ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 17 ноября 2016 года N 729

Об утверждении Официальной статистической методологии по организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен производителей



В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию по организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен производителей и ввести ее в действие с 1 января 2017 г.

2. С введением в действие указанной в пункте 1 настоящего приказа Официальной статистической методологии по организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен производителей признать утратившим силу приказ Росстата от 11 марта 2008 г. N 55 "Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен".

Руководитель
А.Е.Суринов



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 17 ноября 2016 года N 729



Официальная статистическая методология по организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен производителей



I. Общие положения


Целью настоящей Официальной статистической методологии (далее - Методология) является определение порядка наблюдения за ценами производителей промышленных товаров, формирования системы весов, методов расчета средних цен и индексов цен производителей промышленных товаров на территории Российской Федерации.

Настоящий документ разработан на основе Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен, утвержденных приказом Росстата от 11 марта 2008 г. N 55.

Методология распространяется на отношения, связанные со статистической деятельностью по проведению федерального статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров, обработку и хранение первичных статистических данных, формирование официальной статистической информации и является обязательной для использования территориальными органами Росстата.

Разработка Методологии осуществлена в соответствии с принципами официального статистического учета, определенными Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Формирование показателей, характеризующих средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров, основывается на действующих методологических принципах расчета системы показателей статистики цен и осуществляется в соответствии с международными стандартами, изложенными в Руководстве по индексам цен производителей. Теория и практика: 2004 год, подготовленном МОТ, МВФ, ОЭСР, ЕЭК, ООН и Всемирным банком.

Настоящая Методология устанавливает порядок наблюдения за ценами производителей на отдельные виды промышленных товаров, а также на товары, относящиеся к видам экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки", "Рыболовство и рыбоводство", "Деятельность издательская" и определения индекса цен производителей промышленных товаров на территории Российской Федерации.

Индекс цен производителей промышленных товаров является одним из наиболее важных показателей, отображающих экономическое положение страны, отдельных ее субъектов. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных видов экономической деятельности, при переоценке основных фондов, выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в сопоставимых ценах объемов промышленного производства, при расчете дефлятора валового внутреннего продукта. Кроме того, индекс цен производителей часто используется юридическими лицами при составлении ими долгосрочных контрактов на куплю или продажу, целью которых является защита покупателя и продавца от неожиданного изменения цен.

II. Система показателей статистики цен производителей промышленных товаров


Система показателей статистики цен производителей промышленных товаров включает следующие показатели:

Средняя цена производителей на товар* определяется исходя из цен на отдельные виды товаров с конкретными качественными характеристиками как частное от деления общей стоимости товаров на их объем в принятых для наблюдения единицах измерения. Средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора формируются под влиянием многообразных ассортиментных, структурных сдвигов, изменения доли участвующих в наблюдении организаций с различным уровнем цен на них, а также сезонных колебаний.

________________

* Данное понятие используется исключительно для целей настоящей Методологии.

Индекс цен производителей промышленных товаров (ИЦП)* - относительный показатель динамики, характеризующий изменение во времени цен на сопоставимые виды товаров при неизменной структуре отгрузки.

III. Основные этапы организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров

1. Формирование перечня наблюдаемых товаров-представителей и видов товаров


В Методологии используются следующие понятия:

Товарная группа* представляет собой совокупность однородных товаров-представителей.

________________

* Данное понятие используется исключительно для целей настоящей Методологии.

Под товаром-представителем* понимается вся совокупность определенных видов товаров, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, но однородны по своему потребительскому назначению.

________________

* Данное понятие используется исключительно для целей настоящей Методологии.

Вид товара* - конкретизированная минимальная единица товара (такие как марка, сорт, модель, артикул, класс, толщина, диаметр, технические параметры), обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

________________

* Данное понятие используется исключительно для целей настоящей Методологии.

Например, товарная группа - "Масла растительные и их фракции нерафинированные"; товары-представители - "Масло соевое и его фракции нерафинированные", "Масло подсолнечное и его фракции нерафинированные"; виды товара - "Масло соевое пищевое нерафинированное", "Масло соевое нерафинированное техническое".

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является их представительность для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъектов Российской Федерации и России в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит качество и достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения товары и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как в этой организации, так и в других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов товаров должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все виды экономической деятельности, производство продукции которых осуществляется в субъекте Российской Федерации.

Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по видам экономической деятельности сумма стоимостей отобранных для наблюдения товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции конкретного вида деятельности.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

Росстатом централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП и являющихся наиболее значимыми для характеристики видов экономической деятельности. В перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов государственной статистики, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень, производство которых осуществляется в организациях субъекта Российской Федерации.

