Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2011 года N 354

О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 29 марта 2011 года N 72 "О долгосрочной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 августа 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 августа 2014 года N 365

____________________________________________________________________

В целях приведения нормативных правовых актов Ленинградской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Ленинградской области

постановляет:

Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 29 марта 2011 года N 72 "О долгосрочной целевой программе "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы" следующие изменения:

приложение (Долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы") считать приложением 1 и изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;     

дополнить приложением 2 (Программа модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы в части внедрения современных информационных систем) согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 29 марта 2011 года N 72
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области
от 31 октября 2011 года N 354)

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы"

Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы"

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы (далее - Программа)

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим контроль за ходом реализации мероприятий Программы, является комитет по здравоохранению Ленинградской области

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2011-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

1. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений

2011 год: всего - 1229043,3 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1177253,3 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 51790,0 тыс. рублей;

2012 год: всего - 1333709,2 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1205056,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 128653,2 тыс. рублей.

2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение

2011 год: всего - 66776,7 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 61960,7 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 4816,0 тыс. рублей;

2012 год: всего - 92034,0 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 63424,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 28610,0 тыс. рублей.

3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами

2011 год: всего - 241090,4 тыс. рублей, в том числе консолидированный бюджет Ленинградской области - 141566,5 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 99523,9 тыс. рублей;

2012 год: всего - 311121,4 тыс. рублей, в том числе консолидированный бюджет Ленинградской области - 191324,5 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 119796,9 тыс. рублей.

Всего по Программе - 3273775,0 тыс. рублей, в том числе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2507694,0 тыс. рублей, консолидированный бюджет Ленинградской области - 546759,7 тыс. рублей, Ленинградский областной фонд обязательного медицинского страхования - 219321,3 тыс. рублей

Показатели реализации Программы

1. Показатели медицинской результативности:

младенческая смертность на 1000 родившихся живыми по состоянию на 1 января 2010 года - 5,51, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 6,0, на 1 января 2012 года - 5,5, на 1 января 2013 года - 6,1;

смертность населения в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 816, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 766, на 1 января 2012 года - 730, на 1 января 2013 года - 690;

смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 226,3, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 224,3, на 1 января 2012 года - 222,2, на 1 января 2013 года - 214,0;

смертность населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 92,1, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 91,9, на 1 января 2012 года - 88,8, на 1 января 2013 года - 86,0;

смертность населения в трудоспособном возрасте от травм на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 223,0, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 220,1, на 1 января 2012 года - 218,6, на 1 января 2013 года - 215,3;

смертность в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования на 100 тыс. человек населения по состоянию на 1 января 2010 года - 21,3, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 21,2, на 1 января 2012 года - 21,1, на 1 января 2013 года - 19,0;

доля детей 1 и 2 группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, по состоянию на 1 января 2010 года - 77,8 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 78,0 проц., на 1 января 2012 года - 78,5 проц., на 1 января 2013 года - 78,8 проц.;

пятилетняя выживаемость больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза по состоянию на 1 января 2010 года - 49,7 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 49,7 проц., на 1 января 2012 года - 50,0 проц., на 1 января 2013 года - 52,0 проц.;

пятилетняя выживаемость лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза по состоянию на 1 января 2010 года - 51,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 53,0 проц., на 1 января 2012 года - 57,0 проц., на 1 января 2013 года - 60,0 проц.;

удовлетворенность населения медицинской помощью по состоянию на 1 января 2010 года - 29,6 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 33,9 проц., на 1 января 2012 года - 35,4 проц., на 1 января 2013 года - 41,2 проц.;

удовлетворенность потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи по состоянию на 1 января 2010 года - 74,1 проц.; целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 77,0 проц., на 1 января 2012 года - 83,0 проц., на 1 января 2013 года - 84,0 проц.

