ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
(Тюменская область)


РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 февраля 2010 г. № 89-рп

г.Ханты-Мансийск

О вопросах энергосбережения и повышения энергетической
эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Руководствуясь Федеральным законом от 23 ноября 2009 года  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года № 306-п «О долгосрочных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (с изменениями на 28 августа 2009 года), в целях эффективного использования энергетических ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

1.Одобрить Концепцию энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре (далее - Концепция) (приложение 1).

2.Исполнительным органам государственной власти автономного округа при планировании и осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководствоваться положениями Концепции.

3.Рекомендовать главам муниципальных образований автономного округа при планировании деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности учитывать положения Концепции.

4.Утвердить техническое задание на разработку долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года (приложение 2).

5.Определить Департамент развития жилищно-коммунального комплекса Ханты - Мансийского автономного округа - Югры  (Чепайкин А.П.) государственным заказчиком (координатором) долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»  на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года (далее - Программа).

6.Департаменту развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа (Чепайкин А.П.):

6.1.Организовать работу по разработке Программы в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с утвержденным техническим заданием.

6.2.Финансовое обеспечение расходных обязательств на разработку Программы осуществить за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа в 2010 году по разделу 04 «Национальная экономика», подразделу 11 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», целевой статье 0816900 «Выполнение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами».

7.Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства автономного округа  Новицкого В.Ф.



Председатель Правительства
автономного округа
А.В.Филипенко



Приложение 1
к распоряжению Правительства
автономного округа
от 19 февраля 2010 г. № 89-рп


Концепция
энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном  округе - Югре


I. Введение


Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889  «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября  2009 года № 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года № 491-рп.

Концепция устанавливает цели и задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в связи с приоритетами социально-экономического развития автономного округа, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области использования энергетических ресурсов на территории автономного округа, в том числе механизмы обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Основными целями Концепции являются повышение качества жизни населения автономного округа и переход автономного округа на инновационный путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создания условий для повышения энергетической эффективности экономики и бюджетной сферы автономного округа.

Концепция является основой для разработки и реализации долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на период 2011- 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее - Программа) и проведения согласованной региональной энергетической, экономической и инновационной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа


Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Указом Президента Российской Федерации  от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.

В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года планируется:

сокращение к 2030 году удельной энергоемкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;

удельной электроемкости валового внутреннего продукта - не менее чем  в 1,6 раза.

Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующее место в России по добыче нефти и по производству электроэнергии, которые в 2008 году соответственно составили 277,8 млн. тонн и 75,2 млрд. кВтЧч. При этом автономный округ располагает значительным потенциалом энергосбережения, оцениваемым на уровне 10-12% суммарного годового энергопотребления. Суммарный резерв экономии энергетических ресурсов по всем наиболее энергозатратным отраслям экономики (добыча и транспортировка нефти, добыча и транспортировка газа, электроэнергетика, жилищное и гражданское строительство, коммунальное хозяйство, лесной и деревообрабатывающий комплекс) составляет 13 619,8 тыс. тонн условного топлива.

Стремительными темпами движется развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

более чем на 6% вырос прирост инвестиций в основной капитал в 2008 году по сравнению с 2007 годом, высокие темпы строительства - прирост на 11,6% в 2008 году.

Это свидетельствует не только об интенсивном росте энергопотребления в автономном округе, но также о благополучной конъюнктуре автономного округа для развития энергосберегающих технологий и рынка энергосервисных услуг.

Сохранение лидирующих позиций автономного округа в энергетической отрасли предполагает последовательное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Меры, направленные на радикальное улучшение энергоэффективности региональной экономики, являются важнейшим элементом новой энергетической политики автономного округа в структуре приоритетов его социально-экономического развития.

Реализация Концепции и соответствующего комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволят автономному округу повысить свои показатели за счет снижения энергоемкости валового регионального продукта и внести ощутимый вклад в достижение необходимого уровня энергетической эффективности отечественной экономики в целом.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

На расширенном заседании президиума Государственного совета по вопросу повышения энергоэффективности российской экономики 2 июля 2009 года в городе Архангельске было отмечено, что энергоэффективность должна пронизывать все приоритеты технологической модернизации. Требования эффективного использования энергетических ресурсов в различных отраслях экономики и социальной сфере обуславливает необходимость применения комплексного и системного подхода к решению финансовых, организационно-методических, технических и других вопросов, направленных на достижение максимальных показателей энергетической эффективности.

Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в автономном округе является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на период 2011- 2015 годы и на перспективу до 2020 года».

Без использования программно-целевого метода возможно лишь точечное решение некоторых локальных задач, которое не позволит достичь поставленных целей снижения уровня потерь энергетических ресурсов, снижения затрат средств бюджета автономного округа на обеспечение бюджетного сектора энергетическими ресурсами, улучшения экологического состояния автономного округа, а также применение альтернативных источников энергии.

