ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 02 июня 1999 года N 12-15
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 10.11.2008 N 101-РЗ; НГР: ru02000200800424}
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 01.11.2001 N 25-48; НГР: ru02000200100182}
Настоящий закон регулирует административно - территориальное муниципальное устройство Республики Алтай, устанавливает его основные принципы и порядок образования, преобразования и упразднения территориальных единиц и муниципальных образований, установления и изменения их границ, наименования и переименования, а также закрепляет полномочия органов государственной власти республики и органов местного самоуправления по данным вопросам.
1. В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:
а) административно - территориальное и муниципальное устройство Республики Алтай - система территориальной организации государственного управления и местного самоуправления в границах административно - территориальных и муниципальных единиц;
б) административно - территориальная единица - это территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая наименование, статус и соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) муниципальная единица - это территория, состоящая из одного или нескольких сельских поселений, в пределах которой образуется муниципальное образование и осуществляется местное самоуправление;
г) поселение (населенный пункт) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания людей. Поселения подразделяются на городские, сельские и иные поселения;
д) закрытое административно - территориальное образование - это территория, на которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются специальные условия проживания граждан и особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны на военных и иных объектах;
е) прочие поселения - населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
ж) городская, районная, поселковая черта (граница) есть внешняя черта (граница) территорий (земель) города, района, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других территорий (земель);
з) административный центр - городской или сельский населенный пункт, который в установленном законодательством Республики Алтай порядке признан местом постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления.
2. Отдельные территории Республики Алтай по предложению Правительства республики и в соответствии с республиканским законом могут быть признаны отдельными и труднодоступными местностями Республики Алтай.
3. Реестр административно - территориального и муниципального устройства Республики Алтай - систематизированный перечень административно - территориальных единиц и муниципальных образований с указанием городских и сельских поселений. Утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай по предложению Правительства Республики Алтай в порядке, установленном настоящим Законом.
Административно - территориальное и муниципальное устройство Республики Алтай и осуществление административно - территориальных преобразований основывается на следующих принципах:
- целостности территории Республики Алтай и учета ее административно - территориального деления;
- соответствия исторически сложившейся системе расселения жителей в республике, их традиционному ведению хозяйства;
- первичности волеизъявления населения, а также максимального обеспечения интересов, прав и свобод граждан, проживающих в республике;
- выбора оптимальных территориальных пределов, позволяющих эффективно осуществлять местное управление и самоуправление;
- содействия социально - экономическому развитию каждой административно - территориальной единицы, муниципального образования, рациональному использованию ее природных и материальных ресурсов;
- обеспечения здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;
- сохранения и развития национальной культуры, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих в Республике Алтай.
Правовую основу решения вопросов административно - территориального устройства Республики Алтай составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Алтай, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Алтай.
1. Территория Республики Алтай является частью территории Российской Федерации, обладает внутренним единством, она целостна, неотчуждаема, неделима и ее границы не могут быть изменены без согласия республики.
2. Территория Республики Алтай включает в себя землю, водную поверхность, недра и воздушное пространство в границах Республики Алтай.
3. Территория Республики Алтай имеет статус приграничной территории Российской Федерации и граничит с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Республикой Монголия.
4. Отдельным частям территории Республики Алтай в соответствии с федеральным и республиканским законодательством может быть придан статус особо охраняемой территории, а также создаваться закрытые адмимистративно - территориальные образования.
1. Существующие границы Республики Алтай установлены постановлением ЦИК СССР от 28 сентября 1937 года.
2. Официальным документом, определяющим границы Республики Алтай, является ее описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы.
3. Административно - территориальное деление Республики Алтай фиксируется на топографической карте республики.
4. Изменение границ Республики Алтай не может быть произведено без согласия большинства граждан, проживающих на территории республики, выраженного путем референдума.
5. Изменение границ Республики Алтай на участках, являющихся государственной границей Российской Федерации, производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
6. Границы Республики Алтай с соседними субъектами Российской Федерации могут быть изменены только по взаимному согласию в соответствии с федеральным законом и законами этих субъектов.
