Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 октября 2010 года N 242-п

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОВРЕМЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ" НА 2011-2013 ГОДЫ


[Документ признан утратившим силу

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 года N 397-п]

[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2011 N 159-п]

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2011 года N 228-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2011 года N 417-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 года N 474-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 168-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 334-п]

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 102-оз "Об охране здоровья граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О долгосрочных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях создания условий для повышения доступности и качества медицинской помощи населению, формирования современной инфраструктуры здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1.Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года (прилагается).

2.Определить государственным заказчиком-координатором вышеназванной программы Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3.Рекомендовать органам местного самоуправления автономного округа разработать и принять аналогичные муниципальные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

4.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

5.Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".

6. [Пункт 6 признан утратившим силу Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2011 N 159-п]

    Губернатор
     Ханты-Мансийского
     автономного округа - Югры Н.В.Комарова


Приложение
к постановлению Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2010 г. N 242-п

[Приложение с изменениями внесенными Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2011 N 159-п]

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2011 года N 228-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.11.2011 года N 417-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2012 года N 168-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2012 года N 334-п]

Паспорт целевой Программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года


Наименование целевой программы

"Современное здравоохранение Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года  (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке целевой программы

распоряжение Правительства автономного округа от 12.06.2010 N 190-рп "Об оценке результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ автономного округа"

Разработчик целевой программы

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Дата утверждения целевой программы

Государственный заказчик -  координатор целевой программы

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Государственные заказчики целевой программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Цели
 целевой программы

1) повышение качества и доступности медицинской помощи;

 2) снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей автономного округа;

 3) увеличение продолжительности жизни населения

Задачи
 целевой программы

1. Развитие профилактической медицины, популяризация  основ здорового образа жизни среди населения.
 2.  Повышение доступности квалифицированной медицинской помощи на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение новых методов дистанционного обслуживания пациентов.
 3. Совершенствование действующей системы оказания медицинской помощи при различных видах заболеваний и травматизме.
 4. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи.
 5. Внедрение современных методов оказания перинатальной помощи в учреждениях родовспоможения и детства.
 6. Стабилизация эпидемической ситуации по социально значимым заболеваниям.
 7. Обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности в учреждениях здравоохранения.
 8. Совершенствование инфраструктуры объектов здравоохранения.

Ожидаемые непосредственные результаты реализации целевой программы

По итогам 2015 года ожидается:
 - снижение больничной летальности от болезней системы кровообращения с 3,2% до 3,0%, в том числе от инфаркта миокарда, - с 9,5% до 9,3%;

 - увеличение доли больных, выявленных  на I-II стадии, от общего числа выявленных онкологических заболеваний с 49,7% до 50,1%;

 - увеличение доли компонентов крови, выданных на переливание после карантинизации или патогенной инактивации, с 70% до 90%;

 - снижение ранней неонатальной смертности с 3,0 до  1,8  на 1000 родившихся живыми;

 - увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе: увеличение количества кардиохирургических операций с 2 936 до 3 500 в год;
увеличение количества операций эндопроте-зирования крупных суставов с 976 до 1 250 в год;
увеличение количества нейрохирургических операций с 449 до 500 в год;
 - увеличение продолжительности жизни больных сахарным диабетом  I  типа мужчин - с 50,2 до 52 лет, женщин – с 61,3 до 63 лет;

 - снижение распространенности туберкулеза со 174,1 до 168,5 на 100 тыс. населения;

 - увеличение доли оперированных пациентов среди контингентов больных туберкулезом с 6,4% до 7,5%;

 - увеличение доли вновь выявленных  ВИЧ-инфицированных больных, находящихся под диспансерным наблюдением, с 86,3%  до  91%;

 - увеличение охвата профилактикой вертикальной передачи ВИЧ с 93% до  95%;

 - снижение заболеваемости сифилисом с 32,4 до 29,6 на 100 тыс. населения, гонореей - с 65,4 до 63,0 на 100 тыс. населения;

 - увеличение числа участников массовых профилактических мероприятий  с 20 до 35 человек на 100 жителей;

 -  увеличение количества лиц, обученных основам здорового образа жизни в Центрах здоровья, с 2% до 5%.