Высокая эффективность применения программно-целевого метода в автономном округе подтверждается результатами реализации региональной целевой программы «Энергосбережение Тюменской области на период до 2005 года», утвержденной постановлением Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2000 года  № 47/СГ, которая среди 40 субъектов Российской Федерации заняла первое место в конкурсе «Лучшая региональная программа по энергосбережению» на Всероссийской выставке «Энергосбережение в регионах России - 2001», проходившем в Москве.

Вышеуказанная программа за два года реализации в автономном округе позволила получить экономию 3,4 млн. тонн условного топлива, из которых большая часть сэкономленных энергетических ресурсов приходится на топливно-энергетический комплекс. Суммарная экономия за период реализации программы к июлю 2004 года от внедрения энергосберегающих технологий и оборудования составила 6,5 млн. тонн условного топлива, внедрено 1641 энергосберегающее мероприятие.

За период 2000-2005 годы за счет мероприятий по энергосбережению было сэкономлено:

при транспорте нефти - 5,5 млн. тонн условного топлива;

в добыче и транспорте газа - 4,8 млн. тонн условного топлива;

в электроэнергетике - 1,4 млн. тонн условного топлива.

Достижение требуемых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не может быть реализовано только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа или только силами организаций топливно-энергетического комплекса. Для решения проблемы требуется разработка взаимоувязанного по срокам, исполнителям и ресурсам перечня мероприятий, оформленного в виде долгосрочной целевой программы автономного округа, применение организационно-финансовых механизмов взаимодействия, концентрации ресурсов исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, хозяйствующих субъектов и населения, а также четкая координация их совместных усилий.

IV. Основные цели и задачи в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе

Основными целями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:

улучшение качества жизни населения автономного округа за счет реализации энергосберегающих мероприятий;

обеспечение инновационного развития автономного округа за счет повышения энергетической эффективности;

обеспечение энергетической безопасности автономного округа в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта;

удовлетворение обоснованных потребностей населения и экономики автономного округа в энергетических ресурсах;

устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса автономного округа;

снижение уровня негативного воздействия топливно-энергетического комплекса автономного округа на окружающую среду;

оптимизация расходной части бюджета автономного округа за счет сокращения платежей за энергетические ресурсы;

снижение размера платежей населения автономного округа и хозяйствующих субъектов за энергетические ресурсы;

создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в области производства энергосберегающего оборудования;

создание благоприятного инвестиционного климата в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с вышеназванными целями основными задачами энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе являются:

совершенствование нормативной правовой базы автономного округа, в том числе разработка, утверждение и реализация долгосрочных целевых программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также методическое обеспечение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка и реализация мер экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

реализация инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

проведение энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;

установка приборов учета энергетических ресурсов и их диспетчеризация;

развитие специализированных информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

внедрение энергосберегающих технологий и энергетически эффективного оборудования в отраслях экономики и социальной сфере;

создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;

развитие производства энергетически эффективного оборудования и приборов учета энергетических ресурсов на территории автономного округа;

развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение энергетически эффективных технологий в сфере производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;

пропаганда и обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

V. Механизмы обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе

     
Общие положения


В целях обеспечения достижения целей и решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности в автономном округе необходимо формирование следующих механизмов:

1.Решение организационных задач, в том числе управления энергосбережением, повышения энергетической эффективности в автономном округе, совершенствования отчетности и оценки эффективности реализации Программы, детальной оценки потенциала энергосбережения, применения мер воздействия в случае нерационального и несанкционированного использования энергетических ресурсов.

2.Решение нормативно-правовых задач, в том числе разработка проектов нормативных правовых актов автономного округа, разработка мер тарифного стимулирования, разработка мер необходимого методического обеспечения.

3.Решение финансовых задач, в том числе привлечения бюджетных, кредитных, инвестиционных и финансовых источников для реализации на территории автономного округа проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценка внедрения инвестиционных проектов.

4.Решение технических задач, в том числе проведение энергетических обследований объектов, расположенных на территории автономного округа, и последующая их энергетическая паспортизация, создание в автономном округе банка данных энергосберегающего оборудования и технологий, внедрение показателей энергетической эффективности, осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Организационные задачи


Управление энергосбережением и повышением энергетической эффективности в автономном округе осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти автономного округа.

Правительство автономного округа формирует политику и осуществляет итоговый контроль за осуществлением на территории автономного округа мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правительство автономного округа взаимодействует с Думой автономного округа в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в автономном округе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


Нормативно-правовые задачи и методическое обеспечение


Разработка нормативной правовой базы автономного округа и методическое обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения в автономном округе определяются тем объемом полномочий, который предоставлен органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ.

Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой базы и методического обеспечения энергетической эффективности и энергосбережения в автономном округе являются:

разработка в установленном порядке долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальных программ в области энергосбережения и энергетической эффективности;

установление и совершенствование мер тарифного и налогового стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах полномочий автономного округа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»