2. Показатели доступности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения

размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в расчете на одного человека по состоянию на 1 января 2010 года - 4236,3 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 4187,5 рубля, на 1 января 2012 года - 6552,6 рубля, на 1 января 2013 года - 7050,8 рубля;

размер дефицита Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по состоянию на 1 января 2010 года - 20,85 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 15,22 проц., на 1 января 2012 года - 6,54 проц., на 1 января 2013 года - 2,82 проц.;

размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами по состоянию на 1 января 2010 года - 34,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 30,9 проц., на 1 января 2012 года - 29,9 проц., на 1 января 2013 года - 29,7 проц.;

размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 29,1 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 25,0 проц., на 1 января 2012 года - 24,2 проц., на 1 января 2013 года - 24,1 проц.;

размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими стационарную медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 39,2 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 36,3 проц., на 1 января 2012 года - 35,9 проц., на 1 января 2013 года - 35,8 проц.;

размер дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь, по состоянию на 1 января 2010 года - 40,0 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 39,0 проц., на 1 января 2012 года - 36,0 проц., на 1 января 2013 года - 35,0 проц.;

среднемесячная номинальная заработная плата медицинских работников по состоянию на 1 января 2010 года - 16093,0 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 17428,0 рубля, на 1 января 2012 года - 18526,0 рубля, на 1 января 2013 года - 19582,0 рубля;

фондовооруженность учреждений здравоохранения на одного врача по состоянию на 1 января 2010 года - 894782,4 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 899052,0 рубля, на 1 января 2012 года - 1079823,1 рубля, на 1 января 2013 года - 1274995,0 рубля;

фондооснащенность учреждений здравоохранения на один кв. метр площади зданий и сооружений по состоянию на 1 января 2010 года - 9048,0 рубля, целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 9050,0 рубля, на 1 января 2012 года - 11288,1 рубля, на 1 января 2013 года - 13704,4 рубля;

количество зданий учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт, из числа нуждающихся в капитальном ремонте по состоянию на 1 января 2010 года - 19,4 проц., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 21,2 проц., на 1 января 2012 года - 36,4 проц., на 1 января 2013 года - 69,2 проц.;

количество учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи, по состоянию на 1 января 2010 года - 6 ед., целевые значения показателей на 1 января 2011 года - 8 ед., на 1 января 2012 года - 40 ед., на 1 января 2013 года - 60 ед.;

количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 56,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;

количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (информатов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 49,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;

количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - целевые значения показателей на 1 января 2012 года - 49,0 проц., на 1 января 2013 года - 100,0 проц.;

количество врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, по состоянию на 1 января 2012 года - 67,0 проц., на 1 января 2013 года - 72,0 проц.;

количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами, либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера, по состоянию на 1 января 2012 года - 32,0 проц., на 1 января 2013 года - 34,0 проц.


В Ленинградской области реализуется долгосрочная целевая Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2011 годы".

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями, обеспечение безопасного материнства и детства в Ленинградской области на 2009-2011 годы"

Цель Программы

Повышение качества и доступности медицинской помощи

Основные задачи Программы

Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение

Объем финансовых ресурсов на 2011-2012 годы

Всего - 3273775,0 тыс. рублей, в том числе:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2507694,0 тыс. рублей,

областной бюджет - 537660,2 тыс. рублей,

бюджеты муниципальных образований - 9100,0 тыс. рублей,

прочие источники - 219320,8 тыс. рублей:

2011 год - 1536910,4 тыс. рублей, в том числе:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1239214,0 тыс. рублей,

областной бюджет - 193672,5 тыс. рублей,

бюджеты муниципальных образований - 4500,0 тыс. рублей,

прочие источники - 99523,9 тыс. рублей;

2012 год - 1736864,6 тыс. рублей, в том числе:

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1268480,0 тыс. рублей,

областной бюджет - 343987,7 тыс. рублей,

бюджеты муниципальных образований - 4600,0 тыс. рублей,

прочие источники - 119796,9 тыс. рублей;

Показатели социальной, бюджетной, экономической эффективности Программы

Социальная эффективность Программы

Предусматривается приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи. Планируется достичь федерального норматива объема оказания амбулаторной медицинской помощи на одного жителя - 9,7 посещения на одного жителя, сохранить уровень обеспеченности специализированной стационарной помощью, повысить удовлетворенность ВМП в 2012 году до 84% (в 2010 году получили ВМП 5408 человек - 77% от нуждаемости, к 2012 году планируется обеспечить ВМП 7932 человек - 84% от нуждаемости)

Бюджетная эффективность Программы за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста составит ориентировочно 9315,0 тыс. рублей.

