Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 11 марта 2008 года N 55

Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании
приказа Росстата от 17 ноября 2016 года N 729
____________________________________________________________________



В целях совершенствования методологии расчета индексов цен производителей

приказываю:

1. Утвердить "Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен" (прилагаются).     

2. Постановление Госкомстата России от 21.05.99 N 33 считать утратившим силу.

Руководитель
Федеральной службы
государственной статистики
В.Л.Соколин

     

Приложение
к приказу Федеральной службы
государственной статистики
от 11 марта 2008 года N 55

     

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по наблюдению за ценами производителей промышленных товаров и расчету индексов цен



Настоящие методологические положения разработаны с целью совершенствования организации и повышения качества статистического наблюдения за уровнем и изменением цен производителей промышленных товаров, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и в рамках "Федерального плана статистических работ Росстата", утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Настоящие положения устанавливают порядок наблюдения за ценами производителей на отдельные виды промышленных товаров, а также на товары, относящиеся к видам экономической деятельности "Лесоводство и лесозаготовки", "Рыболовство", и определения индекса цен производителей промышленных товаров на территории Российской Федерации.

I. Система показателей статистики цен производителей промышленных товаров и цели ее использования


Система показателей статистики цен производителей промышленных товаров характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:

- индексы цен производителей промышленных товаров (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства;

- средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, структурных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных организациях и с различным уровнем цен, их сезонных колебаний и т.д.

Индекс цен производителей промышленных товаров является одним из наиболее важных показателей экономического положения страны, отдельных ее субъектов. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных видов экономической деятельности, при переоценке основных фондов, выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в сопоставимых ценах объемов промышленного производства, при расчете дефлятора валового внутреннего продукта. Кроме того, ИЦП часто используется юридическими лицами при составлении ими долгосрочных контрактов на куплю или продажу, целью которых является защита покупателя и продавца от неожиданного изменения цен.

II. Основные этапы организации статистического наблюдения за ценами производителей промышленных товаров


Организация наблюдения за ценами производителей промышленных товаров состоит из следующих этапов работы:

- отбор товаров-представителей и видов товаров;

отбор базовых организаций, в которых будет проводиться наблюдение за ценами производителей;

- сбор и контроль первичных статистических данных.

Отбор товаров-представителей


Товарная группа представляет собой совокупность однородных товаров-представителей.

Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, но однородны по своему потребительскому назначению.

Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара (марка, сорт, артикул и т.д.), обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

Например, товарная группа - "Масла растительные"; товары-представители - "Масло подсолнечное", "Масло рапсовое"; виды товара -"Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное", "Масло подсолнечное нерафинированное".

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является их представительность для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъекта и России в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит качество и достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как в этой организации, так и в других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов товаров должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все виды экономической деятельности, производство продукции которых осуществляется в субъекте Российской Федерации.

Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по видам экономической деятельности сумма стоимостей отобранных для наблюдения товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции конкретного вида деятельности.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

1. Централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики видов экономической деятельности. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов государственной статистики, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень, производство которых осуществляется на предприятиях субъекта Российской Федерации.

Если внутри товарных групп (например, продукция печатная, инструменты музыкальные и др.) в указанном перечне не выделены товары-представители, сотрудники территориальных органов государственной статистики отбирают их самостоятельно.

2. Специалисты территориальных органов государственной статистики, исходя из исчерпывающего анализа объемов производства всех производимых товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами-представителями, наиболее характерными для производственной деятельности субъекта, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение товарам-представителям используется при расчете индексов цен на них на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется. Однако она участвует в формировании индексов цен по видам экономической деятельности, к которым относятся эти товары.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, на которые будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен на несколько видов товаров, относящихся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов товаров.

Формирование набора конкретных видов товаров для регистрации цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами организаций, участвующих в наблюдении. По каждому отобранному виду товара в комплексе электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров" в специальный Справочник видов товаров заносится необходимая информация о нем: код организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, сорт, модель, артикул, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления и т.п.), а также тип потребителя( )товара, если это существенно с точки зрения уровня регистрируемой цены. В справочнике также указывается код товара-представителя, к которому относится данный вид товара.

_______________

Тип потребителя товара - краткая характеристика организации, которая приобрела товар. Например, промышленная или посредническая организация, организация розничной или оптовой торговли и т.д.


В состав отобранных для наблюдения товаров должны входить не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация, но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений, однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве субъекта. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен производителей промышленных товаров в целом.

Регистрация цен производителей должна осуществляться на те виды товаров, которые занимают значительный удельный вес в общем выпуске организации и представляют интерес для экономики субъекта независимо от их принадлежности к тому или другому виду деятельности, т.е. в одной организации могут наблюдаться виды товаров, относящиеся к различным видам деятельности.