Сроки реализации целевой программы

2011-2015 годы

Перечень подпрограмм

I . Подпрограмма "Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и актуальных направлений развития здравоохранения Югры".
 II . Подпрограмма "Современные методы противодействия распространению социально значимых заболеваний, совершенствование их выявления и лечения".
 III . Подпрограмма "Внедрение энергосберегающих технологий в учреждениях здравоохранения".
 IY . Подпрограмма "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения".

Объемы и источники финансирования целевой программы

общий объем финансирования Программы на 2011-2015 годы составляет  32 346 241,50 тыс. рублей, в том числе:
 на 2011 год - 6  971  442,20 тыс. рублей,
 на 2012 год - 6  388  750,30 тыс. рублей,
 на 2013 год - 7  773  680,80 тыс. рублей,
 на 2014 год - 8  363  948,10 тыс. рублей,
 на 2015 год - 2 848 420,10 тыс. рублей.
  Из них:
  1. Средства бюджета автономного округа всего  8 982 100,00  тыс. рублей, из них:
 - на 2011 год - 1  438  677,70 тыс. рублей,
 - на 2012 год - 1  865 085,40 тыс. рублей,
 - на 2013 год - 2  054 059,70 тыс. рублей,
 - на 2014 год - 2  053  327,00 тыс. рублей,
  - на 2015 год - 1 570 950,20 тыс. рублей;

  2. Средства областной программы "Сотрудничество" - 17 642 634,90 тыс. рублей, из них:
 - на 2011 год - 4  261 763,80 тыс. рублей,
 - на 2012 год - 3 223 816,90 тыс. рублей,
 - на 2013 год - 4 650 027,10 тыс. рублей,
 - на 2014 год - 5  241  027,10 тыс. рублей,
  - на 2015 год - 166 000,00 тыс. рублей;

  3. Средства федерального бюджета в сумме 2798517,80 тыс. рублей, в том числе:
 - на 2011 год - 921 812,90 тыс. рублей,
 - на 2012 год - 853 148,00 тыс. рублей,
 - на 2013 год - 324 600,00 тыс. рублей,
 - на 2014 год - 324  600,00 тыс. рублей,
  - на 2015 год - 374 356,90 тыс. рублей;

 4. Средства муниципальных бюджетов в сумме 62400,00 тыс. рублей, из них:
 - на 2011 год - 8  600,00 тыс. рублей,
 - на 2012 год - 13 200,00 тыс. рублей,
 - на 2013 год - 16 000,00 тыс. рублей,
 - на 2014 год - 16  000,00 тыс. рублей,
  - на 2015 год - 8 600,00 тыс. рублей;

  5. Внебюджетные источники (средства Федерального фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования) в сумме 2 860588,80  тыс. рублей, из них:
 - на 2011 год - 340 587,80 тыс. рублей,
 - на 2012 год - 333 500,00 тыс. рублей,
 - на 2013 год - 728 994,00 тыс. рублей,
 - на 2014 год - 728  994,00 тыс. рублей,
  - на 2015 год - 728 513,00 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы

по итогам реализации Программы ожидается:
 - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения с 70,6 до 71,1 лет;

 - снижение  общей смертности с 6,8 до 6,6 на 1000 населения;

 - снижение младенческой смертности до 4,2 на 1000 родившихся живыми;

 - снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий  с 15,0 до 13,00 на 100 тыс. населения;

 - снижение смертности от болезней  системы кровообращения с 300,0 до 283,0 на 100 тыс. населения;

 - снижение одногодичной летальности  онкологических больных с 26,5% до 25,5%;

 - снижение смертности от отравлений алкоголем с 5,2 до 4,0 на 100 тыс. населения;

 - снижение смертности населения от активного туберкулеза с 10,7 до 10,0 на 100 тыс. населения;

 - снижение первичного выхода на инвалидность с 34,5 до 33,0 на 10 000 населения.