1. Основу административно - территориального и муниципального устройства Республики Алтай составляет соответственно административно - территориальная единица и муниципальная единица (муниципальное образование), в которых осуществляются государственные полномочия и местное самоуправление.
2. Муниципальные образования создаются в пределах границ административно - территориальных единиц.
В случаях образования, преобразования муниципальных образований с перенесением границ города и района, являющихся административно - территориальными единицами, эти образования и преобразования производятся только после изменений административно - территориального деления Республики Алтай с тем, чтобы территория таких муниципальных образований полностью входила в состав соответствующей административно - территориальной единицы.
3. На территории административно - территориальных единиц республики по инициативе населения и решению соответствующих органов могут быть созданы муниципальные образования, при этом границы их территорий могут совпадать.
4. В границах одной административно - территориальной единицы могут быть образованы одно или несколько муниципальных образований. Территория населенного пункта является частью территории муниципального образования.
1. К полномочиям Государственного собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится правовое регулирование вопросов:
а) образования, объединения, преобразования и упразднения административно - территориальных единиц и муниципальных образований;
б) отнесения населенных пунктов к категории поселков городского типа;
в) установления и изменения черты (границы) административно - территориальных единиц и муниципальных образований;
г) включения населенных пунктов в состав города, поселков городского типа, сельсоветов:
д) установления и перенесения административных центров;
е) присвоения имен государственных, общественных деятелей улицам, площадям и другим частям населенного пункта;
ж) рассмотрения предложений о наименовании и переименовании административно - территориальных и муниципальных единиц, направления указанных предложений с обосновывающими их документами и материалами на экспертизу в Федеральную службу геодезии и картографии Российской Федерации (Роскартография);
и) утверждение описания границ Республики Алтай;
к) утверждение Реестра административно - территориальных единиц и муниципальных образований.
2. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай по вопросам административно - территориального и муниципального устройства принимает законы и другие нормативно - правовые акты.
К компетенции Правительства Республики Алтай относятся:
а) разработка и представление на утверждение Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай описания границ Республики Алтай;
б) ведение Реестра административно - территориального и муниципального устройства Республики Алтай, учет изменений границ и наименований административно - территориальных и муниципальных единиц;
в) разработка и внесение в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай проектов законов, нормативных правовых актов по вопросам административно - территориального и муниципального устройства;
г) внесение предложений в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай по изменению административно - территориального и муниципального устройства республики, в том числе по их образованию, объединению, преобразованию, упразднению и переименованию;
д) внесение предложений в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай по присвоению имен государственных, общественных деятелей улицам, площадям и другим частям населенных пунктов, географическим (природным) объектам;
е) предварительное рассмотрение документов по вопросам административно - территориального и муниципального устройства Республики Алтай с последующим внесением их на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;
ж) иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Алтай.
К компетенции органов местного самоуправления относится:
а) выявление мнения населения по вопросам административно - территориального и муниципального устройства в соответствии с настоящим Законом, Законом Республики Алтай "О местном самоуправлении в Республике Алтай", иными нормативными правовыми актами республики;
б) наименование и переименование улиц, площадей, скверов, микрорайонов и других составных частей населенных пунктов и решение в пределах своих полномочий иных вопросов;
в) оформление необходимых материалов и документов и направление их вместе с решением и представлением в Государственное Собрание - Эл Курултай или Правительство Республики Алтай в порядке, установленном настоящим Законом;
г) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Право законодательной инициативы по вопросам административно - территориального и муниципального устройства в Республике Алтай принадлежит:
- Главе Республики Алтай, председателю Правительства Республики Алтай;
- депутатам Республики Алтай и постоянным комиссиям, президиуму Государственного Собрания - Эл Курултай;
- Правительству Республики Алтай;
- представительным органам местного самоуправления города и районов (аймаков);
- населению муниципального образования, поселения, выразившему свою волю на референдуме или путем опроса.
Административно - территориальное устройство Республики Алтай
- территориальная организация республики, представляющая собой систему входящих в ее состав административно - территориальных единиц, на основе которых организуются и действуют органы государственной власти и местного самоуправления.