Экономическая эффективность Программы за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста составит ориентировочно 448092,0 тыс. рублей

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Снижение младенческой смертности: до 5,5 на 1000 родившихся живыми в 2011 году, до 6,1 на 1000 родившихся живыми в 2012 году (с учетом новых стандартов оказания медицинской помощи);

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте: в 2011 году до 730 человек на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 690 человек на 100 тыс. человек населения;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения: в 2011 году до 222,2 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 214,0 на 100 тыс. человек населения;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от травм: в 2011 году до 218,6 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году - до 215,3 на 100 тыс. человек населения;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от злокачественных новообразований: в 2011 году до 88,8 на 100 тыс. человек населения, в 2012 году до 86,0 на 100 тыс. человек населения;

увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза: в 2011 году до 50%, в 2012 году до 52%;

увеличение пятилетней выживаемости лиц, перенесших острый инфаркт миокарда, с момента установления диагноза: в 2011 году до 57%, в 2012 году до 60%;

увеличение удовлетворенности населения медицинской помощью: в 2011 году до 35,4%, в 2012 году до 41,2%;

увеличение размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения: в 2011 году до 6552,6 рубля, в 2012 году до 7050,8 рубля;

уменьшение размера дефицита Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи: в 2011 году до 6,54%, в 2012 году до 2,82%;

уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами: в 2011 году до 29,9%, в 2012 году до 29,7%;

уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь: в 2011 году до 24,2%, в 2012 году до 24,1%;

уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими стационарную медицинскую помощь: в 2011 году до 35,9%, в 2012 году до 35,8%;

уменьшение размера дефицита обеспеченности врачебными кадрами, оказывающими скорую медицинскую помощь: в 2011 году до 39,0%, в 2012 году до 36,0%;

увеличение среднемесячной номинальной заработной платы медицинских работников: в 2011 году до 18526,0 рубля, в 2012 году до 19582,0 рубля;

увеличение доли зданий учреждений здравоохранения, прошедших капитальный ремонт, от числа нуждающихся в нем: в 2011 году до 34,2%, в 2012 году до 69,2%;

увеличение фондовооруженности учреждений здравоохранения: в 2011 году до 1079823,1 рубля на одного врача, в 2012 году до 1274995,0 рубля на одного врача;

увеличение фондооснащенности учреждений здравоохранения: в 2011 году до 11288,1 рубля на один квадратный метр площади зданий и сооружений, в 2012 году до 13704,4 рубля на один квадратный метр площади зданий и сооружений;

увеличение количества учреждений здравоохранения, материально-техническое оснащение которых приведено в соответствие с порядками оказания медицинской помощи: в 2011 году до 40%, в 2012 году до 60%;

увеличение количества пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты: в 2011 году до 56%, в 2012 году до 100%;

увеличение количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (информатов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения: в 2011 году до 49%, в 2012 году до 100%;

увеличение количества государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений: в 2011 году до 49%, в 2012 году до 100%;

увеличение количества врачей-специалистов, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера: в 2011 году до 67%, в 2012 году до 72%;

увеличение количества среднего медицинского персонала, работающего с врачами-специалистами либо оказывающего амбулаторную медицинскую помощь самостоятельно, которым осуществлены денежные выплаты стимулирующего характера: в 2011 году до 32%, в 2012 году до 34%;

увеличение доли детей 1 и 2 группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях: в 2011 году до 78,5%, в 2012 году до 78,8%

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

областной закон от 27 сентября 2005 года N 75-оз "О здравоохранении Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области"

Разработчик Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Срок реализации Программы

2011-2012 годы

Стоимость разработки Программы

Без финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Участники Программы

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ленинградской области;

органы местного самоуправления Ленинградской области;

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;

организации на конкурсной основе (поставщики, подрядчики)

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Окунев Александр Юрьевич - председатель комитета по здравоохранению Ленинградской области, телефон 717-65-01

Управление и контроль за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.

Для осуществления оперативного контроля в комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально представляются сведения о выполнении и финансировании мероприятий Программы.

Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно - в Правительство Ленинградской области

     

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Ленинградской области развитию системы охраны здоровья традиционно уделяется значительное внимание. На укрепление здоровья нацелены многие мероприятия долгосрочных целевых программ, программы социально-экономического развития. Ежегодно увеличивается финансирование здравоохранения, активно реализуются задачи в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", что позволяет улучшать важнейшие параметры здоровья жителей Ленинградской области и сохранять доступность медицинской помощи для широких слоев населения. Однако несмотря на предпринимаемые меры добиться коренного перелома в решении проблем не удалось. Особую тревогу вызывает высокая смертность в трудоспособном возрасте, а также смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Заболеваемость и инвалидность также являются высокими. Неэффективно реализуются меры по оптимизации сложившейся сети здравоохранения. Материально-техническая база многих лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), оснащенность их медицинским оборудованием, средствами вычислительной техники и связи не соответствуют современным требованиям.