При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данного товара-представителя, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен того товара-представителя, который оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного товара-представителя, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в него.

В производствах с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (текстильное, швейное, производство обуви и т.д.) необходимо также регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товар-представитель, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров.

Отбор базовых организаций


Наблюдение за уровнем и изменением цен производителей промышленных товаров осуществляется по выборочной сети базовых организаций, производящих товары, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Отбор базовых организаций проводится специалистами территориальных органов государственной статистики.

Совокупность отобранных организаций должна быть репрезентативна для анализа цен производителей промышленных товаров: отражать полноту и специфику всех видов экономической деятельности промышленного производства субъекта, охватывать около 30% общего количества крупных и средних организаций субъекта, относящихся к вышеуказанным разделам ОКВЭД.

Для отбора базовых организаций используется комбинированный метод статистического наблюдения: сочетание сплошного наблюдения с выборочным. Сплошь обследуются крупные организации при условии неизменного ассортимента выпускаемой ими продукции. А выборочно - средние и в некоторых случаях малые организации.

При отборе производителей для включения их в список базовых организаций рекомендуется руководствоваться следующим:

- в совокупность обследуемых организаций, в обязательном порядке, должны быть включены производители, выпускающие товары из централизованно сформированного перечня товаров-представителей и товарных групп, а также характеризующие производство данного субъекта;

- в список базовых организаций, осуществляющих лесозаготовки, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и др., в отдельных случаях могут быть включены малые предприятия, если выпускаемые ими товары являются основой формирования экономических показателей в целом по виду экономической деятельности субъекта;

- в составе базовых организаций наряду с крупными производителями, играющими важную роль в производственной деятельности субъекта, должны быть представлены также и средние организации. Это связано с тем, что динамика цен в организациях с различным масштабом производства может существенно различаться;

- в список рекомендуется включать организации, наиболее типичные для каждого вида деятельности (по технологическому прогрессу, используемому виду сырья и т.д.);

- в составе базовых должны быть представлены организации различных форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, частные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.).

В список базовых не включаются организации, для которых выпуск данной группы товаров не является постоянным, носит случайный или разовый характер, так как в соответствии с действующей методологией расчета ИЦП смена наблюдаемых видов товаров и организаций вызывает необходимость пересчета индексных рядов с начала года.

При отборе базовых организаций могут быть использованы "Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей промышленной продукции", утвержденные постановлением Росстата от 28.09.2004 N 42.

От правильности выбора организаций зависит достоверность рассчитываемых в дальнейшем статистических показателей как по субъекту Российской Федерации, так и в целом по Российской Федерации.

Изменения в перечне отобранных для наблюдения за ценами организаций можно производить только в начале отчетного года.

Методы сбора и контроля первичных статистических данных
Основные принципы регистрации цен


Представление информации о ценах производителей на наблюдаемые виды товаров осуществляется организациями на 22 число отчетного месяца. В отдельных случаях регистрация цен производителей может быть перенесена на 1-2 дня. При этом день регистрации цен для каждого вида товара должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды товаров должен быть равен календарному месяцу.

Информация о ценах представляется организациями на бланке формы федерального государственного статистического наблюдения (форма N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров"), подписанном руководителем организации. Возможно представление формы в электронном виде, при этом необходимо ее подтверждение копией на бланке формы в течение месяца с момента передачи статистической информации. В отдельных случаях регистрация цен может осуществляться путем непосредственного посещения организаций сотрудниками территориальных органов государственной статистики. При включении новых организаций в наблюдение заполнение первых бланков производится специалистами статистических органов непосредственно на предприятии с участием его сотрудников. При этом желательно, чтобы в регистрации цен участвовали сотрудники отделов сбыта и других отделов, осуществляющих отгрузку товаров и оформляющих платежные документы. Необходимо проследить, чтобы отчитывающаяся организация оставляла у себя копию представляемой в органы статистики информации.

На первом этапе специалисты территориальных органов государственной статистики высылают в организации, отобранные для наблюдения, письма с просьбой о предоставлении информации. В письме должна быть четко и обоснованно изложена необходимость получения данных, подробно разъяснены цели и задачи их использования, важность представляемой информации, а также дана гарантия ее конфиденциальности. Затем в организацию рассылаются бланки формы N 1-цены производителей с разъяснениями по ее заполнению.

В соответствии с требованиями статьи 9 (часть 1) Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" специалисты территориальных органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность первичной ценовой информации по отдельным организациям и использование ее только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных о ценах конкретных производителей.

Для проверки достоверности данных специалисты территориальных органов Росстата должны периодически уточнять у сотрудников организаций представленные ими сведения за несколько последних месяцев, а также осуществлять визуальный контроль поступающей отчетности (на логику и полноту заполнения).

Контроль первичных статистических данных осуществляется в рамках комплекса ЭОД "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»