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Стратегическая цель долгосрочного развития автономного округа - обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни населения Югры. Здравоохранение в этом контексте признается одним из ключевых направлений инновационного развития региона.

Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию системы здравоохранения и обновление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетных направлений развития здравоохранения Югры в единой программе.

В Югре на 1 января 2011 года функционирует 165 учреждений здравоохранения, из них 40 окружного подчинения, 124 - муниципального, 1 – федерального подчинения. Число отдельных зданий больничных учреждений и самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - 386 единиц. Общая площадь зданий учреждений здравоохранения составляет 928 395,3 м?, из них 25 649,2 м? изношены более чем на 60%.

В аварийном состоянии находятся 8 зданий. Требуют реконструкции 17 зданий, проведения капитального ремонта 51 здание.

Государственная противопожарная служба и Роспотребнадзор вынесли 96 предписаний по устранению нарушений правил противопожарной безопасности и санитарно-противоэпидемического законодательства в учреждениях здравоохранения автономного округа. Для устранения 14% из них необходимо выполнение работ капитального характера.

В среднем износ всех зданий лечебно-профилактических учреждений здравоохранения автономного округа составляет 69%.

Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации N 889 от 4 июня 2008 года "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и распоряжения Правительства автономного округа от 19.02.2010 N 89-рп "О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", а также Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в здравоохранении в течение 5 лет должно быть обеспечено снижение в сопоставимых условиях объемов потребления энергоресурсов не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного учреждениями в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

В отношении выполнения требований экологической безопасности, органами Росздравнадзора выдано 29 предписаний по отсутствию или недостаточной обеспеченности учреждений здравоохранения автономного округа специализированными аппаратами по обеззараживанию и утилизации медицинских отходов.

Несмотря на предпринятые в 2006-2008 годах меры по дооснащению учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом, во многих учреждениях имеется медицинское оборудование и автомобили скорой медицинской помощи, имеющие 100%-й износ.

В структуре причин смертности населения, в том числе преждевременной, лидируют сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также последствия внешних причин (травмы и отравления). Эти же заболевания и состояния являются одними из основных причин инвалидизации населения, как в Югре, так и в Российской Федерации в целом. Учитывая глобальность данной проблемы, Минздравом России включены в приоритетный национальный проект "Здоровье" мероприятия, направленные на предупреждение и борьбу с сосудистыми, онкологическими заболеваниями, последствиями ДТП, проводится отбор субъектов для участия в данных федеральных мероприятиях. В этой связи региональной программой предусматривается финансирование аналогичных мероприятий.

Сахарный диабет - одно из самых распространенных заболеваний, являющееся значимой медико-социальной проблемой. В автономном округе состоит на диспансерном учете более 30 000 больных сахарным диабетом. Среди данной категории пациентов смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота - в 10 раз, нефропатия - 12-15 раз, гангрена нижних конечностей и другие сосудистые осложнения – в 20 раз чаще, чем среди населения в целом, что обуславливает высокий уровень инвалидизации при сахарном диабете, особенно в молодом трудоспособном возрасте. Необходимость постоянного врачебного мониторинга и проведения самоконтроля, высокая стоимость лекарственных средств и расходных материалов при данной патологии требуют существенных финансовых затрат и комплексного программного подхода.

Постоянное наращивание объёмов оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению автономного округа, в том числе на основе государственного задания с софинансированием из средств бюджета Российской Федерации, требует бесперебойного обеспечения лечебно-профилактических учреждений современными расходными материалами и лекарственными препаратами для оказания хирургической помощи травматологическим, кардиологическим, нейрохирургическим больным.

Эпидемическая ситуация по социально значимым заболеваниям (ВИЧ-инфекция, туберкулез, гепатиты, болезни, передаваемые половым путем, психонаркологические заболевания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре остается крайне напряженной.

