ПРИКАЗ
от 10 декабря 2013 года № 937
О системе социальной реабилитации семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации или социально
опасном положении, в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей Нижегородской области
В целях повышения эффективности работы учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области по социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Модель социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (приложение 1).
1.2. Примерное положение о социальном консилиуме учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области (приложение 2).
1.3. Типовую форму индивидуальной социальной реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (приложение 3).
1.4. Типовую форму индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на стационарном обслуживании в учреждении социального обслуживания семьи и детей (далее - Учреждения) (приложение 4).
1.5. Типовую форму групповой программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, на полустационарном обслуживании в Учреждении (приложение 5).
1.6. Требования к порядку ведения личных дел несовершеннолетних, находящихся на стационарном обслуживании в Учреждениях (приложение 6).
1.7. Требования к порядку ведения личных дел несовершеннолетних, находящихся на полустационарном обслуживании в Учреждениях (приложение 7).
1.8. Примерное положение о социальном патронаже семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (приложение 8).
2. Управлению социальной политики семьи и детей (Е.Ю. Горбунова) обеспечить организационно-методическое сопровождение Учреждений по вопросам организации социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
3. Директорам государственных казенных учреждений Нижегородской области "Управление социальной защиты населения":
3.1. Обеспечить организацию деятельности Учреждений в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом, с 1 января 2014 года.
3.2. Обеспечить контроль за организацией социально-реабилитационного процесса в Учреждениях, в соответствии с требованиями документов, утвержденных настоящим приказом.
4. Директорам Учреждений обеспечить организацию деятельности в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом, с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра С.Н. Кошелеву.
Министр О.В.Носкова
Модель
социальной реабилитации семей и несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации или социально
опасном положении
Примерное положение
о социальном консилиуме учреждений социального обслуживания
семьи и несовершеннолетних в Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее примерное положение определяет порядок деятельности социального консилиума (далее - Консилиум) учреждений социального обслуживания семьи и детей в Нижегородской области (далее - Учреждение).
1.2. Основные понятия:
1.2.1. Консилиум - коллегиальный орган Учреждения, который создается в целях координации деятельности служб и отделений по реализации индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации в отношении несовершеннолетнего (семьи), осуществления контроля за их выполнением и оценки эффективности проведенных социально-реабилитационных мероприятий.
1.2.2. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи) (далее - ИПСР) - это комплекс оптимальных социально-реабилитационных мероприятий, включающий в себя их отдельные виды, объемы, сроки и порядок предоставления социально-психологических, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-бытовых, социально-экономических, социально-правовых услуг, направленных на восстановление нарушенных (или утраченных) несовершеннолетним (семьей) социальных связей, способностей к выполнению определенных видов деятельности.
ИПСР оформляется в форме документа, содержащего сведения о несовершеннолетнем (семье), перечень предоставляемых социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых, социально-экономических услуг, а также других мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи), определяющих единую стратегию и тактику работы Учреждения с конкретным ребенком (семьей), находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
1.2.3. Социальный патронаж - комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности Учреждения семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с целью оказания помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка, защите его прав и интересов.
1.3. В своей деятельности Консилиум руководствуется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка";
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";
- Устав Учреждения, настоящее положение;
- иные нормативные документы.
1.4. Положение о Консилиуме, его состав, форма ИПСР несовершеннолетних (семей) утверждаются приказом директора Учреждения.
2. Задачи и принципы работы консилиума
_____________________________________________________
Нумерация разделов дана в соответствии с оригиналом
- примечание администратора БД
_____________________________________________________
1.2. Основные задачи Консилиума:
- сбор информации о семье и о несовершеннолетнем;
- определение общего уровня развития несовершеннолетнего, диагностика;
- координация деятельности специалистов Учреждения, участвующих в социально-реабилитационном процессе;
- разработка и утверждение ИПСР;
- проведение мониторинга и оценки эффективности проведенной социально-реабилитационной работы, при необходимости внесение соответствующих изменений, дополнений в ИПСР.
