества спор по существу не разрешался.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при вынесении обжалуемых судебных актов суд всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами доказательства, верно установил имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства и правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций не имеется.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:

Решение от 17.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7302/03 оставить без изменения, а кассационные жалобы Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области и администрации муниципального образования "Город Гатчина" Ленинградской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
И.В.Сергеева

Судьи:
Т.И.Сапоткина
И.М.Тарасюк

Текст документа сверен по:

рассылка