С начала регистрации (1994 г.) и по состоянию на 15 июня 2010 года в округе выявлено 13 461 ВИЧ-инфицированный, из которых 73,1% - потребители иньекционных наркотиков. В ряде муниципальных образований пораженность ВИЧ-инфекцией превышает 1% населения, что свидетельствует о генерализации эпидемического процесса. С ростом абсолютного числа ВИЧ-инфицированных возрастает угроза распространения инфекции на прочие слои населения за счет активизации полового и вертикального пути передачи. В этой связи требуется комплексный программный подход к вопросам профилактики и обеспечения специализированных учреждений службы Анти-СПИД тест-системами, антиретровирусными препаратами.

Не менее важной медико-социальной проблемой для Югры является туберкулез. В 2009 году было зарегистрировано 1 224 больных, впервые заболевших активным туберкулезом. Наибольший удельный вес из общего числа впервые выявленных больных туберкулезом составляют постоянные жители округа, на втором месте осужденные в исправительных учреждениях службы исполнения наказаний, доля которых в 2009 году увеличилась на 1,7%. Несмотря на некоторую стабилизацию эпидемической ситуации, отмечается рост больных с хроническими, неизлечимыми, лекарственно устойчивыми формами туберкулеза. За прошедший год на территории Югры зарегистрировано 213 случаев смерти от туберкулеза, что на 22 случая больше, чем в 2008 году. Учитывая социальную значимость проблемы распространения туберкулеза, мероприятия, направленные на борьбу с ним, включены в приоритетный национальный проект "Здоровье", а субъектам рекомендовано предусмотреть финансирование аналогичных мероприятий в региональных отраслевых программах.

Оказание перинатальной помощи на современном уровне, в том числе выхаживание недоношенных новорожденных с экстремально низкой массой тела, является одним из приоритетных направлений совершенствования системы здравоохранения автономного округа, так как уровень младенческой смертности является одним из показателей эффективности её функционирования. Кроме этого, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года планируется переход Российской Федерации на регистрацию новорожденных в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения. Эти обстоятельства диктуют необходимость продолжения программного подхода к совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, в том числе оснащения перинатальных центров современным диагностическим и медицинским оборудованием для выхаживания недоношенных и маловесных детей.

Проблема тотального распространения табакокурения и злоупотребления алкоголем в настоящее время приобрела болезненный для общества и государства характер. В этой связи Правительством Российской Федерации принята "Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года". Кроме этого в перечень федеральных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2010 года включены мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака, открытие Центров здоровья, их материально- техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение. Тиражирование основ здорового образа жизни в средствах массовой информации, а также санитарно-просветительская деятельность, направленная на профилактику заболеваний и патологических зависимостей, являются приоритетными направлениями системы здравоохранения и требуют продолжения применения комплексного программного подхода.

Реализация данной Программы позволит решить актуальные проблемы материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, повысить доступность наиболее востребованных видов специализированной и высокотехнологичной помощи, улучшить эпидемическую ситуацию по социально значимым заболеваниям.

Необходимость программно-целевого подхода к решению обозначенных проблем продиктована как внутренними потребностями отрасли, так и основными направлениями федеральных целевых программ.

Раздел 2. Цели и задачи, целевые показатели, сроки реализации Программы


2.1. Цели и задачи реализации Программы, целевые показатели

Цели Программы:

1) повышение качества и доступности медицинской помощи;

2) снижение заболеваемости, инвалидности и смертности жителей автономного округа;

3) увеличение продолжительности жизни населения.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

1. Развитие профилактической медицины, популяризация основ здорового образа жизни среди населения.

2. Повышение доступности квалифицированной медицинской помощи на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение новых методов дистанционного обслуживания пациентов.

3. Совершенствование действующей системы оказания медицинской помощи при различных видах заболеваний и травматизме.

4. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи.

5. Внедрение современных методов оказания перинатальной помощи в учреждениях родовспоможения и детства.

6. Стабилизация эпидемической ситуации по социально значимым заболеваниям.

7. Обеспечение энергоэффективности и экологической безопасности в учреждениях здравоохранения.

8. Совершенствование инфраструктуры объектов здравоохранения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»