Периодически, но не чаще одного раза в год (как правило, в начале календарного года), перечень товаров-представителей может быть уточнен в связи с изменением потребности пользователей в получении информации о ценах и индексах цен на товары.

Если внутри товарных групп (например, игры и игрушки, инструменты музыкальные и др.) в указанном перечне не выделены товары-представители, сотрудники территориальных органов государственной статистики отбирают их самостоятельно.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий с подробными спецификациями, на которые будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен на несколько видов товаров, относящихся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов товаров.

Формирование набора конкретных видов товаров для регистрации цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами организаций, участвующих в наблюдении. По каждому отобранному виду товара Комплексом электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров" предусмотрено внесение в специальный Справочник видов товаров необходимой информации о нем: код организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, сорт, модель, артикул, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара, если это существенно с точки зрения уровня регистрируемой цены. В справочнике также указывается код товара-представителя, к которому относится данный вид товара.

________________

Под типом потребителя товара для целей настоящей Методологии понимается краткая характеристика организации, которая приобрела товар. Например, промышленная или посредническая организация, организация розничной или оптовой торговли и т.д.

В состав отобранных для наблюдения товаров включаются не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация, но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений, однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве субъекта Российской Федерации. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен производителей промышленных товаров в целом.

Регистрация цен производителей осуществляется на те виды товаров, которые занимают значительный удельный вес в общем выпуске организации и представляют интерес для экономики субъекта независимо от их принадлежности к тому или другому виду деятельности, т.е. в одной организации могут наблюдаться виды товаров, относящиеся к различным видам деятельности.

При отборе конкретных видов товаров для регистрации цен учитывается следующее:

- изделие должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- объем выпуска изделия должен преобладать в общем выпуске данного товара-представителя, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен того товара-представителя, который оно представляет. Если организация выпускает несколько видов данного товара-представителя, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов изделий, входящих в него.

В производствах с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (например, текстильное, швейное, производство обуви) необходимо также регистрировать цены на несколько видов изделий, входящих в товар-представитель, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров.

Включение или исключение из наблюдения видов товаров производится в начале отчетного года, исходя из анализа производства их организациями в предыдущем году. Для включения в наблюдение нового вида товара собирается информация о ценах производства и количестве его отгрузки за предыдущий год, а также о цене производства за декабрь года, предшествующего предыдущему.

2. Отбор базовых организаций


Наблюдение за уровнем и изменением цен производителей промышленных товаров осуществляется по выборочной сети базовых организаций, производящих товары, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2).

Основным информационным источником формирования выборки является автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), включающая сведения об объектах федерального статистического наблюдения, прошедших государственную регистрацию и идентифицированных кодами по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации.

Совокупность отобранных организаций должна быть репрезентативна для анализа цен производителей промышленных товаров: отражать полноту и специфику всех видов экономической деятельности промышленного производства субъекта Российской Федерации, охватывать около 30% общего количества крупных и средних организаций субъекта Российской Федерации, относящихся к вышеуказанным разделам ОКВЭД2.

Для отбора базовых организаций используется комбинированный метод статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с выборочным. Обследуются все наиболее крупные организации при условии неизменного ассортимента выпускаемой ими продукции и на выборочной основе - средние и в некоторых случаях малые организации.

При формировании перечня базовых организаций учитывается следующее:

- в совокупность обследуемых организаций в обязательном порядке должны быть включены производители, выпускающие товары из централизованно сформированного перечня товаров-представителей и товарных групп, а также характеризующие производство продукции в данном субъекте;

- в составе базовых организаций наряду с крупными производителями, играющими важную роль в производственной деятельности субъекта, должны быть представлены также и средние организации. Это связано с тем, что динамика цен в организациях с различным масштабом производства может существенно различаться;

- в список базовых организаций, осуществляющих лесозаготовки, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и др., в отдельных случаях могут быть включены малые предприятия, если выпускаемые ими товары являются основой формирования экономических показателей в целом по виду экономической деятельности субъекта;

- в список включаются организации, наиболее типичные для каждого вида деятельности (например, по технологическому процессу, используемому виду сырья);

- в составе базовых организаций могут быть представлены организации различных форм собственности и организационно-правовых форм.

В список базовых организаций не включаются организации, для которых выпуск данной группы товаров не является постоянным, носит случайный или разовый характер, так как в соответствии с действующей методологией расчета ИЦП смена наблюдаемых видов товаров и организаций вызывает необходимость пересчета индексных рядов с начала года.

При отборе базовых организаций могут быть использованы "Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей промышленной продукции", утвержденные постановлением Росстата от 28 сентября 2004 г. N 42.

Изменения в перечне отобранных для наблюдения за ценами организаций производятся только в начале отчетного года.

3. Методы сбора и контроля первичных статистических данных

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»