Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2013 года N 5-пр


О внесении изменений в краевую целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы,
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 мая 2012 г. N 170-пр

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 июня 2014 года N 188-пр

__________________________



В целях совершенствования нормативного правового регулирования вопросов формирования, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ, решения задач социально-экономического развития Хабаровского края, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" Правительство края

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 31 мая 2012 г. N 170-пр "О краевой целевой программе "Доступная среда" на 2013-2015 годы" следующие изменения:

1.1. Наименование изложить в следующей редакции: "О долгосрочной краевой целевой программе Хабаровского края "Доступная среда" на 2013-2015 годы".

1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, Правительство края

постановляет:".

1.3. В пункте 1:

1) слова "краевую целевую программу" заменить словами "долгосрочную краевую целевую программу Хабаровского края";

2) слово "Программа" заменить словами "целевая программа".

1.4. В пункте 2:

1) слово "Программы" заменить словами "целевой программы";

2) слова "заместителя Председателя Правительства края по вопросам социальной инфраструктуры Оноприенко Ю.И." заменить словами "исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития Витько А.В.".

2. Внести изменения в краевую целевую программу "Доступная среда" на 2013-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 мая 2012 г. N 170-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

     

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 31.05.2012 N 170-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 23 января 2013 года N 5-пр)


ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Хабаровского края
"Доступная среда" на 2013-2015 годы

ПАСПОРТ
долгосрочной краевой целевой программы Хабаровского края
"Доступная среда" на 2013-2015 годы


Наименование долгосрочной краевой целевой программы

долгосрочная краевая целевая программа Хабаровского края "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее также - целевая программа)

Основания разработки целевой программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. N 631н "Об утверждении распределения в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 633н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225";
постановление Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года";
постановление Правительства Хабаровского края от 16 мая 2012 г. N 152-пр "О государственной целевой программе Хабаровского края "Развитие социальной защиты населения Хабаровского края";
распоряжение Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае"

Ответственный исполнитель целевой программы

министерство социальной защиты населения Хабаровского края

Соисполнители целевой программы

министерство образования и науки Хабаровского края; министерство здравоохранения Хабаровского края; министерство культуры Хабаровского края; министерство промышленности и транспорта Хабаровского края; комитет по спорту Правительства Хабаровского края; комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края

Участники целевой программы

органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию)

Цель целевой программы

обеспечение беспрепятственного доступа (далее также - доступность) к приоритетным объектам и услугам(1) в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных(2) групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край)

Задачи целевой программы

совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае;

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае

Показатели (индикаторы) целевой программы (в соответствии с показателями Государственной программы)

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае;

доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности(3) края по результатам их паспортизации,(4) среди всех приоритетных объектов и услуг;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае;

доля учреждений социальной защиты населения края, в которых создана безбарьерная среда, в общем количестве учреждений социальной защиты населения края;

доля общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду, в общем количестве общеобразовательных учреждений края;

доля учреждений среднего профессионального образования края, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений среднего профессионального образования края;

доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности,(5) среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в крае;

доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае(6) (далее - краевой Перечень средств реабилитации), в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае;

доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги (взрослые (дети)

Этапы и сроки реализации целевой программы

целевая программа реализуется в один этап 2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования целевой программы

- общий объем финансирования реализации целевой программы составляет 650 391,2 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 223 349,2 тыс. рублей;

в 2014 году - 221 215,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 205 826,7 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета (прогнозно) 296 456,4 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 78 856,4 (7)тыс. рублей;

в 2014 году - 108 221,0 (8)тыс. рублей;

в 2015 году - 109 379,0 (9)тыс. рублей;

- объем средств краевого бюджета края 297 764,8 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 124 807,8 тыс. рублей;

в 2014 году - 93 849,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 79 107,7 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) 56 170,0 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 19 685,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 19 145,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 17 340,0 тыс. рублей.

 Объем средств бюджета края по иным программам (справочно) 108 930,0 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 36 280,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 36 325,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 36 325,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации целевой программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в крае;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае в целях размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического и автомобильного транспорта общего пользования;

6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в крае;

7) увеличение числа инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с краевым перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете;

8) создание системы повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

9) увеличение количества учреждений социальной защиты населения края, в которых создана безбарьерная среда;

10) увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду;

11) увеличение численности инвалидов и других МГН, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

12) увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;

13) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе


_________________

(1)Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.

(2)Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь.

(3)Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.

(4)Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.

(5)Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта).

(6)Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 29 марта 2006 г. N 68.

(7)Из указанной суммы 19 789,6 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование"

(8)Из указанной суммы 7 796,0 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование"

(9)Из указанной суммы 7 796,0 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование".



     

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


В Хабаровском крае проживает 288,6 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет более 20% населения края, и 87,8 тыс. инвалидов, что составляет 6,5% населения края.

Из признанных инвалидами граждан около 5 тыс. являются детьми-инвалидами. Из общего количества инвалидов 31,4% - инвалиды трудоспособного возраста. От общей численности инвалидов, более половины составляют женщины, 32% - не достигли пенсионного возраста(10), 5% - инвалиды по слуху, 3% - инвалиды по зрению. В структуре первичной инвалидности на протяжении ряда лет первое место в крае (41,2%) занимают болезни системы кровообращения, второе место - злокачественные новообразования, третье - болезни костно-мышечной системы, четвертое - последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин.(11)

Каждый четвертый житель края относится к маломобильным группам населения и нуждается в активной поддержке государства и общества.

Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан края, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 02 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность их неисполнение.

Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.

В целях реализации указанного направления распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее также - Государственная программа), которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная целевая программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.

Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, в качестве одной из первостепенных задач определено повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.

В октябре 2011 г. состоялось расширенное заседание Правительства края с участием руководителей общественных организаций инвалидов края. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае", принятым по итогам расширенного заседания, министерству социальной защиты населения края поручено разработать проект краевой целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы" с учетом предложений органов исполнительной власти края, а органам местного самоуправления рекомендовано разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Вышеперечисленные правовые акты явились основанием для комплексного решения проблем по формированию доступной среды для МГН.

Опыт организации работы в Хабаровском крае по обеспечению доступной среды жизнедеятельности МГН формировался поэтапно.

Ежегодно, начиная с 1996 года, в крае принимаются программы по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан, в рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на создание доступной среды для инвалидов. Указанные мероприятия предполагают бесплатное обеспечение средствами реабилитации по краевому перечню; приобретение и ремонт предметов и аппаратуры реабилитации для использования в быту, в том числе слуховых аппаратов и говорящих книг; предоставление мер социальной поддержки инвалидам и МГН по оплате проезда по социальным нуждам, к месту обучения и обратно, оказание материальной помощи. В 2012 году на выполнение одной из таких программ из средств краевого бюджета было выделено 1,2 млрд. рублей.(12)

Большое внимание в крае уделяется повышению качества жизни граждан пожилого возраста. Принята краевая целевая программа "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы.(13) В рамках программы осуществляется проведение ежегодного комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, выявление и учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальных услугах, оснащение мобильных бригад автотранспортом. Предусмотрено введение новых форм социального обслуживания, таких как создание "школ по уходу за гражданами пожилого возраста, утратившими способность к самообслуживанию" для родственников и социальных работников в учреждениях здравоохранения. Планируется открытие геронтологических отделений в структуре домов-интернатов, создание приемных семей для пожилых граждан. Одним из мероприятий является расширение добровольческой деятельности и волонтерского движения путем привлечения студентов, школьников к проведению краевых акций "Милосердие", "Забота", обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста.

Расходы краевого бюджета на реализацию этой программы составили свыше 1 млрд.рублей, в том числе в 2011 году - 264,1 млн.рублей и в 2012 году - 367,2 млн. рублей.

В целях ликвидации бедности среди пенсионеров за счет средств краевого бюджета выплачивается региональная социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума. Получателями такой доплаты являются более 36 тыс. пенсионеров, средний размер доплаты составляет 1 873 рублей в месяц.

Для реализации государственной политики в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в крае развивается система социальной реабилитации инвалидов, которая направлена на самореализацию людей с ограниченными возможностями, интеграцию их с обществом.

Ежегодно 50-ю краевыми учреждениями социального обслуживания населения различного вида социальные услуги оказываются более 170 тыс. граждан.

В крае приняты Государственные стандарты социального обслуживания населения Хабаровского края устанавливающие требования к видам социальных услуг, их объему, качеству.(14) Всеми учреждениями социального обслуживания населения приняты стандарты учреждений по основным направлениям организации социального обслуживания.

В течение шести лет в крае работает специализированное учреждение для инвалидов - краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее - Центр). В Центре создана и успешно функционирует система комплексной многопрофильной реабилитации. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс комплексной реабилитации в Центре проходят 1,5 тыс. жителей края.

С целью приближения услуг к месту проживания людей с ограниченными физическими возможностями с 2009 года открыто отделение социальной реабилитации инвалидов на дому в Нанайском муниципальном районе, обслуживающее 85 человек в год. С 2011 года подобное отделение открыто в Амурском муниципальном районе с охватом 70 человек в год. В 2012 году открыто два отделения социальной реабилитации инвалидов на дому в городе Хабаровске и Хабаровском районе. К 2025 году отделения социальной реабилитации инвалидов на дому планируется создать в тринадцати городских округах и муниципальных районах края.

Большое значение в проведении комплексной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в крае, имеет центр реабилитации инвалидов в г. Комсомольске-на-Амуре. Учреждение осуществляет реабилитацию 1,7 тыс. детей-инвалидов в год. В 2011 году открыт Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (с охватом 790 детей-инвалидов в год). В 2012 году после реконструкции введен в эксплуатацию реабилитационный центр для детей и подростков в городе Советская Гавань (с охватом 480 детей-инвалидов в год).

В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года", в 2015 году планируется открытие краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Хабаровске (на 35 стационарных мест).

Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и организационно-методическим отделением Центра по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений); разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания населения края иных типов.

Разработка инновационных технологий в сфере социальной реабилитации является составной частью работы Центра по обеспечению качества социальных услуг, более полному удовлетворению нужд клиентов. Поиск новых методик обеспечивает проведение комплексной социальной реабилитации клиента с учетом его основного и сопутствующих заболеваний, так как клиенты учреждения часто имеют противопоказания к традиционно используемым методам реабилитации. В технологию социальной реабилитации внедрены методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции, адаптации вновь прибывших в Центр клиентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»