Решение задач требует системного подхода и возможно лишь на основе программно-целевого метода с охватом всего комплекса социально-экономических и организационных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и ожидаемым результатам. Именно на это направлена долгосрочная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы".

Основанием для разработки Программы являются:

Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

областной закон от 27 сентября 2005 года N 75-оз "О здравоохранении Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

распоряжение Правительства Ленинградской области от 25 октября 2010 года N 597-р "Об основных направлениях и задачах по модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы".

Проект Программы прошел публичное обсуждение.

В медицинском сообществе основные направления модернизации рассмотрены на совете главных врачей, заседании общественной организации "Ассоциация медицинских работников Ленинградской области", конференциях в ЛПУ Ленинградской области.

Для публичного обсуждения Программа размещалась на официальном сайте Администрации Ленинградской области (www.lenobl.ru), а также обсуждалась с членами общественной комиссии по реализации проекта "Качество жизни (Здоровье)" Всероссийской политической партии "Единая Россия", членами рабочей группы по реализации указанного проекта.

Основные социально-экономические показатели Ленинградской области


Ленинградская область расположена на северо-западе Европейской части страны, входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-Западного экономического района. Территория Ленинградской области составляет 85300 кв. километров. Ленинградская область граничит с Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской, Псковской областями, с Санкт-Петербургом, а также со странами Европейского союза (на западе - с Эстонией, на северо-западе - с Финляндией).

Численность населения в 2010 году составила 1629595 человек, в том числе городское население - 1081201 человек (66,34%), сельское население - 548394 человека (33,65%).

Около 63,3% населения находится в трудоспособном возрасте, из них 39,0% заняты в промышленности, 34,0% - в сфере услуг, 18,0% - в сельском хозяйстве, 9,0% - на транспорте.

Около 150 тыс. жителей Ленинградской области работают на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга.

Экономика Ленинградской области представлена различными отраслями (машиностроение и судостроение, алюминиевая и химическая промышленность, нефтеперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая и др.). Электроэнергетика представлена основными ее видами (атомная, теплоэлектростанции, небольшие гидроэлектростанции). На долю Ленинградской области приходится 14,8% общероссийского производства картона, 12,5% производства бумаги, 5,3% производства легковых автомобилей, 9,1% первичной переработки нефти.

Протяженность железных дорог составляет более 3 тыс. километров, автодорожной сети - 22515 километров.

В 2010 году стоимость валового регионального продукта составила 413,0 млрд рублей. Отчисления от валового регионального продукта на здравоохранение в 2010 году составили 12,4 млрд рублей.

2. Демографическая ситуация и состояние здоровья населения Ленинградской области


Демографическая ситуация в Ленинградской области схожа с общероссийской и характеризуется низким уровнем рождаемости, высокой смертностью и снижением численности населения.

Возрастной состав населения имеет регрессивный характер с преобладанием возрастного состава населения 50 лет и старше над населением 0-14 лет.

В 2010 году в 20 городах областного подчинения проживало 48,4% всего населения Ленинградской области, или в среднем 39,5 тыс. человек в каждом городе (от 12,8 тыс. человек в г.Шлиссельбурге до 77,6 тыс. человек в г.Выборге и 90,1 тыс. человек в г.Гатчине). В 11 городах районного подчинения проживает 7,5% всего населения Ленинградской области, в 32 поселках городского типа - 10,0%, в 2884 сельских населенных пунктах - 33,6% (в среднем на один сельский населенный пункт приходится 190 человек). Малочисленность населения в городах областного и районного подчинения, в которых расположены центральные районные больницы и районные больницы, не позволяет в каждом муниципальном районе развивать основные виды первичной специализированной помощи с учетом утвержденных Минздравсоцразвития России порядков оказания медицинской помощи населению. В связи с этим единственной возможностью приближения высококачественной специализированной медицинской помощи на муниципальном уровне является создание межмуниципальных специализированных центров.