2.2. Основные принципы работы Консилиума:
- законность, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетнего и его семьи, в том числе приоритетность семейного воспитания детей, сохранение и восстановление кровной семьи, подбор и всесторонняя помощь замещающей семье;
- первоочередность мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, его информационной и психологической безопасности;
- адресность и индивидуальный подход к каждой отдельной семье, несовершеннолетнему, ситуации;
- опора на развитие внутренних ресурсов семьи, мотивирование семьи для активного участия в решении своих проблем, осуществление профилактических и реабилитационных мероприятий в сотрудничестве с родителями (законными представителями) и с учетом потребностей несовершеннолетних;
- межведомственное взаимодействие, как единство управления процессом, его системность, преемственность и непрерывность;
- конфиденциальность, соблюдение права семьи на охрану частной жизни, недопущение разглашения без соответствующего согласия информации о несовершеннолетнем и ситуации в семье.
_____________________________________________________
Нумерация разделов дана в соответствии с оригиналом
- примечание администратора БД
_____________________________________________________
2. Состав консилиума
2.1. В состав Консилиума включаются высококвалифицированные специалисты Учреждения, в том числе:
- директор, заместитель директора по социально-реабилитационной работе, заведующие структурных подразделений;
- специалисты, обеспечивающие социально-реабилитационный процесс.
2.2. В отдельных случаях на Консилиум дополнительно могут приглашаться представители других учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители несовершеннолетних (законные представители), либо другие члены семьи, эксперты, узкие специалисты (по согласованию).
2.3. Председатель Консилиума избирается из числа членов Консилиума и утверждается приказом Учреждения. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью Консилиума.
2.4. Ответственный секретарь Консилиума назначается руководителем Учреждения, обеспечивает подготовку и ведение основной документации по деятельности Консилиума, проводит весь комплекс организационных мероприятий по проведению Консилиума и доведению необходимой информации о его результатах до заинтересованных лиц.
3. Вопросы, рассматриваемые на заседании консилиума
В ходе заседаний Консилиума рассматриваются следующие вопросы:
- утверждение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних (семей), находящихся на социальном обслуживании, установление сроков их реализации;
- осуществление контроля за сроками и эффективностью обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, в рамках реализации индивидуальных программ социальной реабилитации, своевременного внесения необходимых изменений и дополнений;
- обеспечение сопровождения кризисных случаев, возникающих в ходе социально-реабилитационного процесса;
- проведение оценки эффективности используемых форм и методов в социально-реабилитационной работе.
5. Формы и сроки проведения консилиума
5.1. Первичный Консилиум проводится при зачислении несовершеннолетнего (семьи) на социальное обслуживание в Учреждение после завершения первичных обследований специалистами (не позднее чем через 10 дней после зачисления в Учреждение).
В ходе проведения первичного Консилиума определяется социальный статус несовершеннолетнего (семьи), социальные проблемы, потребности, требующие социально-реабилитационного воздействия, предлагаются мероприятия для включения в ИПСР, устанавливаются сроки ее реализации, назначается дата рассмотрения промежуточных результатов социальной реабилитации.
5.2. Контрольный Консилиум проводится в период социальной реабилитации, в срок не позднее 3 месяцев со дня проведения первичного Консилиума для оценки эффективности проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним (семьей).
В ходе проведения контрольного Консилиума на основании представленных промежуточных результатов социально-реабилитационных мероприятий осуществляется контроль за ходом социально-реабилитационного процесса, также дается оценка эффективности реабилитации. При необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения.
5.3. Итоговый Консилиум проводится в период завершения курса социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи).
В ходе проведения итогового Консилиума подводятся итоги проведенных социально-реабилитационных мероприятий, анализируются достигнутые результаты, даются необходимые рекомендации по следующим вопросам: определение дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, постановка семьи на социальный патронаж и т.д.
5.4. Кризисный Консилиум проводится в случаях возникновения ситуаций, требующих незамедлительного принятия решения.