Демографические показатели за 2005-2010 годы


За последние несколько лет в регионе наметилась положительная тенденция к улучшению демографической ситуации: увеличилась рождаемость, снизился уровень общей смертности и смертности населения трудоспособного возраста. Пик показателя смертности пришелся на 2003 год. Далее показатель общей смертности имеет тенденцию к снижению (2006 год - 19,3, 2009 год - 17,0, 2010 год - 16,7 на 1000 населения). В настоящее время имеет место рост рождаемости при снижении общей смертности населения, что приводит к снижению естественной убыли населения (рождаемость: 2006 год - 7,9, 2009 год - 9,23, 2010 год - 9,21 на 1000 населения; естественная убыль: 2006 год - 11,4, 2009 год - 9,9, 2010 год - 6,5).

Однако кардинальных изменений в сторону естественного прироста населения не происходит.

В целом по Ленинградской области коэффициенты общей смертности по сравнению с 2005 годом снизились на 18,7%. Однако несмотря на положительные тенденции естественного движения населения коэффициенты рождаемости остаются на низком уровне, а смертности - на достаточно высоком уровне.

Смертность мужчин во всех возрастных группах преобладает. В возрасте 15-17 лет смертность мужского населения в 2,7 раза выше, чем смертность женского населения, в возрасте 36-45 лет - в 3 раза, в возрасте 60-69 лет - в 2,8 раза.

В течение последних лет отмечается превышение смертности сельского населения над городским, которое в 2009 году составило 7,9%. В 2010 году отмечен больший уровень смертности городского населения по сравнению с сельским.

В структуре причин смертности населения Ленинградской области выделяются:

болезни системы кровообращения (БСК), занимающие первое место и составляющие на протяжении последних 20 лет более 50,0% смертности от всех причин (в 2009 году - 56,3%, в 2010 году 56,2%). Показатель смертности от БСК в 2010 году составил 919,1 на 100 тыс. человек населения, что на 11,8% ниже, чем в 2006 году, но выше, чем по Российской Федерации (в 2009 году - 856,7, в 2010 году - на прежнем уровне). В этом классе ведущее место занимают цереброваскулярные болезни;

злокачественные новообразования (ЗНО), занимающие второе место и составляющие в 2010 году 13,5% от всех причин смертности. Смертность от ЗНО в течение последних шести лет остается на высоком уровне и не имеет тенденции к снижению, в 2010 году смертность населения составила 233,9 на 100 тыс. человек населения, что выше, чем по Российской Федерации (в 2009 году - 206,9, в 2010 году - показатель снизился);

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних факторов, занимающие третье место, составили 11,8% (отмечено снижение с 289,4 в 2006 году до 192,9 на 100 тыс. человек населения в 2010 году). На темпы снижения смертности населения от внешних причин положительно влияют меры, направленные на уменьшение количества ДТП и снижение смертности от них, профилактическая работа с молодежью, меры по снижению числа случаев отравления спиртосодержащей продукцией. Вместе с тем уровень смертности населения Ленинградской области от внешних причин выше, чем в среднем по Российской Федерации (показатель по Российской Федерации в 2008 году - 172,2). Кроме того, в 2010 году отмечен рост смертности населения в трудоспособном возрасте от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2009 году - 35,8, в 2010 году - 35,9 на 100 тыс. населения). Причинами роста смертности от указанной причины являются тяжесть ДТП вследствие неудовлетворительного состояния дорог, недостаточного обеспечения мер профилактики ДТП;

болезни органов пищеварения занимают четвертое место, болезни органов дыхания - пятое место и составляют 3,7% в структуре смертности.

Анализ смертности населения от БСК показывает, что в этом классе имеет место снижение смертности. Смертность от цереброваскулярных болезней снизилась на 1,4%, в том числе от острого нарушения мозгового кровообращения - на 10,0%. Смертность от острого инфаркта миокарда (ОИМ) тенденции к снижению не имеет (рост на 4,0% в сравнении с 2009 годом). Анализ смертности от ОИМ по полу показывает значительное преобладание смертности мужского населения (в 2007 году выше, чем у женщин, на 12,7%, в 2009 году - на 11,6%, в 2010 году - на 12,6%). Анализ смертности от БСК в части своевременности и полноты госпитализации дает основание считать, что имеются резервы в улучшении данного показателя как в части своевременной диагностики, так и своевременной госпитализации. Одной из причин высокой смертности населения от БСК является достаточно высокий удельный вес смертей вне больничных учреждений, наступивших без оказания специализированной стационарной помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»